Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа
Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74
Гендерная идентичность – одна из базовых характеристик личности, складывающаяся в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации.
Решающее значение имеют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами, принятыми в обществе.
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление.
Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессии, определили основные понятия. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.
Исследование на констатирующем этапе эксперимента имело своей целью определить – существуют ли различия в проявлении агрессивности у 13-14-летних девочек и мальчиков, и, если таковые различия имеются, выявить их специфику. Проведенное исследование показало, что в агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются половозрастными и социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.
Наличие выявленных различий в проявлении агрессии определило задачи коррекции агрессивного поведения. В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к организации коррекционной работы с агрессивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности подростка и с учетом гендерного фактора. Поэтому на формирующем этапе эксперимента была разработана коррекционная программа, учитывающая различия в проявлении агрессии у девочек и мальчиков.
При построении коррекционной работы мы опирались на систему ценностных ориентаций девочек-подростков, которая определяет содержательную сторону направленности их личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни. То есть выбор форм и методов работы, тем как индивидуальных, так и групповых занятий основывался на интересах испытуемых девочек-подростков.
Благодаря проведенной коррекционной работе, направленной на снижение агрессивности девочек-подростков, уровень агрессивности у подростков значительно снизился, что подтверждают данные диагностического исследования на этапе контрольного эксперимента.
На основе выводов и анализа результатов исследования были разработаны рекомендации для родителей девочек-подростков, для педагогов и воспитателей, работающих с подростками по профилактике и коррекции агрессивного поведения.
Полученные результаты исследований в ходе констатирующего и формирующего эксперимента позволили сделать следующее заключение:
Таким образом, гипотеза нашей работы о том, что психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения девочек-подростков будет эффективна, если учитываются выявленные в результате диагностики общие и индивидуальные особенности и причины проявления агрессии, а коррекционная работа принимает во внимание систему ценностных ориентаций девочек-подростков и подкреплена программно-методическим обеспечением, основанном на гендерном подходе, была экспериментально доказана.
Приложение 1
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory)
Методика разработана А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
При составлении опросника использовались принципы:
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить «да» или «нет». Старайтесь отвечать правдиво и искренне.
Текст опросника
1. Временами
я не могу справиться с
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
5. Я не всегда получаю то, что мне положено
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
8. Когда мне
случалось обмануть кого-
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
11. Я всегда
снисходителен к чужим
12. Если мне
не нравится установленное
13. Другие
умеют почти всегда
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
15. Я часто бываю не согласен с людьми
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
21. Меня немного огорчает моя судьба
22. Я думаю, что многие люди не любят меня
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
26. Я не способен на грубые шутки
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
28. Когда
люди строят из себя
29. Почти
каждую неделю я вижу кого-
30. Довольно многие люди завидуют мне
31. Я требую, чтобы люди уважали меня
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»
34. Я никогда не бываю мрачен от злости
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
52. Я всегда
думаю о том, какие тайные причины
заставляют людей делать что-
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
54. Неудачи огорчают меня
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
60. Я ругаюсь только со злости
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
67. Я часто думаю, что жил неправильно
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей
70. Мне редко
приходит в голову, что люди
пытаются разозлить или
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
72. В последнее время я стал занудой
73. В споре я часто повышаю голос
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить
Таблица 1
Исследование агрессивности у девочек-подростков
№ п/п |
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвенная агрессия |
Негативизм |
Раздражи-тельность |
Подозри-тельность |
Обида |
Чувства вины |
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности |
1 |
20 |
25 |
20 |
39 |
22 |
25 |
27 |
23 |
20,6 |
20 |
2 |
23 |
26 |
24 |
38 |
24 |
45 |
20 |
35 |
22 |
17,5 |
3 |
21 |
33 |
23 |
40 |
20 |
20 |
25 |
23 |
19 |
20,5 |
4 |
24 |
20 |
25 |
36 |
27 |
34 |
30 |
22 |
23,7 |
20 |
5 |
88 |
80 |
104 |
60 |
54 |
55 |
78 |
55 |
26 |
11 |
6 |
33 |
80 |
78 |
80 |
63 |
77 |
77 |
26 |
19 |
9 |
97 |
23 |
27 |
35 |
37 |
23 |
26 |
25 |
34 |
20,3 |
21,5 |
8 |
20 |
30 |
35 |
38 |
20 |
36 |
32 |
20 |
18,3 |
19 |
9 |
25 |
32 |
33 |
38 |
22 |
22 |
21 |
24 |
23,3 |
20,5 |
10 |
77 |
88 |
65 |
40 |
72 |
66 |
52 |
66 |
23 |
10 |
11 |
33 |
64 |
91 |
40 |
45 |
66 |
91 |
66 |
16 |
12 |
12 |
21 |
18 |
20 |
40 |
25 |
29 |
20 |
35 |
21,3 |
18,5 |
13 |
23 |
22 |
35 |
35 |
27 |
34 |
31 |
34 |
21,7 |
17,5 |
14 |
20 |
28 |
33 |
23 |
18 |
36 |
24 |
20 |
23 |
20 |
15 |
19 |
33 |
38 |
40 |
20 |
37 |
24 |
33 |
26,7 |
23 |
16 |
44 |
64 |
91 |
40 |
45 |
66 |
52 |
66 |
19 |
10 |
17 |
77 |
80 |
78 |
80 |
72 |
66 |
78 |
66 |
23 |
12 |
18 |
44 |
88 |
48 |
100 |
45 |
66 |
91 |
66 |
21 |
13 |
19 |
66 |
80 |
78 |
80 |
54 |
66 |
65 |
66 |
22 |
11 |
20 |
22 |
26 |
30 |
35 |
19 |
25 |
29 |
34 |
22,7 |
27 |
21 |
40 |
27 |
34 |
37 |
20 |
30 |
26 |
21 |
23,7 |
18 |
22 |
55 |
88 |
104 |
100 |
72 |
99 |
91 |
55 |
24,9 |
16 |
23 |
44 |
72 |
52 |
80 |
54 |
55 |
91 |
77 |
17 |
12 |
24 |
26 |
30 |
23 |
33 |
24 |
19 |
28 |
25 |
21,3 |
18,5 |
25 |
29 |
25 |
21 |
40 |
27 |
21 |
38 |
23 |
22 |
19,5 |