Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:50, реферат
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Введение 2
Глава I: Общая теория власти 4
Глава II: Теории власти в политической философии 7
Глава III: Власть как психологическое явление 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Содержание:
Введение 2
Глава I: Общая теория власти 4
Глава II: Теории власти в политической философии 7
Глава III: Власть как психологическое явление 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
«Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как
голова гидры, появляется во все большем количестве и становится
сильнее каждый раз, когда
считают, что ее обезглавили»
«Жизнь – это игра, конечной целью которой
является власть»
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Сведения о власти содержат политология, социология, философия, литература, история и многие другие науки. Несмотря на это, исследований, посвященных психологии власти, явно недостаточно, притом, что знания о власти, ее законах и механизмах являются одними из ключевых. Практики, приходящие в политику, находят мало научных сведений для организации своей деятельности. Имеющиеся исследования посвящены лишь тем или иным частным случаям проявления власти. Для понимания психологической природы власти требуется тщательно обоснованное обобщение самых разных сведений о ее природе.
Б. Рассел посвятил проблеме власти свою монографию. Указывая на важность проблемы власти, он пишет: «Только осознавая факт, что именно стремление к власти представляет собой причину той деятельности, которая является единственно важной в общественных отношениях, можно правильно объяснить историю, как древнюю, так и современную. Законы социальной динамики, – поясняет он далее, – являются законами, которые только и могут быть определены в терминах власти... Фундаментальным понятием в общественных науках является власть, в том же смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики»1
А.И.Юрьев отмечает, что политическая психология рассматривает власть в треугольнике отношений «человек – политика – власть». И человек, и политика, и власть теоретически и практически могут существовать в отрыве друг от друга, но их разрыв приводит к неадекватным политическим отношениям, а их объединение – к адекватной политической жизни. Человека вне политики и власти изучают различные направления: психология, философия, социология, экономика, юриспруденция, история, медицина и другие науки. И лишь человек в отношениях власти и политики становится объектом изучения политической психологии. Проблема психологии власти представляется одной из ключевых в политической психологии и требует отдельного исследования 2
Власть над собой определяется
образом жизни, возможностью человека
ставить конкретные цели, умением
заставить себя целенаправленно
двигаться к намеченным целям, преодолевая
собственные природные
Власть над обстоятельствами
проявляется в жизненной
Власть над людьми определяет мировоззрение и составляет лишь один из аспектов в системе властных отношений.
1 Рассел Б. « История западной философии», Новосибирск, 1994 г.
2 Юрьев А.И. «Психология власти», СПб., 1995 г.
3 Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», Л., 1940 г.
Глава I: Общая теория власти
Большой вклад в исследование власти и создание специальной науки о власти – кратологии – внес В.Ф.Халипов. Автор справедливо отмечает, что власть относится к числу фундаментальных, наиболее масштабных, многоплановых, всеохватывающих явлений общественной жизни. Несмотря на это, власть в виде упорядоченного, систематизированного научного знания практически не рассмотрена. В.Ф.Халипов отмечает, что нужен стратегический прорыв, последовательная разработка науки о власти и активное введение сообщаемых ею знаний в практический оборот.
В качестве причины невостребованности единой науки о власти необходимо отметить, что для многих важно лишь прийти к власти и потом ее крепко держать, а действовать можно будет как удастся, как получится, как захочется. И наука о власти, общая для всех времен и народов, не считалась нужной и необходимой.
Основные моменты, определяющие необходимость создания единой теории и базы данных о власти:
Кроме того, совершенно необходимо изучение психологических механизмов власти и того, каким образом она влияет на политическое поведение людей.
Формулируя критерии власти и раскрывая ее многозначность, В.Ф.Халипов выделяет четыре специфических признака власти:
1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо;
2) оказание решающего воздействия на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств – закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения;
3) политическое господство над людьми, их общностями, организациями; над странами и группировками; создание системы государственных органов;
4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными и административными полномочиями или обладающими разного рода влиянием, полномочиями по обычаю или присвоившие их себе.
