Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Введение 3
1. Общение, как научный феномен 5
1.1 Структура, функции и основные понятия общения 5
1.2 Общение, как психологическая проблема 8
2 Сравнительная характеристика сторон и видов общения 15
2.1 Проблема психологического влияния 15
2.2 Проблема барьеров общения и её изучение 21
Заключение 26
Список литературы 27
“Проблема общения в психологии”
Содержание
Введение 3
1. Общение, как научный феномен 5
1.1 Структура, функции и основные понятия общения 5
1.2 Общение, как психологическая проблема 8
2 Сравнительная характеристика сторон и видов общения 15
2.1 Проблема психологического влияния 15
2.2 Проблема барьеров общения и её изучение 21
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает смые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.
Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши.
У человека содержание общения
значительно шире, чем у животных.
Люди обмениваются друг с другом информацией,
представляющей знания о мире, богатый,
прижизненно приобретенный
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.
У человека количество целей общений увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
1. Общение, как научный феномен.
1.1 Структура, функции и основные понятия общения.
Общение -- взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.
В последние десятилетия минувшего столетия, заключительно-го века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была “логичес-ким центром” психологической науки. Исследование этой пробле-мы открыло возможности более глубокого анализа психологичес-ких закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обус-ловленность психики и образа жизни индивида.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его соци-ализации и индивидуализации, формирования личности.
Психологический анализ общения
раскрывает механизмы его осуществления.
Общение выдвигается как
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в об-щении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
Поскольку человек существо социальное, он постоянно испы-тывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого усло-вия жизнедеятельности.
Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека но-сят индивидуальный характер и определяются как личностными осо-бенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.
Само общение, его внутренняя динамика и закономерности раз-вития выступают специальным предметом многих исследований.
Итак, исходным концептуальным
основанием психологического исследования
общения является его рассмотрение
как самостоятельной и
Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик -- коммуникативная, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение -- важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Рефлексия в проблеме понимания друг друга -- это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция -- это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.
1.2 Общение, как психологическая проблема
Бесценный вклад в развитие
проблемы общения внес основоположник
отечественной культурно-
Итак, культурно-историческая психология побуждает нас в поисках механизмов преобразования общения в индивидуальный мир личности и порождения в процессе развития личности мира обще-ния обратиться к проблемам языкознания. И это не случайно: че-ловеческий резонанс исторической и культурной эволюции скон-центрирован прежде всего в языке того или иного народа, в его осо-бенностях общения.
В самом общем смысле язык определяется как система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объекти-вируется самосознание личности. Язык является специфическим со-циальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык - средство передачи соци-ального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществ-ляется преёмственность различных поколений и исторических эпох.
История языка неотделима,
от истории народа Первоначальные родоплеменные
языки по мере слияния племен и
образования народностей
Звуковой язык совместно с языком тела составляет естественную систему знаков в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке (например, в логике, математике, искусстве и т.п.).
Язык всегда играл важную знаковую роль, указывая на уровень жизни и развитии народа. Так, от употребления некоторых слов благородное сословие воздерживалось, ибо они считались знаками низ-кого социального положения. Такая же судьба постигла и язык тела. Индустриальная система побудила человека к большей дисциплине в выражении своих чувств. В Европе, начиная с XVI в., прививается чувство стыда по отношению к телесным контактам. И если в среде крестьянства и городского плебса язык телодвижений использовал-ся для выражения подавленных импульсов, то в привилегированных сословиях формировались привычки подавлять невербальные эмо-циональные проявления, что впоследствии распространилось на общество в целом. Так бюрократическое государство оказывало дав-ление на индивидуальное поведение человека. В XX в. Эт стало при-чиной проблем в общении и многих психосоматических заболеваний.
Психологам известен феномен “непрозрачности”, характерный для любой социальной реальности: общество пытается “маскироваться”. Оказывается, что “замести следы” для себя самого и для внешнего мира важно для выживания как отдельного человека, так и для человечества в целом. Поэтому специалисты знают: откры-тые заявления общества о себе не всегда отражают истину. То же явление известно и в психотерапии: подлинная проблема человека часто лежит отнюдь не там, где человек её ищет. Эта важная осо-бенность человеческого поведения зафиксирована в языке: в феномене поверхностной и глубинной языковой структуры.
Формирование культуры и общественного сознания - от зарождения идей до их общественного утверждения - происходит через социальную коммуникацию.
Уточним смысл понятия коммуникация, латинский корень кото-рого означает “совместный, общий, объединяющий, взаимный, обо-юдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями”. Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как фактор совме-стной деятельности людей, предполагающий активность его участ-ников. При этом ученые принимают во внимание достижения семио-тики и лингвистики, занимающихся анализом коммуникации.
Задача семиотики (науки
о знаковых системах) - выявление
закономерностей известных
Задача лингвистики (науки о естественном языке) - выявление закономерностей становления, развития и функционирования естественного языка. Специфическая особенность человеческого языка - его членораздельность, внутренняя расчлененность высказывания на единицы разных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). В центре внимания лингвистики - внутренняя структура есте-ственного языка, связи и сочетания его элементов. В структурной лин-гвистике вычленяют филологический, морфологический, лексичес-кий и синтаксический уровни. При этом исследуются национальные особенности языка в разные периоды его развития. Вместе с тем лин-гвистика изучает вопросы происхождения и развития языка, его свя-зи с обществом. Изучение проблем коммуникации, анализ конкрет-ного речевого поведения позволяют понять природу и сущность язы-`и, принципы и закономерности его исторического развития.
Сегодня существуют смежные области знания о языке: этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика, социопсихолингвистика и др. В центре их внимания один объект - язык как система знаков и как единый принцип, лежащий в основе речи, диктующий ей свои правила. Сегодня в науке все, что связано с речью и язы-ком, с одной стороны, изучают лингвисты, а с другой - исследова-тели коммуникации: философы, психологи, социологи. Однако пер-выми проблемы языка изучали всё-таки языковеды.