Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74

Файлы: 1 файл

Диплом е.docx

— 220.12 Кб (Скачать)

Таблица 2

Исследование агрессивности у мальчиков-подростков

№ п/п

Физическая

агрессия

Вербальная

агрессия

Косвенная

агрессия

Негативизм

Раздражи-тельность

Подозри-тельность

Обида

Чувства вины

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

1

21

25

30

33

25

24

27

34

28,6

25,5

2

23

25

24

42

30

36

28

20

24

22

3

27

22

30

30

28

31

28

24

29,6

19,5

4

20

24

22

28

20

23

25

22

33

20

5

34

37

24

29

30

28

30

26

25

19,5

6

19

29

24

25

33

34

32

30

27,3

23

7

29

39

21

36

30

32

27

24

33

19,5

8

25

21

22

25

26

30

23

34

26

21

9

25

26

25

38

31

40

30

35

32

22

10

30

36

29

30

30

37

20

23

18,3

18,5

11

28

24

22

20

22

28

27

31

31,3

17,5

12

19

32

23

25

32

26

37

25

21,3

20,5

13

21

23

24

40

25

28

37

38

26

23,5

14

28

20

32

32

26

34

28

33

30

21

15

19

32

21

19

30

23

20

36

20,7

21,5

16

40

27

34

37

20

30

26

21

23,7

18

17

21

33

23

40

20

20

25

23

19

20,5

18

19

29

24

25

33

34

32

30

27,3

23

19

26

30

23

33

24

19

28

25

21,3

18,5

20

23

27

35

37

23

26

25

34

20,3

21,5

21

27

22

30

30

28

31

28

24

29,6

19,5

22

40

27

34

37

20

30

26

21

23,7

18

23

20

28

33

23

18

36

24

20

23

20

24

19

33

38

40

20

37

24

33

26,7

23

25

20

28

33

23

18

36

24

20

23

20


Таблица 3

Процентное соотношение подростков с высоким показателем данного признака в группах

№ п/п

Формы агрессии

Пол подростка

Девочки

Мальчики

1

Физическая агрессия

24%

42%

2

Косвенная агрессия

29%

25%

3

Раздражение

24%

42%

4

Негативизм

42%

44%

5

Обида

31%

29%

6

Подозрительность

31%

27%

7

Вербальная агрессия

38%

30%

8

Чувство вины

31%

23%


 

Таблица 4

Процентное соотношение испытуемых, у которых показатели индексов враждебности и агрессивности превышают норму

№ п/п

Индексы

Пол подростка

Девочки

Мальчики

1

Индекс агрессивности

12%

64%

2

Индекс враждебности

92%

100%


Приложение 2

«Шкала враждебности»  Кука-Медлей

Данная методика позволяет оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности.

Инструкция: Внимательно прочитайте суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

6 – обычно

5 – часто

4 – иногда

3 – случайно

2 – редко

1 – никогда.

Текст опросника

1. Я часто встречаю людей, называющих  себя экспертами, хотя они таковыми  не являются.

2. Мне часто приходилось выполнять  указания людей, которые знали  меньше, чем я.

3. Многих людей можно обвинить  в аморальном поведении.

4. Многие люди преувеличивают тяжесть  своих неудач, чтобы получить  сочувствие и помощь.

5. Временами мне приходилось грубить  людям, которые вели себя невежливо  по отношению ко мне и действовали  мне на нервы.

6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть  полезны.

7. Часто необходимо затратить много  усилий, чтобы убедить других  в своей правоте.

8. Люди часто разочаровывали меня.

9. Обычно люди требуют большого  уважения своих прав, чем стремятся  уважать права других.

10. Большинство людей не нарушают  закон, потому что боятся быть  пойманными.

11. Зачастую люди прибегают к  нечестным способам, чтобы не  потерять возможной выгоды.

12. Я считаю, что многие люди используют  ложь, чтобы двигаться дальше.

13. Существуют люди, которые настолько  мне неприятны, что я невольно  радуюсь, когда их постигают неудачи.

14. Я часто могу отойти от своих  принципов, чтобы превзойти своего  противника.

