Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных проблем духовности в психологии.
Основными задачами являются:
1) Попытка ответить на вопрос, что такое духовность.
2) Проведение теоретического и методологического анализа, в чем основные проблемы духовности в связи с психологией и как подходят к ее изучению в различных направлениях современной отечественной и зарубежной психологии
В своей работе «Человек в поисках смысла» В. Франкл подчеркивает, что Духовность - это не есть продукт культуры, навязанный извне. Духовность - это истинное естество человека, дремлющее в глубинах «бессознательного». «Слой подсознательной духовности содержит источники и корни всего сознаваемого. Другими словами: мы знаем и признаем не только бессознательное в виде влечений, но и духовное бессознательное, и в нем мы видим несущую основу всей сознательной духовности» [28.96].
Проблема духовности в связи со смыслом и ответственностью, а также творчеством себя, как личности отчетливо проявляется и в психотерапевтической практике. В ряде работ (Э. Минделла, В. Райха и др.) психотерапия рассматривается как особая духовная практика, приводящая к духовным навыкам, качествам и принципам жизни. Духовность в этом аспекте рассматривается как особое восприятие мира, как творческое преобразование реальности. Жизнь - это постоянно развивающая, творческая, непредсказуемая и одухотворенная практика, с этой точки зрения, духовность есть осознание и использование на практике наших чувств. Главным чувством выступают наши чувства к другому человеку, их глубина, естественность. Все наши состояния связаны между собой и исполнены смысла. Наши чувства - это часть природы, которая требует узнавания и сознания. Это есть умение духа. Способность улавливать собственные чувства, осознавать их и направлять их энергию на пользу деятельности образует духовность человека. Кроме того, духовность - это и понимание того, что движет нами. Итак, духовность - это обращение к чувствам, а вся жизнь человека - это духовный путь, который может быть реализован, если человек дисциплинирован. Важнейшей характеристикой духовности является сочувствие, которое тесно связано с самообладанием. Самообладание в терапевтической практике связано с принятием человеком любого жизненного поворота спокойно и мужественно [13.84].
Указание на развитие духовности, как поиска смысла жизни имеются в работах Э. Шпрангера, В. Штерна. Такая же точка зрения на духовность имеется в работах А. Менегетти, П. Жане, которые связывали духовность с ответственностью за свою жизнь, а сам процесс развития ответственности сопровождается, по их мнению, появлением чувства личной ответственности.
Подводя итоги исследования проблемы духовности в зарубежной психологии, можно сделать следующие выводы:
Заключение
Ни одна психологическая проблема не получала столь широкого и всестороннего внимания, как духовность и ни в одной проблеме нет стольких «белых пятен» как в проблеме духовности. Этот термин широко употребляется для обозначения различных процессов, происходящих в обществе, культуре и с самим человеком. Но более или менее единого определения духовности в настоящее время не существует
Анализ феномена духовности в отечественной психологии показал, что существует множество отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью. Общим же является то, что духовность рассматривается как высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности; обосновывается основополагающая роль духовности, как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми. В качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки и поведение.
Анализ феномена духовности в зарубежной психологии показал, что проблема духовности была поставлена впервые в описательной психологии, в рамках которой духовность увязывалась с ценностями, представляющими собой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. В рамках психоанализа и бихевиоризма проблема духовности носит факультативный характер. Наиболее перспективными являются изучения феномена духовности в гуманистической психологии, в различных психотерапевтических техниках, основывающихся на динамической терапии, в рамках психосинтеза и трансперсональной психологии. Сущность духовности связывается с высшими проявлениями человеческой психики, высшим уровнем развития человека. Синонимом духовности во многих исследованиях выступает психологическая зрелость человека, самоактуализация, самоэффективность, креативность, самоосуществление. Духовность реально проявляется в виде ответственности, свободы выбора, поисках смысла жизни, выступает в качестве синтеза любви и воли, эмпатии, реализации потенциала. Духовность является сущностью человека, которая открывается ему в ходе его развития и требует от него значительных усилий. В ряде работ духовность связывается с волей человека или воля рассматривается как важнейшее средство достижения духовности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Карта внутреннего мира (по Р. Ассаджиоли)
Рис. 1 Карта внутреннего мира
1 - низшее бессознательное — подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания;
2 - среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания;
3 - высшее бессознательное, или сверхсознание, — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии;
4 - поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу;
5 - сознательное личное «Я» — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом;
6 - высшее надличное истинное «Я» (или «Свое»), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее «Я» — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как личное, сознательное «Я» — лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности;
7 - коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения»;
8- воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями;
9 - ощущения;
10 - эмоции-чувства;
11 - импульсы-желания;
12 - воображение;
13 - мышление;
14 - интуиция;
15 - субличности - психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.
Пустые круги означают содержание сознания: чувства, ощущения, идеи и т. д. Точка — это «Я», которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: «Я зол», «Я счастлив», «Я устал». «Я» может отождествиться с любым содержанием сознания, но может и отделиться от любого из них. Сознавая себя как Я, человек имеет свободу выбора.