Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:00, реферат
Система специального образования для детей с отклонениями в развитии обеспечивает обычному учителю спасение его репутации и дает ему «достойный» выход из ситуации, когда он не в состоянии справиться с проблемой обучения ребенка-инвалида.
Сегодня ни в США, ни в Западной Европе нет ни одной школы, детского сада, где бы вместе с обычными детьми не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Введение……………………………………………………………………….3-4
1.Специальная педагогика и общая педагогика……………………5-6
2.Междисциплинарность специальной педагогики…………………6-7
3.Дефектология…………………………………………………………………7-9
4.Понятие “специальная педагогика”, объект, субъект, цели, задачи..9-11
5.Классификация по характеру нарушения (недостатка) и степени его выраженности…………………………………………………………………..11
6. Предметные области современной специальной педагогики……..12-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский
государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
РЕФЕРАТ
На тему: «Общие вопросы теории специальной педагогики».
студентки 2 курса
Владимир 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Специальная педагогика и общая педагогика……………………5-6
2.Междисциплинарность специальной педагогики…………………6-7
3.Дефектология…………………………………………
4.Понятие “специальная педагогика”,
объект, субъект, цели, задачи..9-11
5.Классификация по характеру нарушения
(недостатка) и степени его выраженности………………………………………………
6. Предметные области современной специальной
педагогики……..12-13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На страницах американских педагогических
журналов пятнадцать лет назад обсуждались
проблемы взаимодействия массового
образования и образования лиц
с недостатками в развитии (инвалидов).
Отмечалась изолированность одной
системы от другой, нежелание учителя
массовой системы образования осваивать
специальные педагогические технологии
для оказания педагогической помощи
детям с трудностями в
Система специального образования
для детей с отклонениями в
развитии обеспечивает обычному учителю
спасение его репутации и дает
ему «достойный» выход из ситуации,
когда он не в состоянии справиться
с проблемой обучения ребенка-инвалида.
Сегодня ни в США, ни в Западной Европе
нет ни одной школы, детского сада, где
бы вместе с обычными детьми не находились
дети с ограниченными возможностями здоровья
и жизнедеятельности.
Как знакома нам и как похожа на нашу проблема,
обсуждавшаяся полтора десятка лет назад
американскими коллегами!
Международные правовые акты и российский
Закон об образовании гарантируют каждому
право выбора места, способа и языка обучения.
Российская общеобразовательная школа,
обычные детские сады уже приняли в свои
стены первых детей с различными отклонениями
в развитии, имеющих особые образовательные
потребности.
Готов ли сегодня педагог обычной общеобразовательной
школы к педагогической работе с этой
категорией обучающихся, воспитанников?
Знает ли он их особенности и образовательные
возможности? Владеет ли специальными
приемами и способами обучения при возникновении
затруднений? Знает ли о том, где получить
необходимые знания, консультации по специальной
педагогике, по конкретным вопросам обучения
и воспитания? Может ли он отнестись к
этим детям с любовью, терпением и верой
в их возможности?
Актуальность данной работы заключается в познании специальной педагогики. С каждым годом, в мире, к сожалению, появляются дети с определенными отклонениями. А специальная педагогика направлена на то, чтобы такие люди стали полноценными членами общества, хотя и со своими особенностями.
Каждая наука в одном и
том же объекте изучения выделяет
свой предмет исследования ту или
иную форму бытия объективного мира,
ту или иную сторону процесса развития
природы и общества. Воспитание как
сложное, объективно существующее явление
изучается многими науками. Исторический
материализм, например, рассматривает
воспитание как частный момент развития
общества, его производительных сил
и производственных отношений; история
как частный момент истории классовой
борьбы и классовой политики; психология
в связи с изучением
…Человечество победит
раньше или позже и слепоту
и глухоту, и слабоумие. но гораздо
раньше оно победит их в социальном и педагогическом
плане, чем в плане медицинском и биологическом.
Л. С. Выготский
1.Специальная педагогика и общая педагогика.