15. Если люди поступают со мной  плохо, я обязательно отвечаю  им тем же, хотя бы из принципа.

16. Как правило, я отчаянно отстаиваю  свою точку зрения.

17. Некоторые члены моей семьи  имеют привычки, которые меня  раздражают.

18. Я не всегда легко соглашаюсь  с другими.

19. Никого не заботит то, что с  тобой происходит.

20. Более безопасно никому не  верить.

21. Я могу вести себя дружелюбно  с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.

22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать  другим.

23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить  себе все, что только можно.

24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует  других людей, позволяющих ему  это делать.

25. Меня раздражает, когда другие  отрывают меня от дела.

26. Мне бы определенно понравилось, если преступника наказали его  же преступлением.

27. Я не стремлюсь скрыть плохое  мнение по поводу других людей.

 

Ключ к «Шкале враждебности» Кука-Медлей

«Шкала цинизма»: 1  2  3  4  6  7  9  10  11  12  19  20  22

«Шкала агрессивности»: 5  14  15  16  21  23  24  26  27

«Шкала враждебности»:  8  13  17  18  25

 

Вариант ответа

Балл

Обычно

6

Часто

5

Иногда

4

Случайно

3

Редко

2

Никогда

1


 

Интерпретация результатов для «Шкалы цинизма»

65 баллов и больше – высокий  показатель

40 – 65 баллов – средний показатель  с тенденцией к высокому

25 – 40 баллов – средний показатель  с тенденцией к низкому

25 баллов и меньше – низкий  показатель

Интерпретация результатов для «Шкалы агрессивности»

45 баллов и больше – высокий  показатель

30 - 45 баллов – средний показатель  с тенденцией к высокому

15 – 30 баллов – средний показатель  с тенденцией к низкому

15 баллов и меньше – низкий  показатель

Интерпретация результатов для «Шкалы враждебности»

25 баллов и больше – высокий  показатель

18 – 25 баллов – средний показатель  с тенденцией к высокому

10 – 18 баллов – средний показатель  с тенденцией к низкому

10 баллов и меньше – низкий  показатель

 

Результаты диагностики по методике «Шкала враждебности»  Кука-Медлей на констатирующем этапе

Таблица 5

Сводный бланк ответов испытуемых

 

№ п/п

Девочки

Мальчики

шкала цинизма

шкала агресс.

шкала враждебн.

шкала цинизма

шкала агресс.

шкала враждебн.

1

52

38

19

49

31

14

2

49

31

20

50

36

20

3

55

7

20

44

19

12

4

36

10

10

49

31

14

5

45

22

16

50

36

20

6

55

18

18

30

9

13

7

36

48

19

40

18

16

8

45

20

21

42

24

16

9

48

16

22

59

24

24

10

56

14

25

45

22

16

11

55

37

19

50

18

18

12

58

33

17

51

48

19

13

46

34

17

64

20

21

14

50

43

22

48

16

22

15

64

20

21

41

23

21

16

48

16

22

52

25

23

17

33

25

17

44

19

12

18

51

42

16

49

31

14

19

25

28

31

30

21

13

20

50

18

18

40

35

16

21

51

48

19

42

24

16

22

55

20

21

59

24

24

23

36

16

20

45

40

16

24

45

34

20

50

33

18

25

55

43

10

51

48

19


 

Таблица 6

Уровни по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности

Девочки

Мальчики

шкала цинизма

шкала агрессивности

шкала враждебности

шкала цинизма

шкала агрессивности

шкала враждебности

48

27

19

47

27

17

Средний показатель с тенденцией  к высокому

Средний показатель с тенденцией  к низкому

Средний показатель с тенденцией  к высокому

Средний показатель с тенденцией  к высокому

Средний показатель с тенденцией  к низкому

Средний показатель с тенденцией  к низкому


 

Приложение 3

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Особенности проведения процедуры тестирования

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция:

Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

 

Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации»

 

Список А (терминальные ценности):

  1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3. здоровье (физическое и психическое);
  4. интересная работа;
  5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
  8. наличие хороших и верных друзей;
  9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
  15. счастливая семейная жизнь;
  16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  17. творчество (возможность творческой деятельности);
  18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Информация о работе Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий