Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74

Файлы: 1 файл

Диплом е.docx

— 220.12 Кб (Скачать)

Гендерная идентичность – одна из базовых характеристик личности, складывающаяся в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации.

Решающее значение имеют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами, принятыми в обществе.  

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление.

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессии, определили основные понятия. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.

Исследование на констатирующем этапе эксперимента имело своей целью определить – существуют ли различия в проявлении агрессивности у 13-14-летних девочек и мальчиков, и, если таковые различия имеются, выявить их специфику. Проведенное исследование показало, что в агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются половозрастными и социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.

Наличие выявленных различий в проявлении агрессии определило задачи коррекции агрессивного поведения. В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к организации коррекционной работы с агрессивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности подростка и с учетом гендерного фактора. Поэтому на формирующем этапе эксперимента была разработана коррекционная программа, учитывающая различия в проявлении агрессии у девочек и мальчиков.

При построении коррекционной работы мы опирались на систему ценностных ориентаций девочек-подростков, которая определяет содержательную сторону направленности их личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни. То есть выбор форм и методов работы, тем как индивидуальных, так и групповых занятий основывался на интересах испытуемых девочек-подростков.

Благодаря проведенной коррекционной работе, направленной на снижение агрессивности девочек-подростков, уровень агрессивности у подростков значительно снизился, что подтверждают данные диагностического исследования на этапе контрольного эксперимента.

На основе выводов и анализа результатов исследования были разработаны рекомендации для родителей девочек-подростков, для педагогов и воспитателей, работающих с подростками по профилактике и коррекции агрессивного поведения.

Полученные результаты исследований в ходе констатирующего и формирующего эксперимента позволили сделать следующее заключение:

  • проявления подростковой агрессивности различны у девочек и мальчиков, т.е. имеются гендерные различия агрессивного поведения подростков;
  • гендерные различия в проявлении агрессивного поведения подростков влияют на результаты коррекционной работы с подростками;
  • деятельность по профилактике и коррекции агрессивного поведения будет эффективной в том случае, если она построена с учетом гендерного фактора, учитывает индивидуальные особенности ребенка и опирается на систему ценностных ориентаций подростков.

Таким образом, гипотеза нашей работы о том, что психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения девочек-подростков будет эффективна, если учитываются выявленные в результате диагностики общие и индивидуальные особенности и причины проявления агрессии, а коррекционная работа принимает во внимание систему ценностных ориентаций девочек-подростков и подкреплена программно-методическим обеспечением, основанном на гендерном подходе, была экспериментально доказана.

 

