Общие вопросы теории специальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:00, реферат

Краткое описание

Система специального образования для детей с отклонениями в развитии обеспечивает обычному учителю спасение его репутации и дает ему «достойный» выход из ситуации, когда он не в состоянии справиться с проблемой обучения ребенка-инвалида.
Сегодня ни в США, ни в Западной Европе нет ни одной школы, детского сада, где бы вместе с обычными детьми не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3-4
1.Специальная педагогика и общая педагогика……………………5-6
2.Междисциплинарность специальной педагогики…………………6-7
3.Дефектология…………………………………………………………………7-9
4.Понятие “специальная педагогика”, объект, субъект, цели, задачи..9-11
5.Классификация по характеру нарушения (недостатка) и степени его выраженности…………………………………………………………………..11
6. Предметные области современной специальной педагогики……..12-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 32.03 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет  
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Общие вопросы теории специальной педагогики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнили:

  студентки 2 курса

                                                                                               группы КПг- 111                                         

                                                                                          Ефимова Н.А.   

                                                                                              Григорьевна К.А                                                      

 

                                                                                    Проверил:

                                                                                        Пальтов А.Е                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

Владимир 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 
Введение……………………………………………………………………….3-4 
1.Специальная педагогика и общая педагогика……………………5-6 
2.Междисциплинарность специальной педагогики…………………6-7 
3.Дефектология…………………………………………………………………7-9 
4.Понятие “специальная педагогика”, объект, субъект, цели, задачи..9-11 
5.Классификация по характеру нарушения (недостатка) и степени его выраженности…………………………………………………………………..11 
6. Предметные области современной специальной педагогики……..12-13  
Заключение……………………………………………………………………….14 
Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На страницах американских педагогических журналов пятнадцать лет назад обсуждались  проблемы взаимодействия массового  образования и образования лиц  с недостатками в развитии (инвалидов). Отмечалась изолированность одной  системы от другой, нежелание учителя  массовой системы образования осваивать  специальные педагогические технологии для оказания педагогической помощи детям с трудностями в обучении. В частности говорилось, что преподаватель, готовящий обычных учителей, знает, что в другой части университетского здания другие преподаватели готовят  других студентов к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии и в  обучении.

Система специального образования  для детей с отклонениями в  развитии обеспечивает обычному учителю  спасение его репутации и дает ему «достойный» выход из ситуации, когда он не в состоянии справиться с проблемой обучения ребенка-инвалида.  
Сегодня ни в США, ни в Западной Европе нет ни одной школы, детского сада, где бы вместе с обычными детьми не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.  
Как знакома нам и как похожа на нашу проблема, обсуждавшаяся полтора десятка лет назад американскими коллегами!  
Международные правовые акты и российский Закон об образовании гарантируют каждому право выбора места, способа и языка обучения. Российская общеобразовательная школа, обычные детские сады уже приняли в свои стены первых детей с различными отклонениями в развитии, имеющих особые образовательные потребности.  
Готов ли сегодня педагог обычной общеобразовательной школы к педагогической работе с этой категорией обучающихся, воспитанников? Знает ли он их особенности и образовательные возможности? Владеет ли специальными приемами и способами обучения при возникновении затруднений? Знает ли о том, где получить необходимые знания, консультации по специальной педагогике, по конкретным вопросам обучения и воспитания? Может ли он отнестись к этим детям с любовью, терпением и верой в их возможности?

Актуальность данной работы заключается  в познании специальной педагогики. С каждым годом, в мире, к сожалению, появляются дети с определенными  отклонениями. А специальная педагогика направлена на то, чтобы такие люди стали полноценными членами общества, хотя и со своими особенностями.

Каждая наука в одном и  том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования ту или  иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как  сложное, объективно существующее явление  изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает  воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил  и производственных отношений; история  как частный момент истории классовой  борьбы и классовой политики; психология в связи с изучением становления  личности развивающегося человека. Самостоятельность  любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется  никакой другой научной дисциплиной.

 

 

 

 

 

 

…Человечество победит  раньше или позже и слепоту  и глухоту, и слабоумие. но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.  
Л. С. Выготский

1.Специальная  педагогика и общая педагогика.

Специальная педагогика представляет собой составную  часть общей педагогики, одну из ее значимых ветвей (от лат. specialis — род, вид). В ней суммированы теория и практика специального образования, исходящего из специфических образовательных потребностей людей с отклонениями или нарушениями физического и/или психического развития. Ее необходимость и отделенность обусловлены затруднительностью или невозможностью для них получения образования в типовых, массовых, стандартизированных педагогических условиях. Задача специальной педагогики познание развивающегося человека, имеющего органический дефект или функциональные нарушения в физической и психической сферах, которые ограничивают те или иные стороны его личностной активности (познавательную, коммуникативную, социальную), (ребенка или взрослого) во всей его целостности, постижение его своеобразия с учетом органичного сочетания его сильных и слабых сторон, актуальных и потенциальных возможностей и на этой основе оказание ему системной педагогической помощи в достижении максимальной самореализации в жизни.