Специальная педагогика представляет собой составную часть общей педагогики, одну из ее значимых ветвей (от лат. specialis — род, вид). В ней суммированы теория и практика специального образования, исходящего из специфических образовательных потребностей людей с отклонениями или нарушениями физического и/или психического развития. Ее необходимость и отделенность обусловлены затруднительностью или невозможностью для них получения образования в типовых, массовых, стандартизированных педагогических условиях. Задача специальной педагогики познание развивающегося человека, имеющего органический дефект или функциональные нарушения в физической и психической сферах, которые ограничивают те или иные стороны его личностной активности (познавательную, коммуникативную, социальную), (ребенка или взрослого) во всей его целостности, постижение его своеобразия с учетом органичного сочетания его сильных и слабых сторон, актуальных и потенциальных возможностей и на этой основе оказание ему системной педагогической помощи в достижении максимальной самореализации в жизни.
Основными задачами специальной (коррекционной) педагогики как науки являются:
1.Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии;
2.Изучение и обобщение передового педагогического опыта;
3.Разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков аномальных детей.
Как особая отрасль педагогического знания специальная педагогика выделилась из недр общей педагогики в процессе исторического развития и дифференциации массовой системы обучения. Единство специальной и общей педагогик обеспечивается тем, что и та и другая являются науками об обучении, образовании человека, и та и другая опираются на общие теоретико-методологические основы, и та и другая принадлежат сфере социально-гуманитарного знания.
2.Междисциплинарность специальной педагогики.
Специальная (коррекционная) педагогика, связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских. Это, в-первую очередь, педагогическая психология, так как без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания нетипичных детей.
Поскольку коррекционная педагогика
занимается вопросами изучения, образования
и развития детей с психофизическими
отклонениями, ей необходимы данные их
клинического исследования, которые
можно получить из невропатологии (науки
об органических и функциональных болезнях
нервной системы), патологической анатомии
(науки, изучающей отклонения в строении
организма), патофизиологии (науки о
закономерностях возникновения, развития
и течения патологических процессов),
общей и медицинской генетики
(науки о законах
Развитие
междисциплинарной связи «
3.Дефектология.
Термин «дефектология» имеет
отечественное происхождение:
Эти концептуальные принципы были положены и в основание зарождающейся в стране новой научно-практической отрасли — дефектологии, в структуре которой пока еще недифференцированно развивались начала специальной психологии, патофизиологии детского развития, социальной педагогики специального образования и собственно специальной педагогики. Педология и дефектология были связаны не только концептуальной общностью, но и складывающейся образовательной практикой. В 70-х гг. XX в. дефектология определялась отечественными учеными как «...наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушением движений и др.), закономерностях их воспитания, образования и обучения». Одновременно с термином «дефектология» как в научно-исследовательской области, так и в образовательной практике широко использовались термины «специальная педагогика», «специальная школа» (научная специальность «Специальная педагогика», «специальные учебно-воспитательные учреждения»).
Специальная педагогика исходит не из наличия дефекта, отставания, дефицитарности в развитии человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, а из тех позитивных потенциальных возможностей, которыми ой обладает и которые в специальных условиях на индивидуальном образовательном маршруте могут быть реализованы. Поэтому термин «коррекция» как выражение сущности педагогической парадигмы специального образования и как концептуальное основание специальной педагогики не только слишком узок, но и в современных условиях лишен смысла, как возврат к медицинской концепции, и может рассматриваться лишь как относящийся либо к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями. Нравственная, гуманитарная обязанность общества состоит в том, чтобы предложить такому человеку сопровождение и помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию.
4.Понятие
“специальная педагогика”,
Термин педагогика (от греч. paides-ребенок, gogos-вести) дословно обозначает - детовождение - это наука о воспитании и обучении детей. Термин «специальная педагогика» — принятый в международном и отечественном научном сообществе, социально нейтральный научный термин, который в современной педагогической интерпретации означает сферу педагогической теории и практики, решающую индивидуальные, сложные, нестандартные педагогические задачи социализации и самореализации человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и социальной активности.
Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков.
Современная зарубежная специальная педагогика в большинстве развитых стран мира отличается гуманным, корректным и тактичным профессионально-педагогическим словарем, особенно в той его части, которая используется в социальном, юридическом, педагогическом, философском контекстах.
Сохраняется и некоторая часть исконно медицинской, «диагнозной» терминологии, но она чаще всего употребляется в более узком, профессиональном кругу и не является языком общения специалистов с воспитанниками, учащимися, взрослыми с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, а также с родственниками этих людей, с общественностью, не выступает в средствах массовой информации. В специальной педагогике, пока преимущественно в зарубежной, принято опираться на международную классификацию понятий, связанных с нарушениями, отклонениями в развитии человека, разрабатываемую Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Информация о работе Общие вопросы теории специальной педагогики