Общая теория власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:50, реферат

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Оглавление

Введение 2



Глава I: Общая теория власти 4

Глава II: Теории власти в политической философии 7

Глава III: Власть как психологическое явление 10



Заключение 15



Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат (полит-я).docx

— 40.63 Кб (Скачать)

Е.Вятр отмечает, что основной проблемой политики является проблема государственной власти. Борьба за завоевание и осуществление власти – главное содержание политики. Данный подход соответствует принятому  в отечественной политической психологии определению, по которому политика характеризуется, в том числе, как «захват, сохранение и использование власти».

Рассматривая последовательно  основные элементы этого определения, Е.Вятр отмечает, что власть – это  возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают (объект власти), обязан повиноваться. Приказыванию и исполнению соответствует свой тип воздействия на поведение: если в отношениях нет элемента приказа  и подчинения, то нет и элемента власти. Но сам факт отдачи приказа  еще недостаточен для того, чтобы  можно было судить о наличии отношений  власти. Должно существовать убеждение, причем обоснованное, того, что приказание будет выполнено, что оно встретит повиновение. Власть не существует без  повиновения, притом что повиновение  – явление относительное.

Е.Вятр отмечает, что общее  определение власти должно включать в себя следующие элементы:

1) у отношений власти должно быть не менее двух партнеров, причем этими партнерами могут быть как отдельные граждане, так и группы граждан;

2) приказ субъекта власти, т.е. выражение им воли по отношению к объекту власти, сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле;

3) подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение приказу субъекта власти;

4) должны быть общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы (субъект власти) имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются (объект власти), обязан ему подчиняться.

Лишь при наличии этих четырех элементов, необходимых  для возникновения общественного  отношения, можно говорить о власти и  наблюдать данные отношения  в самых различных случаях: в  семье, на работе, в армии, школе и  т.д. Сформулированное определение  Е.Вятр называет общим определением власти, охватывающим все общественные отношения, о которых можно сказать, что они имеют характер отношений, в основе которых лежит власть. Суть отношений власти составляет использование  правомочий власти при организации  групповых действий для достижения общей цели.

Существует два различных аспекта власти: конфликтный и целевой. Преобладание зависит от:

а) типа общества, в котором осуществляется власть, т.е. от степени предрасположенности общества к конфликтам из-за неравного доступа к необходимым благам;

б) сферы проявления отношений власти, а именно от того, идет ли речь о решениях, регулирующих конфликты между отдельными личностями или группами, или о совместно реализуемой общей цели.

Рассматривая понятие  государственной власти, отметим, что  она имеет свои собственные психологические  характеристики и черты, определяемые ее спецификой. Государственная власть осуществляется с помощью специального аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный  суверенитет, и имеет возможность  обратиться к средствам организованного  и законодательно оформленного подавления и насилия.

О власти как психологическом  феномене, отмечает Е.Вятр, можно говорить в том смысле, что и осуществляющий, и подчиняющийся власти имеют  определенные, общественно сформированные предпочтения. Это приводит к тому, что: а) эти лица в большей или  меньшей степени хотят занять положение в обществе, которое  обеспечит им власть или позволит сохранить максимально возможную  автономию по отношению к власти, или, наконец, подчинит их чьей-либо власти; б) они в большей или меньшей  степени приспособлены к тому месту в иерархии власти, которое  они занимают, и вследствие этого  лучше или хуже выполняют функции, вытекающие из политической роли, предписанной им (с их участием или без него) обществом.

Определяя таким образом  психологическую природу власти, подчеркнем связь между психологической  и общественной природой власти. Стремление к власти или уход от нее, лучшее или худшее приспособление к ней  – это психологические явления. Фактический же доступ к власти, характер отношений власти, методы ее осуществления – это социальные явления, определяемые общественной системой в целом.

Е.Вятр отмечает, что согласно некоторым теоретическим концепциям принято считать, что всем людям свойственно стремление к власти, материальным благам, престижу и образованию. Неравный доступ к ним принимается за основу различий, исходя из того, что каждая из ценностей служит объектом практически всеобщих стремлений. Власть, в отличие от других ценностей, возбуждает как положительные сильнейшие ощущения, выражающиеся в страстном стремлении к ней, так и не менее сильное отвращение, выражающееся в отрицании и уклонение от любых функций ее осуществления.

Классификация психотипов в  зависимости от отношения к власти необходимо производить по двум основаниям: 1) по позиции: либо ищут, либо избегают власти, и 2) по участию в осуществлении  власти. Интерес представляет главным  образом наличие стремления к  власти или избегание ее, а также вытекающее из этого стремление участвовать в политической жизни или, наоборот, избегать участия в ней. Крайние ситуации – поиск и избегание власти, между ними можно выделить следующие явления различной степени интенсивности:

а) участие в политической жизни;

б) интерес к политической жизни и ее механизмам;

в) информированность о  политической жизни.

