Проблема духовности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление основных проблем духовности в психологии.
Основными задачами являются:
1) Попытка ответить на вопрос, что такое духовность.
2) Проведение теоретического и методологического анализа, в чем основные проблемы духовности в связи с психологией и как подходят к ее изучению в различных направлениях современной отечественной и зарубежной психологии

Файлы: 1 файл

Курсовая Духовность в психологии.docx

— 238.06 Кб (Скачать)

В своей работе «Человек в поисках смысла» В. Франкл подчеркивает, что Духовность - это не есть продукт культуры, навязанный извне. Духовность - это истинное естество человека, дремлющее в глубинах «бессознательного». «Слой подсознательной духовности содержит источники и корни всего сознаваемого. Другими словами: мы знаем и признаем не только бессознательное в виде влечений, но и духовное бессознательное, и в нем мы видим несущую основу всей сознательной духовности» [28.96].

Проблема духовности в связи со смыслом и ответственностью, а также творчеством себя, как личности отчетливо проявляется и в психотерапевтической практике. В ряде работ (Э. Минделла, В. Райха и др.) психотерапия рассматривается как особая духовная практика, приводящая к духовным навыкам, качествам и принципам жизни. Духовность в этом аспекте рассматривается как особое восприятие мира, как творческое преобразование реальности. Жизнь - это постоянно развивающая, творческая, непредсказуемая и одухотворенная практика, с этой точки зрения, духовность есть осознание и использование на практике наших чувств. Главным чувством выступают наши чувства к другому человеку, их глубина, естественность. Все наши состояния связаны между собой и исполнены смысла. Наши чувства - это часть природы, которая требует узнавания и сознания. Это есть умение духа. Способность улавливать собственные чувства, осознавать их и направлять их энергию на пользу деятельности образует духовность человека. Кроме того, духовность - это и понимание того, что движет нами. Итак, духовность - это обращение к чувствам, а вся жизнь человека - это духовный путь, который может быть реализован, если человек дисциплинирован. Важнейшей характеристикой духовности является сочувствие, которое тесно связано с самообладанием. Самообладание в терапевтической практике связано с принятием человеком любого жизненного поворота спокойно и мужественно [13.84].

Указание на развитие духовности, как поиска смысла жизни имеются в работах Э. Шпрангера, В. Штерна. Такая же точка зрения на духовность имеется в работах А. Менегетти, П. Жане, которые связывали духовность с ответственностью за свою жизнь, а сам процесс развития ответственности сопровождается, по их мнению, появлением чувства личной ответственности.

Подводя итоги исследования проблемы духовности в зарубежной психологии, можно сделать следующие выводы:

  1. Исследования духовности имеют место в разных направлениях зарубежной психологии, но наиболее перспективными являются изучения феномена духовности в гуманистической психологии, в различных психотерапевтических техниках, основывающихся на динамической терапии, в рамках психосинтеза, трансперсональной психологии.
  2. Сущность духовности связывается с высшими проявлениями человеческой психики, высшим уровнем развития человека.
  3. Синонимом духовности во многих исследованиях выступает психологическая зрелость человека, самоактуализация, самоэффективность, креативность, самоосуществление;
  4. Духовность реально проявляется в виде ответственности, свободы выбора, поисков смысла жизни, выступает в качестве синтеза любви и воли, эмпатии, реализации потенциала;
  5. Духовность является сущностью человека, которая открывается ему в ходе его развития и требует от него значительных усилий;
  6. В ряде работ духовность связывается с волей человека или воля рассматривается, как важнейшее средство достижения духовности.

 

Заключение

 

Ни одна психологическая проблема не получала столь широкого и всестороннего внимания, как духовность и ни в одной проблеме нет стольких «белых пятен» как в проблеме духовности. Этот термин широко употребляется для обозначения различных процессов, происходящих в обществе, культуре и с самим человеком. Но более или менее единого определения духовности в настоящее время не существует

Анализ феномена духовности в отечественной психологии показал, что существует множество отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью. Общим же является то, что духовность рассматривается как высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности; обосновывается основополагающая роль духовности, как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми. В качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки и поведение.

