Общие вопросы теории специальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:00, реферат

Краткое описание

Система специального образования для детей с отклонениями в развитии обеспечивает обычному учителю спасение его репутации и дает ему «достойный» выход из ситуации, когда он не в состоянии справиться с проблемой обучения ребенка-инвалида.
Сегодня ни в США, ни в Западной Европе нет ни одной школы, детского сада, где бы вместе с обычными детьми не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3-4
1.Специальная педагогика и общая педагогика……………………5-6
2.Междисциплинарность специальной педагогики…………………6-7
3.Дефектология…………………………………………………………………7-9
4.Понятие “специальная педагогика”, объект, субъект, цели, задачи..9-11
5.Классификация по характеру нарушения (недостатка) и степени его выраженности…………………………………………………………………..11
6. Предметные области современной специальной педагогики……..12-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 32.03 Кб (Скачать)

Специальная педагогика имеет объект, субъект, предмет, цель и задачи. Объект научной направленности специальной педагогики — специальное образование людей с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен. Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и обучения человека, имеющего ограничение возможностей жизнедеятельности, его становления и социализации как личности и использование этих знаний для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые могли бы обеспечить коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека с целью его социальной адаптации и интеграции в общество, для создания ему возможности максимально независимой жизни. Имея с обшей педагогикой единую конечную цель — достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика выделяет в ней значимый для человека с ограниченными возможностями сущностный смысл: максимально возможную самостоятельность и независимость в жизни как высокое качество социализации и предпосылки для самореализации.

Специальная педагогика обладает системой общих  и более конкретных целей, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация такого человека. К числу первых относятся: коррекция вторичного и последующих недостатков, их компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, прежде всего социальная и личностная. Но их достижение становится возможным тогда, когда реализованы конкретные цели обучения, воспитания и образования в целом — имеются положительные результаты в коррекции и компенсации вторичного недостатка.

5.Классификация  по характеру нарушения (недостатка) и степени его выраженности.

В современной  педагогике в соответствии с исторически  сложившейся системой образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, а также с предметными областями специальной педагогики в основу классификации по традиции положены характер нарушения (недостатка) и степень его выраженности. Согласно действующей классификации различают следующие категории людей (детей) с ограниченными возможностями:

  • глухие;
  • слабослышащие;
  • позднооглохшие;
  • незрячие;
  • слабовидящие;
  • люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  • люди с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • люди с нарушением интеллекта;
  • дети со стойкими образовательными затруднениями;
  • люди с тяжелыми нарушениями речи; люди со сложными недостатками развития.

Существует  и более обобщенная классификация, сложившаяся на основе группировки  перечисленных нарушений в соответствии с их локализацией в той или  иной системе организма. В соответствии с ней выделяются: телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение); нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

6. Предметные области современной специальной педагогики.

Современная специальная педагогика состоит  из предметных областей, которые исторически  сформировались в связи с традиционно  существующей системой специальных  образовательных учреждений дня  детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в. эти предметные области только складывались, сегодня они представляют собой относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания. К их числу относятся следующие:

  • тифлопедагогика — незрячие и слабовидящие люди;
  • сурдопедагогика — глухие (неслышащие), слабослышащие и позднооглохшие;
  • тифлосурдопедагогика — слепоглухие;
  • логопедия — люди с расстройствами речевого развития; олигофренопедагогика — люди с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями;
  • отрасль специальной педагогики, занимающаяся с людьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • отрасль специальной педагогики, связанная с людьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы;
  • отрасль специальной педагогики, ориентированная на людей с тяжелыми и множественными нарушениями.

В стадии становления  находятся области, специализирующиеся на помощи хронически больным и детям с аутистическими проявлениями.

В стадии становления  находятся области специальной  педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам  с тяжелыми и множественными нарушениями.

Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как  и общая педагогика, т. е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные  методики. Каждая предметная область  дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. В то же время проблемы специального образования молодежи с ограниченными  возможностями, образование взрослых с ограниченной трудоспособностью, ранняя помощь еще нуждаются в  научном исследовании. Объединяющим теоретико-методологическим началом  всех этих предметных областей является собственно специальная педагогика. Она оформляется как теоретическая  предметная область на протяжении ХХ в. Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. Их данные творчески используются специальной педагогикой в исследованиях и практической деятельности, в разработках специальных образовательных технологий, специальных технических средств обучения. К числу таких смежных сфер относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки, основы которых входят в содержание соответствующих учебных предметов. Все более тонкая дифференциация научного и практического знания в сфере специальной педагогики ведет к тому, что постепенно возникают и развиваются новые области педагогического знания, предметом которых будут проблемы образования и развития тех категорий лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые сегодня либо находятся вне образовательного пространства, либо научное и практическое знание о которых сегодня невелико и недостаточно для выделения в самостоятельное направление в системе специальной педагогики. Реально также развитие междисциплинарной интеграции внутри специальной педагогики благодаря усилению педагогического внимания к детям с комбинированными отклонениями в развитии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специальная педагогика представляет собой составную часть общей  педагогики, одну из ее значимых ветвей (от лат. specialis — род, вид).

Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков.

К предметным областям современной специальной педагогики относятся следующие:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Таким образом, можно сказать, что  специальная педагогика является достаточно важной наукой, так как с ее помощью  решаются проблемы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями  здоровья, разрабатываются различные  методы коррекционного и медицинского воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Специальная  педагогика: в 3 т. : учебное пособие  для студ. высш. учеб.заведений /под ред. Н.М. Назаровой. -Т.1. История специальной педагогики / Н.М.Назарова.Г.Н.Пенин. -М. : Издательский центр «Академия», 2007.-352с.

2.Назарова  Н.М. Об изменениях в понятийном  аппарате специальной педагогики  и ее современных лингвосемантических  проблемах // Понятийный аппарат  педагогики и образования, -Вып.1 / под. ред.Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург, 1995.

3.Коркунов  В.В., Лернер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования, - Вып.1 / под. ред.Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург, 1995.

4. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999

5.http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00093831_1.html


Информация о работе Общие вопросы теории специальной педагогики