Библиографический список

  1. Аксёнов, М. М. Проблемы агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискурсов / М. М. Аксёнов // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. Серия: Психология. - 2005. - № 1 (45). - С. 77 – 82.
  2. Аксёнов, М. М. Роль микросоциума в формировании гендерного перекоса и расстройств личности у подростков / М. М. Аксёнов, Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2005. –  № 4 (38). – С. 25 – 34.
  3. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками  / Л. Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.
  4. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке: Пер. с фр.  / Ф. Арьес. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 415 с.
  5. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений  / А. Бандура, Р. Уолтерс. –  М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2003. – 512с.
  6. Блонский, П. П. Педология: Учебник / П.П. Блонский. – М.; Гумм. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
  7. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе  / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – 1979. – № 4. –  С. 25 – 28.
  8. Большой психологический словарь  / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. –  М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 c.
  9. Бэрон,  Р. Агрессия:  учебное пособие / Р. Бэрон. –  СПб.: Питер, 2003. – 464 с.
  10. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов  / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  11. Воронина, О. А. Теория и методология гендерных исследований : Курс лекций / О. А. Воронина. – М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - 415с.
  12. Воронина, О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе: учебное пособие / О. А. Воронина. –  М.: Педагогика, 2005. – 241 с.
  13. Выготский, Л. С. Проблема возраста  / Л. С. Выготский // Л. С. Выготский. Собрание сочинений: в 6 т. – Т.4, 1984. – С. 244-268.
  14. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье  / В. И. Гарбузов. –  СПб.: АО «Сфера», 2007. – 196 с.
  15. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль. – СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. – 224 с.
  16. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
  17. Заваржин, С. А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте : учебн. пособие / С. А. Заваржин. – Харьков, 2004. - 204 с.
  18. Завражин, С. А. Речь современных девочек-подростков, как показатель деструктивных изменений в молодёжной среде [Электронный ресурс] // Международный научно-практический (электронный) журнал  INTER-CULTUR@L-NET – Владимир, 2003. – Вып. 2. –  С. 11 – 13. – URL: http://vfnglu.wladimir.ru/Rus/NetMag/v2/v2_p011.htm.
  19. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
  20. Кабаева, В. М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании [Электронный ресурс] // М.: МГППУ, 2007. – URL: http://www.semya-rastet.ru/razd/osobennosti-fiziologicheskogo-sozrevanija-malchikov-i-devochek.
  21. Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии  / В. Е. Каган. - М.: Педагогика, 1991. - 255 с.
  22. Каширская, И. К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации  / И. К. Каширская // Вопросы психологии – 2003. – №6. – С. 56-63.
  23. Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. – 249 с.
  24. Клецина, И. С. Гендерная социализация: учебное пособие /И. С. Клецина. - СПб.: Питер, 2006. - 334 с.
  25. Козырева, Е.В. Влияние маскулинности - фемининности на проявление ауто- и гетероагрессии: учебное пособие /Е. В. Козырева. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 302 с.
  26. Кульпина, Е. В. Возрастно-половые особенности агрессивного поведения подростков / Е. В. Кульпина, И. И. Победаш /  под ред. Ильинских Н. Н. / сб. научных трудов «Естествознание и гуманизм» – Кемерово: изд-во Кемеровской государственной медицинской академии, 2006. – Т.3, выпуск 2 – 267 с.
  27. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения: Теории. Методы. Диагностика. Коррекции: Учеб.пособие для студентов ВУЗ / В. А. Лабунская и др. - М.: Академия, 2001. – 288 с.
  28. Ланда, Б.Л. Кризис зависимости / Б. Л. Ланда // Знание-сила. 1975. – №3. – С. 26-27.
  29. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 190 с.
  30. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональные и кризисные механизмы / Ю. Б. Можгинский. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – 128 с.
  31. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология : Учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
  32. Ожигова, Л. Н. Гендерный подход в социально-психологических исследованиях / Л. Н. Ожигова // Проблемы самореализации мужчины и женщины в современном российском обществе. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Краснодар, 2001. - С. 31-32.
  33. Паренс, Г. А. Агрессия наших детей : учебное пособие / Г. А. Паренс. – М.: Форум, 2007. – 152 с.
  34. Первышева, Е. В. Межличностный конфликт как фактор социализации старших подростков :  Автореф. Дис. канд. психол. Наук / Е. В. Первышева. – М., 1989. – 26 с.
  35. Перешеина, Н. В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений  / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 189 с.
  36. Пономарёва, М. А. Гендерные особенности развития эмпатии в юношеском возрасте / М. А. Пономарёва // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции, 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Минск, 2003. – С. 247-249.
  37. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками  /Азарова Т.В., Барчук О.И. и др./ под общ. Ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
  38. Прихожан, А. М. Проблема подросткового кризиса / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование, 1997. – № 1. – с. 82-87.
  39. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина / Под ред. И.В.Дубровиной – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
  40. Психологические тесты / под. ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Т.1. – 312 с.
  41. Психология человека от рождения до смерти. Энциклопедия. Полный курс психологии развития / под ред. Реана А. А. – СПб.: Еврознак. – 2002. – 656 с.
  42. Раттер, М. Помощь трудным детям  / М. Раттер. – М.: Просвещение, 1987. – 430 с.
  43. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности /А. А. Реан // Психологический журнал.1996. – № 5. – С. 3-18.
  44. Самсонова, Н. Г. Особенности агрессивных проявлений у мальчиков и девочек-подростков / Н. Г. Самсонова  // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск. – 1995. – С. 43 – 49.
  45. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. – М.: Флинта, 1996. - 96 с.
  46. Серегина, И. И. Профессиональная карьера / И. И. Серегина // Социологические исследования. – 2000. – № 4. – С.78-79.
  47. Слободчиков, В. И. Психология человека  /  В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. –  М.: Школа-Пресс. –  1995. – 384 с.
  48. Словарь гендерных терминов: словарь / ред. А. А. Денисова. – М.: Информация-XXI век, 2002. – 255 с.
  49. Справочник психолога средней школы  / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс. –  2008. – 510 с.
  50. Филатова, А. Ф. Актуальные проблемы полоролевого воспитания подростков  / А. Ф. Филатова // Альманах современной науки и образования: Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. – Тамбов. –  2007. –  № 5. – С. 233-235.
  51. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения : Практическое пособие для педагогов и школьных психологов / К. Фопель. – М.: Генезис. –  2008. – 160 с.
  52. Хабаров, И. П. Гендерные особенности современных подростков в условиях нивелирования традиционных отношений мужчин и женщин: Дис. канд. психол. Наук / И. П. Хабаров. – М., 2003. – 289 c.
  53. Хилько, М. Е. Возрастная психология / М. Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт. – 2010. – 208 с.
  54. Шабанов, Л. В. Половая принадлежность и гендерная идентичность подростков из семей различного типа / Л. В. Шабанов, И. Л. Шелехов, Н. Н. Рубан // Вестник ТГПУ. – Выпуск 8. – 2009. - Серия: Гуманитарные науки. – С. 100 – 103.
  55. Шараева С.А. Работа с подростками по снижению агрессивного поведения [Электронный ресурс] / С.А. Шараева. – Ростов н/Д. – 2010. – URL: http://www.school99.ru/ne_3680623.
  56. Щербинина, Ю. В. Вербальная агрессия / Ю. В. Щербинина. – М.: Ком Книга, 2006. – 360 с.
  57. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 6 – 20.