Анализ феномена духовности в зарубежной психологии показал, что проблема духовности была поставлена впервые в описательной психологии, в рамках которой духовность увязывалась с ценностями, представляющими собой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. В рамках психоанализа и бихевиоризма проблема духовности носит факультативный характер. Наиболее перспективными являются изучения феномена духовности в гуманистической психологии, в различных психотерапевтических техниках, основывающихся на динамической терапии, в рамках психосинтеза и трансперсональной психологии. Сущность духовности связывается с высшими проявлениями человеческой психики, высшим уровнем развития человека. Синонимом духовности во многих исследованиях выступает психологическая зрелость человека, самоактуализация, самоэффективность, креативность, самоосуществление. Духовность реально проявляется в виде ответственности, свободы выбора, поисках смысла жизни, выступает в качестве синтеза любви и воли, эмпатии, реализации потенциала. Духовность является сущностью человека, которая открывается ему в ходе его развития и требует от него значительных усилий. В ряде работ духовность связывается с волей человека или воля рассматривается как важнейшее средство достижения духовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. Н.  Новгород, 2001. - 176 с.
  2. Ассаджиоли Р. "Психосинтез: теория и практика". М.,1994 – 286 с.
  3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. - 672с.
  4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность / С.К. Бондырева и др. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007. - 186 с.
  5. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. - 60 с.
  6. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4, с. 78.
  7. Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // ПНС. Т.6,№6, 1991. С. 6-10.
  8. Варламова Е.П. К человеческому в человеке // Психологические проблемы, самореализация личности. Вып. 2. Спб; 1998. - 264 с.
  9. Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения). //Вопросы психологии, 2000, № 4. С. 79-97
  10. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.
  11. Знаков В.В. Духовность в зеркале психологического знания и веры // Вопросы психологии. 1998, №3. С. 104-114.
  12. Ильичева И. М. Психология духовности: автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2003.
  13. Ильичева И.М. Психология духовности. Учебное пособие. Издательство: МПСИ; НПО МОДЭК, 2003. - 144с.
  14. Канапацкий А. Л. Онтологическая истинность духовности: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Уфа, 2004.
  15. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Издательство "Институт психологии", 1996. - 224 с.
  16. Ларионова П.И. Связь интеллекта, креативности, духовности в структуре одаренности / П.И. Ларионова // Одаренный ребенок. – 2005. - № 6. – С.27-30
  17. Летуновский В.В. Психология духовного бытия // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова / Под ред. Б.С. Братуся и Д.А. Леонтьева. – М., 2002. [электронный ресурс].              - Режим доступа. -http://hpsy.ru/public/x1406.htm
  18. Марьясова Н. В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Хабаровск, 2004.
  19. Маслоу А.Г. Психология бытия. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. – 300 с.
  20. Маслоу А.Г. Дальние пределы в человеческой психике Спб.: «Евразия», 1997. - 430 с.
  21. Панферов В.Н. Психология человека СПб.: 1997. - 298 с.
  22. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: Рос. акад. образов., 1997. - 295 с.
  23. Психология духовности [электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://www.zexy-999.ru/item/items4024047.html
  24. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. №6. С. 3-17.
  25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995. - 384 с.
  26. Собчик Л. Н. Проблема духовности в психологии. [Электронный ресурс]. Интернет-издание газеты «Новое человечество». - Режим доступа. -http://www.neohuman.ru/materials/razvitie-cheloveka/duhovnost-v-psihologii/207.
  27. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992,         с. 13-147.
  28. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. - 367 с.
  29. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2008.- 93 с.
  30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 2010. - 607 с.
  31. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001. - 295с.
  32. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: «Прогресс», 1996. - 336 с.
  33. http://bibliopsy.mospsy.ru

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Карта внутреннего мира (по Р. Ассаджиоли)

 

Рис. 1 Карта внутреннего мира

1 - низшее бессознательное — подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания;

2 - среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания;

3 - высшее бессознательное, или сверхсознание, — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии;

4 - поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу;

5 - сознательное личное «Я» — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом;

6 - высшее надличное истинное «Я» (или «Свое»), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее «Я» — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как личное, сознательное «Я» — лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности;

7 - коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения»;

8- воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями;

9 - ощущения;

10 - эмоции-чувства;

11 - импульсы-желания;

12 - воображение;

13 - мышление;

14 - интуиция;

15 - субличности - психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.

Пустые круги означают содержание сознания: чувства, ощущения, идеи и т. д. Точка — это «Я», которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: «Я зол», «Я счастлив», «Я устал». «Я» может отождествиться с любым содержанием сознания, но может и отделиться от любого из них. Сознавая себя как Я, человек имеет свободу выбора.


Информация о работе Проблема духовности в психологии