Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных проблем духовности в психологии.
Основными задачами являются:
1) Попытка ответить на вопрос, что такое духовность.
2) Проведение теоретического и методологического анализа, в чем основные проблемы духовности в связи с психологией и как подходят к ее изучению в различных направлениях современной отечественной и зарубежной психологии
Анализируя работы А.А. Ухтомского, В.П. Зинченко пишет, что духовность есть устремление, неутоленность, беспокойство, напряженность и энергия, направленная на поиск истины, духовность – это практическая деятельность, направленная, прежде всего, на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма. Понять суть духовности означает ответить на вопрос, что определяет поведение людей. Истинная духовность – это понимание собственной ответственности за поступок. Самым сложным для человека является необходимость свободы выбора между разными ценностями, жизненными концепциями. Поиск истинного пути – это внутренний труд, направленный на познание истины, в конечном итоге, на познание и принятие целостности мироустройства (Бог, сущее, мировой разум…). Духовность – это всегда выбор в пользу свободы выбора на основе высших духовных ценностей в пользу значимости человеческой жизни над «любыми государственными идеалами». Ложная духовность всегда предполагает подчинение, давление внешней силы (человека, идеи) и подавление свободной воли самого человека [9.82].
Согласно В.Н. Колесникову духовность - это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции - к совершенству. Пробуждение ее объединяет индивидуальность не по крови, а по духовному родству со всем живым окружением. Пробуждение духовности выражается в усилении чувства наполненности душевного мира, а подавление - в опустошении душевного мира («экзистенциальный вакуум»). При опустошении душевного мира возникает стремление «наполнить» его чем-то «объективным», что порождает нарушение приоритета «субъективного» над «объективным» и, как следствие, нарушение трех основных законов душевного мира со всеми вытекающими отсюда неврозами. Духовность - это стержень всех сил индивидуальности, обеспечивающий ее целостность. В случае подавления духовности возникает ноогенный невроз или, другими словами, невроз потери смысла жизни. Психология духовности в соответствии с тремя принципами причинности должна рассматривать в качестве главной силы «бессознательного» именно духовность. Поэтому психоанализ проективного материала должен быть, прежде всего, ориентирован на раскрытие смысла духовной символики, в которой скрыты глубина, будущее и возвышенность душевного мира. Отсюда психологическое резюме: постижение приоритета «субъективного» над «объективным» позволяет взглянуть на Вселенную из центра, лежащего внутри нас [15.149].
А.А. Андрушкевич, исследуя первопричины
духовно-нравственного здоровья, пишет:
«Духовность выражает, прежде всего, нравственные,
справедливые начала общественной жизни,
свободу мысли, моральные нормы поведения
в обществе, примат добра над злом» [1.172].
Она выступает как компонент мировоззрения
человека, фрагмент его знания. Под духовностью
человека понимается его способность
различать и выбирать истинные нравственные
ценности и подчинять им свои поступки,
поведение, способ жизни. Выбор же истинных
ценностей и способы включения их в процессы
регуляции поведения и деятельности человека
приводятся в действие человеческой волей.
Отсюда делается вывод, что каждому человеку
на его пути обретения духовности необходим
собственный опыт испытания не только
позитивных, но и ложных ценностей, чтобы
затем на основе их сравнения опознавать
и выбирать только истинные нравственные
ценности и руководствоваться ими в своей
жизнедеятельности. Духовно-нравственная
сущность человека проявляет себя в «чувственно-информационно-
Л.И. Ларионова выделяет в структуре духовности две составляющих: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя связана с категорией «Я» (Я-концепцией, направленностью личности, ее личностными ориентациями и личностными смыслами). Внешняя связана с категорией «другой» и проявляется во взаимоотношениях со значимыми другими. Выделение составляющих духовности условно, так как они взаимосвязаны и проявляются как во внешнем, так и во внутреннем плане личности. Духовность является системообразующим фактором одаренности, она связана с высшим уровнем развития личности и определяет направление, в котором происходит творческий процесс [16.27-30].
Духовность связывают еще и с информативностью. С.К. Бондырева и Д.В. Колесов, подчеркивают, что духовность — это мера владения индивида информационными ресурсами своего внутреннего мира, а также и содержательность (богатство и разнообразие элементов этого мира). Духовность - это содержательность, это не пустота (бессодержательность). И неслучайно, индивид тем более духовен, чем содержательнее он «как личность». В трудах С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова проводится, четкая грань между понятиями «духовность», «одухотворенность», «душевность». В определенной степени – это продолжение христианской традиции, когда довольно часто духовность противополагается душевности. Считалось, что в отличие от душевного, духовное очищено от замаскированных импульсов своеволия, себялюбия, чувственности и агрессивности. У С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова «одухотворенность» - это живой дух и объект, а «духовность» - это след посещения духом данного объекта и временного, а не постоянного, пребывания и нем. Духовность и душевность это понятия, объединяющие две разные совокупности психических черт индивида в пределах его единой психики: две стороны, два начала, две тенденции, две составляющие психической жизни. Позитивная душевность воплощена в доброте, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, эмпатии, а духовность связана с широким кругозором, целостной картиной мира и развитым мировоззрением, творческой инновативностью, доминированием «высших» потребностей с подавлением или без подавления «низших» [4.33].
Согласно А.Я. Канапацкому духовность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности». Обобщая представленные в психологической литературе определения духовности, автор характеризует ее как сложно организационную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу и сфере трансцендентального. Духовность – это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения. Теоретическая модель онтологической системно-структурной организации духовности человека представляется А.Я. Канапацким в виде сопряжения субстанции духовности с ее проявлениями, где дух как субстанция, являющаяся основанием, ядром духовности и ее внутренней энергией, экзистенцирует на метафизической вертикали, имплицируя иерархические уровни духовного развития его носителя – человека [14.27].
