Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Введение 3
1. Общение, как научный феномен 5
1.1 Структура, функции и основные понятия общения 5
1.2 Общение, как психологическая проблема 8
2 Сравнительная характеристика сторон и видов общения 15
2.1 Проблема психологического влияния 15
2.2 Проблема барьеров общения и её изучение 21
Заключение 26
Список литературы 27
Таким образом, различие между деструктивной критикой и внушением - в том, что критика формулирует то, чего не следует делать и каким не следует быть, а внушение - то, что следует делать и каким следует быть. Мы видим, что деструктивная критика и внушение также различаются по предмету обсуждения.
Аналогичным образом различаются и остальные виды влияния. Все они имеют дело с разными предметами.
Таблица 2. Виды психологического противостояния влиянию
Вид противостояния влиянию
Определение
1. Контраргументация
Сознательный
2. Конструктивная критика
Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата
3. Энергетическая мобилизация
Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий
4. Творчество
Создание нового, пренебрегающее влияниям образца, примера или моды, либо преодолевающее его
5. Уклонение
Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений
6. Психологическая самооборона
Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения
7. Игнорирование
Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств
8. Конфронтация
Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия
9. Отказ
Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия
Как видно из табл. 1 и 2, количество выделенных видов влияния и противостояния влиянию - неодинаковое. Кроме того, виды влияния и противостояния влиянию с одинаковыми номерами отнюдь не во всех случаях составляют подходящую пару. Каждому виду влияния могут быть противопоставлены разные виды противостояния, и один и тот же вид противостояния может использоваться по отношению к разным видам влияния.
2.2 Проблема барьеров общения её изучение
Актуальность проблемы "барьеров"
общения обусловлена целым
Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода. Дело в том, что процесс общения - это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса "барьеров" общения необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные отношения данной личности к действительности.
"Барьер" общения - психическое
состояние, проявляющееся в
Различаются:
1) "барьеры" отражения
- это барьеры, которые
- себя (неадекватная самооценка);
- партнера (приписывание
не присущих ему свойств,
-ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);
2) "барьер" отношения
- это барьеры, возникающие в
результате неадекватного
- к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);
- к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);
к ситуации (негативное отношение к ситуации);
3) "барьеры" обращения
как специфической формы
- при формах обращения,
которые ведут к кооперации, сотрудничеству
и т.д. (комплименты, похвала, какие-
- при формах обращения
ведущих к непродуктивному
Изучение проблемы "барьеров"
общения в контексте
Схема выхода из ситуации "барьера":
1) оценка создавшейся ситуации
"барьера" (определение ее
2) выявление ориентировочных причин возникновения;
3) исследование предполагаемого
выхода из ситуации в
4) определение аффективных
действий для выхода из
Важную роль играет в преодолении
психологических барьеров мотивационное
состояние. Мотивационное состояние
человека является психическим отражением
условий, необходимых для
Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается.
Существует теория Э. Берна, которая рассказывает о стереотипах (часть из которых становится психологическими барьерами) заложенных в человеке еще с самого раннего детства. Суть этих стереотипов автор передает через анатомию сценария и классификацию состояний «Я».
Анатомия сценария. Сценарий
- программа поступательного
У каждого человека есть некий
набор поведенческих схем, который
соотносится с определенным состоянием
его сознания. Есть также другое
психическое состояние, часто несовместимое
с первым, бывает связано с другим
набором схем. Эти различия и изменения
говорят о существовании
Состояния Я, сходные с образом родителей (родитель) - человек может эффективно играть роль своих детей, благодаря этому состоянию многие реакции стали автоматическими, что позволяет сэкономить время;
Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (взрослый) - контролирует действия ребенка и родителя, является посредником между ними;
Состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки (ребенок) - источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости.
Итак, таким образом, установки являются важными внутренними факторами для возникновения, либо преодоления барьеров.
Нужно понимать, что существует два обстоятельства:
1) Стереотипы всегда были
и будут. Они могут быть либо
«в положительной
2) Все зависит от уровня
сознания человека. В зависимости
от того, на каком уровне сознания
будет находиться человек,
В настоящее время абсолютно каждый человек имеет те или иные психологические барьеры. И если даже человек справляется с одними барьерами, то приходит черед другим. Нужно постоянно над собой работать, ни в коем случае не отчаиваться, а главное, следовать только позитивным установкам.
Главный вывод в том, что уменьшение барьеров, ведет к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами семьи, между друзьями). Эту тему очень важно поднимать в рабочих коллективах, так как при хотя бы частичном решении этой проблемы можно существенно повысить уровень развития любой организации.
Заключение
Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. Изучены, далеко, не все аспекты этого явления как у человека, так и у животных.
Некоторые механизмы общения животных, например китов не поддаются научному объяснению. Существует огромное количество спорных вопросов в этой области, на которые до сих пор не найдено исчерпывающих ответов.
Не изученной также остаётся проблема изучения механизма освоения иностранного языка в процессе общения, находясь в чужой стране. К сожалению, научных исследований на эту тему в данный момент не существует, но изучение этой проблемы позволит разработать новую инновационную методику изучения иностранных языков, которая будет превосходить по эффективности существующую сегодня систему.
В любой случае общение - это не достаточно изучено явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.
Список литературы
1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? / М.: Международная педагогическая академия, 1994.
2. Адреева Г.М. «Социальная психология», М., «Аспект Пресс», 1996 г., 200 с.
3. Андреева Г.М. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
4. Берн. Э. « Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., «Прогресс» 1998г., 450 с.
5. Библер В.С. От наукоучения - у логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: 1991. - C. 111-112.
6. Вердербер Р., Вердербер К., Психология общения. М., Знание 2003. 318
7. Горянина В.А. Психология общения.- М., Наука 2002.- 416 c
8. Гримак Л.П. Общение с собой - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991.
9. Опыты Русской грамматики. - 1860. - Ч. 1 - Вып. 1. - С. 3.
10. Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
11. Потебия А.А. Мысль и язык. - Киев, 1993. - С. 10.
12. Карпенко Л.А.. «Краткий психологических словарь», М., «Политиздат», 1985 г. 430 с.
13. Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной сихологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
14. Рогов. Е.И. «Общая психология», М., «ВЛАДОС», 1995 г. 240 с.
15. Смелзер Н. Социология - М.: Феникс, 1994.
16. Хекхаузен X. «Мотивация и деятельность», в 2-х т. T.I., М., «Мир», 1986г., 450 с.