В научной литературе имеет место разнообразие представлений о власти, определяемое ее многозначностью. Власть – это:
Осуществление власти может сопровождать:
– властомания или кратомания – сильное влечение к власти, болезненное психологическое состояние с сосредоточением сознания и чувств на идее властвования;
– властолюбие – страсть к властному господству и безграничная любовь к распоряжению властью, обладание широким кругом прав и полномочий.
Необходимо отметить, что работы В.Ф.Халипова являются достаточно полными и информационно насыщенными, подробно рассматривающими проблемы власти.
Глава II: Теории власти в политической философии
В настоящее время самый
полный анализ учений о власти, разработанных
в рамках современной западной философии,
психологии, политологии, социологии и
культурологии, дан в книге «Власть:
очерки современной политической философии
Запада» (под редакцией Мшвениерадзе
В.В), на которую ссылаются практически
все отечественные
В современной западной политической философии анализ категорий власти ведется по пяти направлениям. Власть изучается как:
1) характеристика индивида;
2) межперсональная конструкция;
3) ресурс;
4) причинная конструкция;
5) философская категория.
Каждый из этих аспектов иллюстрирует те или иные стороны понятия «власть», а в совокупности они дают целостное представление о категории власти в той мере, в какой она используется в политологических исследованиях.
Остановимся подробнее на
каждом из направлений.
1. Власть как характеристика
индивида.
Рассмотрение власти в
качестве персонального атрибута интерпретируется
как взаимодействие индивида с окружением,
причем ключевым моментом выступает
мотивация власти. Сущность власти
заключена в самих индивидах
и заложена в самой природе
человека. Власть рассматривается как
исключительно человеческий феномен,
который не существует без своего
носителя и определяется способностью
вызывать изменения в своем окружении
так, чтобы получить желаемый эффект.
Мотив власти понимается как предрасположенность
к достижению определенного рода целей.
2. Власть как межперсональная
конструкция.
Понимание власти как межперсональной
конструкции делает власть атрибутом
социальных отношений и определяет
ее как межличностную ситуацию. При
изучении власти в пределах социальной
матрицы рассматриваются
3. Власть как ресурс.
Опирается на понятие «стоимость».
Исследователи, разрабатывающие это
направление, отмечают, что важно
не только обладание ресурсами, но и
их ценность для носителя власти. Они
проводят различие между ценой и
силой власти. Под ценой власти
подразумевается стоимость той
части принадлежащих субъекту ресурсов,
которые нужны ему для влияния
на поведение объекта. Сила власти субъекта
оценивается стоимостью того, что
потребовалось бы объекту для
недопущения воздействия, которое
желает совершить субъект. Ресурсное
направление изучения власти позволяет
различать степени власти. Если индивиду
некоторое воздействие стоит
меньше, чем другому, и совершается
при этом с меньшим, нежели у второго
сопротивлением, то первый обладает большей
властью по сравнению со вторым.
4. Власть как причинная
конструкция.
Власть как асимметричный
причинный феномен явилась
– немалое сходство между причинностью
и властью (и та и другая характеризуют
отношения между индивидами и являются
асимметричными);
– возможность избежать тавтологии в
определениях, свойственной ресурсному
подходу;
– использование широкого диапазона эмпирических
методов и статистических процедур;
– акцентирование потенциальности власти.
Например, «он может причинить» – потенциальная
власть, «он причинит» – предсказуемая
власть, «он причинил» – актуализированная
(реальная) власть.
5. Власть как философская
категория.
Рассмотрение власти с философской точки зрения наиболее дифференцированно: обсуждаются моральность и аморальность власти, ее ценность и ценности обладания властью, соотношение между властью и ответственностью, влияние социальных норм, границы и допустимые нормы применения власти, соответствие власти принятым в обществе социальным нормам, традициям, нравам. Одним из наиболее ярких представителей философского рассмотрения власти является Б.Рассел.
Таким образом, можно видеть,
что в настоящее время
Глава III: Власть как психологическое явление
Достаточно полный анализ категории «власть» представлен в книге польского политолога и социолога Е. Вятра «Социология политических отношений», на которую ссылаются многие исследователи. Е.Вятр рассматривает власть как социологическое и психологическое явление.