По словам В.В. Знакова нередко духовность связывается с изучением ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний. Духовное состояние — это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т. е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Условно говоря, духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов. В такие моменты в его личностном знании, индивидуальном опыте саморазвития появляется нечто большее, чем «приземленный» образ, модель внешних событий: возникает их внутренний смысл — психологическая основа формирования духовной сущности того, что стало предметом интеллектуальной и нравственной рефлексии субъекта [10.111].
В.А. Пономаренко считает, что возникновению духовных состояний способствуют особые условия профессиональной деятельности, связанные с угрозой для жизни. Вот, например, как летчик-испытатель В.Е. Овчаров отвечает на вопрос о том, верит ли он в то, что Дух поддерживал крылья его самолета: «Думаю, что да. Но не некий абстрактный «Дух святой», а духовность в смысле высокой ответственности перед людьми и обществом, приподнятость духа выше нормативного в обществе благородства». Из самонаблюдений летчиков следует, что, несмотря на широкий спектр интерпретаций понятия духа, они связывали его с психологической защитой от состояния ожидания гибели, подспудного страха, угрозы психического истощения. Духовный слой рефлексивного сознания «в виде радости преодоления возвышенных чувств от удачно выполненного полета, приобщения к Пространству как фактору преддверия Духа, видимо, и создает ту духовную доминанту, которая удерживает «в подвалах» подсознания видовые защитные реакции и инстинкты самосохранения, предчувствий, навязчивых состояний, суеверий, фиксированных фобий и пр. Поэтому, если дух «приземлить», то его можно представить как психическое состояние, формирующее резерв выносливости в опасной профессии».
Согласно В.А. Пономаренко духовность субъекта — результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, а дух — прежде всего категория культурологическая, мировоззренческая. С этой позиции дух представляет собой объективное явление, обязательно предполагающее, потенциально содержащее в себе активность субъекта. Активность направлена на опредмечивание идей, формирование значений. В социологии весомый вклад в подобное понимание духа внес М. Вебер. Он применял понятие «дух капитализма» для определения такого строя мышления людей, для которого характерно систематическое рациональное стремление к получению законной и этически безупречной прибыли в рамках своей профессии [22. 162,270,272].
Духовность, на взгляд Л.Н. Собчик, это - высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Это понятие нельзя подменить высоким интеллектом и эрудицией. Духовность - традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это - личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях [26].
Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет первого. Для одних - это опора на мораль общества, на принципы религиозных догм, для других - это собственная совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей. Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокого склада души.
Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это - пристрастность с положительным знаком. Это также стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации прагматической необходимости. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает направленность человека на иные, нематериальные ценности. Готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Однако при прочих равных условиях более благодатной почвой для спонтанно проявляющейся тяги к духовному развитию являются интровертный, тревожный и сензитивный типы личности, то есть гипотимные личности. У них из всего спектра потребностей аффилиативная потребность является ведущей, что проявляется способностью к сопереживанию, склонностью к самоанализу, тенденцией к оттормаживанию эгоистических желаний и стремлением сблизить реальный образ «Я» с идеальным. При этом мотивы их деятельности отличаются гуманистической направленностью и известной возвышенностью интересов над обыденными проблемами повседневной жизни. Этот тип личности изначально обладает теми базовыми свойствами, которые усиливают вероятность императивной тяги к духовно насыщенному стилю жизни. Такой вариант развития личности, по мнению Л. Н. Собчик, следовало бы назвать «первичной духовностью» [26].
Тяга к духовному обогащению, часто неосознанная, может возникнуть как явление вторичное («вторичная духовность») у людей, много страдавших, разочаровавшихся, «ушедших в себя» в силу вступившего в действие защитного механизма «бегства от проблем». У многих эта «дорога к храму» в буквальном смысле приводит к Богу или к религии (что не одно и то же). При всех вариантах такой душевной трансформации наблюдается усиление контроля над эгоистическими устремлениями и более выраженная обращенность к своему внутреннему «Я». При этом динамическое исследование (в рамках диапазона колебания индивидуально-личностных свойств) обнаруживает повышение тревожности, пессимистичности и интровертированности по данным психодиагностических тестов. Эти данные отражают возрастание тенденции к подавлению эгоистических амбиций, склонность к ограничению круга общения, гуманистическую направленность интересов, умение сопереживать и сочувствовать, повышенную восприимчивость к эстетике и все прочее, что говорит об усилении гипотимных (в том числе альтруистических) тенденций и сглаживании гипертимных (в том числе эгоистических) черт [26].
Таким образом, анализ феномена духовности в отечественной психологии показал, что существует множество отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью, но они не объединены в рамках единой теории. Однако описанные подходы к понятию духовности при всем их разнообразии позволяют выделить нечто общее, представленное во всех вышерассмотренных определениях этого феномена.
Глава III. Проблема духовности в зарубежной психологии
Человек — это больше, чем психика: человек — это Дух.
В. Франкл
Как и в отечественной, в зарубежной психологии сложилась довольно пестрая картина подходов к пониманию духовности.
Впервые проблема духовности в психологии была поставлена В. Дильтеем, основателем так называемой «описательной психологии», в основе которой лежит метод «понимания», как непосредственного постижения духовной целостности. В. Дильтей, разрабатывая методологические основы «наук о духе» («описательную психологию»), рассматривал развитие личности так, что каждый этап этого развития определялся характерной для нее, все более возрастающей ценностью [3].