Основными задачами специальной (коррекционной) педагогики как науки являются:

 1.Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии;

 2.Изучение и обобщение передового педагогического опыта;

 3.Разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков аномальных детей.

Как особая отрасль педагогического знания специальная педагогика выделилась из недр общей педагогики в процессе исторического развития и дифференциации массовой системы  обучения. Единство специальной и общей педагогик обеспечивается тем, что и та и другая являются науками об обучении, образовании человека, и та и другая опираются на общие теоретико-методологические основы, и та и другая принадлежат сфере социально-гуманитарного знания.

2.Междисциплинарность специальной педагогики.

Специальная (коррекционная) педагогика, связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских. Это, в-первую очередь, педагогическая психология, так как без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания нетипичных детей.

Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования  и развития детей с психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые  можно получить из невропатологии (науки  об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о  закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдо и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).

Развитие  междисциплинарной связи «педагогика  — медицина» способствовало оформлению и распространению в проблемном поле педагогики медицинской (клинической) концепции помощи детям, имеющим психофизические дефекты. Эта концепция заняла доминирующее положение в специальной педагогике на многие десятилетия. Как научная точка зрения она реализовалась в виде наиболее распространенной медицинской модели педагогической помощи, смыслом которой являлось лечение дефекта и его последствий. К середине XIX в. введен термин «лечебная педагогика» который обозначал усовершенствованное, основанное на междисциплинарных связях (педагогика и медицина) педагогическое знание, учитывающее потребности помощи детям.

3.Дефектология.

        Термин «дефектология» имеет  отечественное происхождение: по  некоторым данным, его автором  был В. П. Кащенко. Собственно медицинские термины «дефект», «дефективность», «дефективный ребенок» и даже «дефективное детство» достаточно часто включались в педагогический лексикон. Дефектология буквально означает «учение о дефектах». С конца 20-х XX в. этот термин завоевал прочное место в понятийном аппарате отечественной специальной педагогики. Его появление и закрепление были обусловлены определенными событиями в истории отечественной педагогики. Становление и научное оформление российской специальной педагогики пришлось на тот исторический период, когда общая педагогика переживала бурное развитие педологии.  Входя в структуру педагогического знания и педагогической практики, советская специальная педагогика не могла не оказаться под влиянием этого процесса. Заслуга педологии состоит в том, что она обогатила педагогику системным видением развивающейся личности ребенка, предусматривающим всестороннее изучение растущего человека в физиологическом, психологическом и социальном аспектах и учет этих особенностей в учебно-воспитательном процессе.

      Эти концептуальные принципы  были положены и в основание  зарождающейся в стране новой  научно-практической отрасли —  дефектологии, в структуре которой  пока еще недифференцированно развивались начала специальной психологии, патофизиологии детского развития, социальной педагогики специального образования и собственно специальной педагогики. Педология и дефектология были связаны не только концептуальной общностью, но и складывающейся образовательной практикой. В 70-х гг. XX в. дефектология определялась отечественными учеными как «...наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушением движений и др.), закономерностях их воспитания, образования и обучения». Одновременно с термином «дефектология» как в научно-исследовательской области, так и в образовательной практике широко использовались термины «специальная педагогика», «специальная школа» (научная специальность «Специальная педагогика», «специальные учебно-воспитательные учреждения»).

Специальная педагогика исходит не из наличия  дефекта, отставания, дефицитарности в развитии человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, а из тех позитивных потенциальных возможностей, которыми ой обладает и которые в специальных условиях на индивидуальном образовательном маршруте могут быть реализованы. Поэтому термин «коррекция» как выражение сущности педагогической парадигмы специального образования и как концептуальное основание специальной педагогики не только слишком узок, но и в современных условиях лишен смысла, как возврат к медицинской концепции, и может рассматриваться лишь как относящийся либо к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями. Нравственная, гуманитарная обязанность общества состоит в том, чтобы предложить такому человеку сопровождение и помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию.

4.Понятие  “специальная педагогика”, объект, субъект, цели, задачи.

Термин педагогика (от греч. paides-ребенок, gogos-вести) дословно обозначает - детовождение - это наука о воспитании и обучении детей. Термин «специальная педагогика» — принятый в международном и отечественном научном сообществе, социально нейтральный научный термин, который в современной педагогической интерпретации означает сферу педагогической теории и практики, решающую индивидуальные, сложные, нестандартные педагогические задачи социализации и самореализации человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и социальной активности.

Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков.

 Современная зарубежная специальная педагогика в большинстве развитых стран мира отличается гуманным, корректным и тактичным профессионально-педагогическим словарем, особенно в той его части, которая используется в социальном, юридическом, педагогическом, философском контекстах.

Сохраняется и некоторая часть исконно  медицинской, «диагнозной» терминологии, но она чаще всего употребляется в более узком, профессиональном кругу и не является языком общения специалистов с воспитанниками, учащимися, взрослыми с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, а также с родственниками этих людей, с общественностью, не выступает в средствах массовой информации. В специальной педагогике, пока преимущественно в зарубежной, принято опираться на международную классификацию понятий, связанных с нарушениями, отклонениями в развитии человека, разрабатываемую Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Информация о работе Общие вопросы теории специальной педагогики