Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:29, реферат
Проблема бессознательного давно и интенсивно разрабатывается в нашей стране. И в настоящее время возникают различные точки зрения на происхождение бессознательного.
Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей.
Он
в основном говорил о существовании
и развитии бессознательных психических
явлений, говоря о том, что не все
из них осознаются человеком. Выготский
утверждал, что сама сознательность
явлений имеет различные
Есть
вещи, находящиеся почти на самой
границе сознания и постоянно
входящие и выходящие за его поле.
Есть смутно осознаваемые вещи, есть переживания,
более или менее тесно
Сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением.
В
своей концепции Л.С. Выготский
в основном рассматривал бессознательное,
как психический процесс, говоря, что оно
обладает всеми свойствами психического,
кроме того, что не является сознательным
переживанием. Так же отмечал, что сам
характер бессознательного, заключается
в том, что оно оказывает влияние на сознательные
процессы и поведение. Говоря о сознание
Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание
это объединение психических функций,
способностей и свойств личности.
3. Рассмотрение проблемы бессознательного в работах
Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности.
Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл. С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.
Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Д.Н. Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.
Исходный пункт психологии, согласно Д.Н. Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.
Любые психические процессы человека отличаются друг от друга тем, что в одном случае они сопровождаются сознанием, а в другом — лишены такого сопровождения; по существу же содержания эти психические процессы остаются одинаковыми: достаточно появиться сознанию, и бессознательное психическое содержание станет обычным сознательным психическим фактом.
По мнению Д.Н. Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Д.Н. Узнадзе признает заслуги З. Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение З. Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной.
Д.Н. Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существования.
Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д.Н. Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.
Таким
образом, согласно взглядам Д.Н. Узнадзе
и его учеников, бессознательное,
лежащее в основе протекания всей психической
жизни и определяющее своеобразие процессов
сознания, существует и действует в форме
установок.
Заключение
При анализе литературы по данной теме были рассмотрены взгляды отечественных психологов на проблему бессознательного.
Несмотря на многообразие точек зрения на рассмотренную проблему, во всех рассмотренных теориях есть множество сходных положений на понимание сознания и бессознательного.
Многие отечественные учёные занимались изучением этой проблемы.
В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного в своей теории рассматривал Л.С. Выготский, говоря о том, что бессознательное обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно является сознательным переживанием.
Так же он отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение.
Д.Н. Узнадзе рассматривал соотношение сознания и бессознательного с позиции разработанной им теории установки. Согласно взглядам Д.Н. Узнадзе, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.
И Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский отрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни и деятельности человека.
Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы.
Литература
Информация о работе Проблема бессознательного в отечественной психологии