Проблема бессознательного в отечественной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:29, реферат

Краткое описание

Проблема бессознательного давно и интенсивно разрабатывается в нашей стране. И в настоящее время возникают различные точки зрения на происхождение бессознательного.
Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей.

Файлы: 1 файл

гот реферат.docx

— 31.71 Кб (Скачать)

Введение

   Проблема  бессознательного давно и интенсивно разрабатывается в нашей стране. И в настоящее время возникают различные точки зрения на происхождение бессознательного.

   Часто, совершив определенный поступок, человек  не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне.

   Способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

   Актуальность  исследования обоснована тем, что проблема сознания - одна из фундаментальных проблем философии и психологии. Сегодня, в связи с появлением новых данных и исследований в рамках специальных наук, были переформулированы старые проблемы и намечены иные способы их решения. Одной из таких тем является проблема бессознательного.

   В сферу современных исследований бессознательного и его соотношения  с сознанием вовлекаются междисциплинарные  методологии, опирающиеся на данные и выводы нейрофизиологии, исследования искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии.

   Обращение к проблематике бессознательного играет важную роль при описании процессов  творчества, припоминания, восприятия, в сновидческих и измененных состояниях сознания. В.П. Зинченко считает, что  ни одна проблема психологии не должна решаться без учета фокуса творчества.

   Бессознательное - это не только один из центральных  и основных психологических вопросов, но, в гораздо большей степени, вопрос методологический, т.е. лежит в основе построения самой психологической науки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понимание бессознательного  в современной 

отечественной психологии

   Психика в целом, сознание и бессознательное  в частности, возникли в ходе эволюции живых существ, они имеют свое функциональное предназначение и представляют собой качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности. Они появились в ходе эволюции жизнедеятельности живых существ, и поэтому можно сказать, что вне деятельности субъекта и его взаимодействия с миром, их не существует. Функционирование бессознательного подчиняется своей особой логике, обеспечивая адаптивный эффект и предназначено для решения специфического класса жизненных задач. В неосознаваемом психическом отражении мир и субъект образуют одно целое, и если в сознании господствует рациональная формальная логика, то бессознательное нечувствительно к противоречиям (например, действительность переживается через различные формы уподобления – эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение). Второй чертой является иная временная логика – прошлое, настоящее и будущее не находятся в отношении линейной необратимости.

   Проблема  бессознательного с различных методологических позиций, на различных уровнях знания и представления о психическом  обсуждалась и конструировалась в теориях философского и психологического порядка в течение почти трех тысячелетий. Несмотря на столь длительную историю проблемы и широчайший интерес к ней в последние столетия в философии, психологии, психиатрии и психотерапии, пока не удалось построить целостной теории, объясняющей механизмы и структуру бессознательного.

   В широком смысле бессознательное  – это совокупность психических  процессов, актов и состояний, которые  не представлены в сознании человека. В ряде психологических теорий бессознательное  рассматривается как особая сфера  психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин используется так- же для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные мотивы и последствия которого не осознаются. Понятие «бессознательное» широко используется в современной философии, психологии, психиатрии, психофизиологии, юридических науках, в искусствоведении.

   В русской психологии бессознательное  в настоящее время понимается в двух аспектах:

   • как совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых индивид не отдает себе отчета;

   • как форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение, которое проявляет  личность, не выступают как предмет  специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

   Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта деятельности, его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается личностью через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединениеразличных явлений через сопричастность, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам.

   В отечественной психологии идентификация понимается как эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

   Идентификация охватывает три пересекающиеся области  психической реальности:

   • процесс объединения субъектом  себя с другим индивидом или группой  на основании установившейся эмоциональной  связи, а также включение в  свой внутренний мир и принятие как  собственных норм, ценностей, образцов;

   • видение субъектом другого человека как продолжение себя самого и  проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;

   • механизм постановки человеком себя на место другого как усвоение его личностных смыслов.

   В бессознательном прошлое, настоящее  и будущее зачастую сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.

   В современной русской психологии выделяют четыре проявления бессознательного.

   1. Надсознательные явления. Под  надсознательным понимается не  поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было описано К.С. Станиславским, обозначавшим его термином «сверхсознание», под которым понимался высший этап творческого процесса, отличающийся как от его сознательных, так и от бессознательных компонентов.

   В дальнейшем П.В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря которому происходит рекомбинация прежних впечатлений, чье соответствие действительности устанавливается вторично. Применительно к процессам индивидуального научного творчества надсознательное представлено в их регуляции категориальным аппаратом познания, который не осознается самим ученым, поглощенным предметом исследования, но структура и требования развития которого отражаются в его гипотезах и решениях.

   Понятие о надсознательном позволяет  разграничить две формы неосознаваемой психической активности: зависящую от уже запечатленной в мозге информации (детерминация прошлым) – бессознательное; устремленную на созидание того, чего никогда не было в личном и коллективном опыте (детерминация потребным будущим), – надсознательное.

   2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки). Ф.В. Бассин утверждает: «Систематическое исследование вопроса, какую роль неосознаваемые психические процессы играют в детерминации сложных форм приспособительного поведения, проводилось у нас, по существу, только в рамках психологического направления, созданного Д.Н. Узнадзе».

   3. Неосознаваемые регуляторы способов  выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного действия и поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания. Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непроизвольных действий и обусловливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающихся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного действия встречается неожиданное препятствие.

   4. Проявления субсенсорного восприятия. Под субсенсорным восприятием в современной психологии понимается форма непосредственного психического отражения действительности, обусловленная такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета.

   Процессы  предвнимания, связанные с переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности, обеспечивают приспособительную реакцию на те или иные еще не распознанные изменения ситуации. Субсенсорной областью названа зона раздражителей (неслышимых звуков, невидимых световых сигналов и т. п.), вызывающих непроизвольную объективно регистрируемую реакцию, которые могут быть осознаны, если им придается сигнальное значение. Изучение процессов предвнимания и субсенсорных раздражителей позволяет выявить резервные возможности органов чувств человека. 

2. Л.С. Выготский о проблеме бессознательного

   Задачи  психологии Л.С. Выготский видел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.

   Л.С. Выготский рассматривал человеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается сознательной его частью и потому как считал Выготский совершенно законно говорить о психологически сознательном и психологически бессознательном: бессознательное есть потенциально-сознательное.

   Центральным понятием психологии является бессознательное, которое позволяет заполнить  недостающие пробелы психической  жизни, установить отсутствующие причинные  связи. Для Выготского важно поставить вопрос так: психологично ли бессознательное, может ли оно рассматриваться в процессах поведения наряду с целостными психологическими.

   Бессознательное психично и обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно  не является сознательным переживанием. Выготский говорил о том, что уже сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением.

   Л.С. Выготский считал, что человеческое сознание – это не сумма отдельных процессов, а система, структура их, т.е. объединение психических функций, способностей и свойств личности – это и есть сознание. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход бессознательных явлений в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения.

   Л.С. Выготский в своих трудах делает акцент на том, что в научной психологии нельзя игнорировать факты сознания, необходимо просто перевести их на объективный язык. Сознание нельзя рассматривать как нечто отдельное от биологического, физиологического и психологического, ему должно быть найдено место в одном ряду со всеми реакциями организма. Сознание – это проблема структуры поведения. Существует ряд вопросов, на которые должна отвечать психология, и которые наиболее тесно связаны с понятием сознания: самосознание, психологическая природа познания чужих сознаний, сознание трёх основных сфер эмпирической психологии (мышления, чувства и воли), понятие бессознательного, тождество и взаимосвязь сознания и бессознательного.

Информация о работе Проблема бессознательного в отечественной психологии