Между этими показателями отношения к власти существует определенная связь: информированные граждане, как  правило, больше интересуются политикой, чем не информированные, а интересующиеся политикой чаще активно участвуют  в политической жизни, чем не интересующиеся.

Приведенные психологические  типы не исчерпывают всех возможных  комбинаций выделенных черт, но указывают  на возможность выделения пяти принципиально  отличающихся друг от друга по отношению  к политике типов личности:

  1. Активисты – люди, позиция которых по отношению к политике и власти является активно ищущей. Они убеждены в том, что власть является  важной  категорией и  стремятся к получению ее. Интересуются политическими проблемами и информированы о них в той степени, в которой позволяет система и общий уровень подготовки самого человека.
  2. Компетентные наблюдатели – интересуются политикой, понимают ее значение и хорошо информированы, но сами не стремятся принимать участие в политической жизни. Имеют свое мнение о проблемах политики и власти и могут оказывать политическое воздействие как лица, формирующие общественное мнение. Такой тип людей встречается в основном среди ученых, писателей, журналистов, телекомментаторов.
  3. Компетентные критики – их отношение к политике и власти является категорически отрицательным.
  4. Пассивные граждане относятся отрицательно или нейтрально к осуществлению политики и власти, но бывают достаточно полно и подробно информированы. Информированность происходит не за счет отношения к политике, а может являться следствием высокого уровня образования.
  5. Аполитичные и отчужденные – люди, которые резко отрицательно относятся к политике и своему участию в ней, не интересуются политикой и мало о ней знают. По их мнению, политика – дело грязное и для того, чтобы самим не запачкаться, не надо ею заниматься.

Рассмотрение системы  мотивов, склоняющих людей добиваться власти и участвовать в ее осуществлении, приводит к их следующей классификации, они могут быть эгоцентрическими (концентрируются на собственной личности) и социоцентрическими (концентрируются на благе широкой группы людей: нации, класса, человечества).

Необходимо выделять отношения  человека к власти, которую он осуществляет и к которой стремится: инструментальное и автономное. Различие между этими видами состоит в том, что власть может цениться в силу либо ее собственных достоинств (автономное) или, исходя из того, чего можно достичь, обладая ею (инструментальное). Если при социоцентрических мотивах подход к власти всегда инструментален, то при эгоцентрическом подходе к мотивам стремления к власти проявляется как автономное, так и инструментальное к ней отношение.

Автономная мотивация  проявляется в том, что власть ценят как таковую, а не из-за того, что она может что-то дать, отмечает Е.Вятр. По нашему мнению, это утверждение  несколько неточно. Достижение власти ради господства над другими –  это уже не автономная, по классификации  автора, мотивация, а именно инструментальная, так как именно получение власти дает возможность господствовать над  другими, т. е. соответствует понятию  инструментальной мотивации. 

 

 

 

Заключение

 

В течение всей истории  развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью  политики. Она воздействует на все  сферы общественной жизни. В политике затрагиваются интересы различных  социальных групп, концентрируются  и осмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы их решения.

В настоящее время в  ряде стран мира, в том числе  и в России, происходят существенные изменения в экономике, политике и духовной жизни. Меняется степень  развития стран, происходят перемены в  расстановке социальных сил, в характере  власти, идеологии. Возрастающее воздействие  на развитие оказывают мощные интеграционные процессы в экономике (формирование единого мирового рынка товаров, капиталов, рабочей силы, услуг и  информации). В мировом политическом процессе происходит движение народов  и государств по пути демократии, строительства  современного гражданского общества и  правового государства. В политику вовлекаются миллионы людей, видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики. Все это требует особой ответственности  тех, кто ее осуществляет.

Разобраться в сложном  лабиринте политических событий  – задача ученых и политиков. Но уметь осознавать свое место в  политической жизни общества, выработать свою позицию, свое отношение к тем  или иным политическим процессам  и явлениям, к различного рода политическим партиям и общественным движениям, сознательно действовать в направлении  реализации своих интересов, предпринять  усилия изменить существующий порядок  к лучшему должен стремиться каждый член общества.

Список литературы

  1. Вассоевич А.Л. « Духовный мир народов древнего востока», СПб., 1998 г.
  2. «Власть: очерки современной политической философии Запада» / Под ред. Мшвениерадзе В. В.,  М., 1989 г.
  3. Вятр Е. «Социология политических отношений», М., 1979 г.
  4. Ганзен В.А. «Восприятие целостных объектов»,  Л., 1974 г.
  5. Ганзен В.А. «Системные описания в психологии»,  Л., 1984 г.
  6. Ильин Е.П. «Психология воли», СПб., 2000 г.
  7. Кайтуков В.М. «Эволюция диктата», М, 1995 г.
  8. Рассел Б. «История западной философии», Новосибирск, 1994 г.
  9. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», Л., 1940 г.
  10. Халипов В.Ф. «Введение в науку о власти», М., 1996 г.
  11. Юрьев А.И. «Психология власти», СПб., 1995 г.  

 

~ ~


Информация о работе Общая теория власти