Приложения

Приложение 1

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory)

Методика разработана А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

При составлении опросника использовались принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить «да» или «нет». Старайтесь отвечать правдиво и искренне.

 

Текст опросника

1. Временами  я не могу справиться с желанием  причинить вред другим 

2. Иногда  сплетничаю о людях, которых не  люблю 

3. Я легко  раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь 

4. Если меня  не попросят по-хорошему, я не  выполню 

5. Я не  всегда получаю то, что мне  положено 

6. Я не  знаю, что люди говорят обо  мне за моей спиной 

7. Если я  не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать 

8. Когда мне  случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения  совести 

9. Мне кажется, что я не способен ударить  человека 

10. Я никогда  не раздражаюсь настолько, чтобы  кидаться предметами 

11. Я всегда  снисходителен к чужим недостаткам 

12. Если мне  не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его 

13. Другие  умеют почти всегда пользоваться  благоприятными обстоятельствами 

14. Я держусь  настороженно с людьми, которые  относятся ко мне несколько  более дружественно, чем я ожидал 

15. Я часто  бываю не согласен с людьми 

16. Иногда  мне на ум приходят мысли, которых  я стыжусь 

17. Если кто-нибудь  первым ударит меня, я не отвечу  ему 

18. Когда  я раздражаюсь, я хлопаю дверями 

19. Я гораздо  более раздражителен, чем кажется 

20. Если кто-то  воображает себя начальником, я  всегда поступаю ему наперекор 

21. Меня немного  огорчает моя судьба 

22. Я думаю, что многие люди не любят  меня 

23. Я не  могу удержаться от спора, если  люди не согласны со мной 

24. Люди, увиливающие  от работы, должны испытывать  чувство вины 

25. Тот, кто  оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку 

26. Я не  способен на грубые шутки 

27. Меня охватывает  ярость, когда надо мной насмехаются 

28. Когда  люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не  зазнавались 

29. Почти  каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится 

30. Довольно  многие люди завидуют мне 

31. Я требую, чтобы люди уважали меня 

32. Меня угнетает  то, что я мало делаю для  своих родителей 

33. Люди, которые  постоянно изводят вас, стоят  того, чтобы их «щелкнули по  носу»

