Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:00, реферат
Система специального образования для детей с отклонениями в развитии обеспечивает обычному учителю спасение его репутации и дает ему «достойный» выход из ситуации, когда он не в состоянии справиться с проблемой обучения ребенка-инвалида.
Сегодня ни в США, ни в Западной Европе нет ни одной школы, детского сада, где бы вместе с обычными детьми не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Введение……………………………………………………………………….3-4
1.Специальная педагогика и общая педагогика……………………5-6
2.Междисциплинарность специальной педагогики…………………6-7
3.Дефектология…………………………………………………………………7-9
4.Понятие “специальная педагогика”, объект, субъект, цели, задачи..9-11
5.Классификация по характеру нарушения (недостатка) и степени его выраженности…………………………………………………………………..11
6. Предметные области современной специальной педагогики……..12-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Специальная педагогика имеет объект, субъект, предмет, цель и задачи. Объект научной направленности специальной педагогики — специальное образование людей с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен. Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и обучения человека, имеющего ограничение возможностей жизнедеятельности, его становления и социализации как личности и использование этих знаний для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые могли бы обеспечить коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека с целью его социальной адаптации и интеграции в общество, для создания ему возможности максимально независимой жизни. Имея с обшей педагогикой единую конечную цель — достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика выделяет в ней значимый для человека с ограниченными возможностями сущностный смысл: максимально возможную самостоятельность и независимость в жизни как высокое качество социализации и предпосылки для самореализации.
Специальная педагогика обладает системой общих и более конкретных целей, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация такого человека. К числу первых относятся: коррекция вторичного и последующих недостатков, их компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, прежде всего социальная и личностная. Но их достижение становится возможным тогда, когда реализованы конкретные цели обучения, воспитания и образования в целом — имеются положительные результаты в коррекции и компенсации вторичного недостатка.
5.Классификация
по характеру нарушения (
В современной педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, а также с предметными областями специальной педагогики в основу классификации по традиции положены характер нарушения (недостатка) и степень его выраженности. Согласно действующей классификации различают следующие категории людей (детей) с ограниченными возможностями:
Существует
и более обобщенная классификация,
сложившаяся на основе группировки
перечисленных нарушений в
6. Предметные области современной специальной педагогики.
Современная
специальная педагогика состоит
из предметных областей, которые исторически
сформировались в связи с традиционно
существующей системой специальных
образовательных учреждений дня
детей с особыми
В стадии становления находятся области, специализирующиеся на помощи хронически больным и детям с аутистическими проявлениями.
В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.
Каждая из
указанных выше предметных областей
структурно организована так же, как
и общая педагогика, т. е. педагогика
данной предметной области (например,
сурдопедагогика, олигофренопедагогика
и т. п.), содержит ее историю, дидактику,
теорию и практику воспитания, специальные
методики. Каждая предметная область
дифференцирована также по возрастным
периодам; достаточно хорошо разработанными
считаются дошкольный и школьный
периоды. В то же время проблемы специального
образования молодежи с ограниченными
возможностями, образование взрослых
с ограниченной трудоспособностью,
ранняя помощь еще нуждаются в
научном исследовании. Объединяющим
теоретико-методологическим началом
всех этих предметных областей является
собственно специальная педагогика.
Она оформляется как
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специальная педагогика представляет собой составную часть общей педагогики, одну из ее значимых ветвей (от лат. specialis — род, вид).
Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков.
К предметным областям современной специальной педагогики относятся следующие:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать, что
специальная педагогика является достаточно
важной наукой, так как с ее помощью
решаются проблемы воспитания и обучения
детей с ограниченными
Список используемой литературы
1.Специальная педагогика: в 3 т. : учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений /под ред. Н.М. Назаровой. -Т.1. История специальной педагогики / Н.М.Назарова.Г.Н.Пенин. -М. : Издательский центр «Академия», 2007.-352с.
2.Назарова
Н.М. Об изменениях в
3.Коркунов В.В., Лернер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования, - Вып.1 / под. ред.Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург, 1995.
5.http://revolution.allbest.
Информация о работе Общие вопросы теории специальной педагогики