34. Я никогда  не бываю мрачен от злости 

35. Если ко  мне относятся хуже, чем я того  заслуживаю, я не расстраиваюсь 

36. Если кто-то  выводит меня из себя, я не  обращаю внимания 

37. Хотя я  и не показываю этого, меня  иногда гложет зависть 

38. Иногда  мне кажется, что надо мной  смеются 

39. Даже если  я злюсь, я не прибегаю к  «сильным» выражениям 

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены 

41. Я редко  даю сдачи, даже если кто-нибудь  ударит меня 

42. Когда  получается не по-моему, я иногда обижаюсь 

43. Иногда  люди раздражают меня одним  своим присутствием 

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему  ненавидел 

45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»

46. Если кто-нибудь  раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю 

47. Я делаю  много такого, о чем впоследствии  жалею 

48. Если я  разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь 

49. С детства  я никогда не проявлял вспышек  гнева 

50. Я часто  чувствую себя как пороховая  бочка, готовая взорваться 

51. Если бы  все знали, что я чувствую, меня  бы считали человеком, с которым  нелегко работать 

52. Я всегда  думаю о том, какие тайные причины  заставляют людей делать что-нибудь  приятное для меня 

53. Когда  на меня кричат, я начинаю кричать  в ответ 

54. Неудачи  огорчают меня 

55. Я дерусь  не реже и не чаще чем  другие 

56. Я могу  вспомнить случаи, когда я был  настолько зол, что хватал попавшуюся  мне под руку вещь и ломал  ее 

57. Иногда  я чувствую, что готов первым  начать драку 

58. Иногда  я чувствую, что жизнь поступает  со мной несправедливо 

59. Раньше  я думал, что большинство людей  говорит правду, но теперь я  в это не верю 

60. Я ругаюсь  только со злости 

61. Когда  я поступаю неправильно, меня  мучает совесть 

62. Если для  защиты своих прав мне нужно  применить физическую силу, я  применяю ее 

63. Иногда  я выражаю свой гнев тем, что  стучу кулаком по столу 

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся 

65. У меня  нет врагов, которые бы хотели  мне навредить 

66. Я не  умею поставить человека на  место, даже если он того заслуживает 

67. Я часто  думаю, что жил неправильно 

68. Я знаю  людей, которые способны довести  меня до драки 

69. Я не  огорчаюсь из-за мелочей 

70. Мне редко  приходит в голову, что люди  пытаются разозлить или оскорбить  меня 

71. Я часто  только угрожаю людям, хотя и  не собираюсь приводить угрозы  в исполнение 

72. В последнее  время я стал занудой 

73. В споре  я часто повышаю голос 

74. Я стараюсь  обычно скрывать свое плохое  отношение к людям 

75. Я лучше  соглашусь с чем-либо, чем стану  спорить

 

Таблица 1

Исследование агрессивности у девочек-подростков

№ п/п

Физическая

агрессия

Вербальная

агрессия

Косвенная

агрессия

Негативизм

Раздражи-тельность

Подозри-тельность

Обида

Чувства вины

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

1

20

25

20

39

22

25

27

23

20,6

20

2

23

26

24

38

24

45

20

35

22

17,5

3

21

33

23

40

20

20

25

23

19

20,5

4

24

20

25

36

27

34

30

22

23,7

20

5

88

80

104

60

54

55

78

55

26

11

6

33

80

78

80

63

77

77

26

19

9

97

23

27

35

37

23

26

25

34

20,3

21,5

8

20

30

35

38

20

36

32

20

18,3

19

9

25

32

33

38

22

22

21

24

23,3

20,5

10

77

88

65

40

72

66

52

66

23

10

11

33

64

91

40

45

66

91

66

16

12

12

21

18

20

40

25

29

20

35

21,3

18,5

13

23

22

35

35

27

34

31

34

21,7

17,5

14

20

28

33

23

18

36

24

20

23

20

15

19

33

38

40

20

37

24

33

26,7

23

16

44

64

91

40

45

66

52

66

19

10

17

77

80

78

80

72

66

78

66

23

12

18

44

88

48

100

45

66

91

66

21

13

19

66

80

78

80

54

66

65

66

22

11

20

22

26

30

35

19

25

29

34

22,7

27

21

40

27

34

37

20

30

26

21

23,7

18

22

55

88

104

100

72

99

91

55

24,9

16

23

44

72

52

80

54

55

91

77

17

12

24

26

30

23

33

24

19

28

25

21,3

18,5

25

29

25

21

40

27

21

38

23

22

19,5

Информация о работе Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий