Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа
Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74
Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л.С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют две тенденции:
Указанная двойственность позиции подростка и определяет специфику подросткового кризиса.
Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть только с позиций кризиса. Еще Л.С. Выготский указывал на то, что подростковый возраст не может быть описан одной какой-либо формулой. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь школьнику наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период. [38; с. 87].
В культурно-исторической теории Выготского возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями данного возрастного периода.
Новообразованиями подросткового возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение [53; с. 140].
Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.
Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.
Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными.
Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.
В подростковом возрасте в формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.
Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. У подростков в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.
У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. По отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.
Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.
Формируется система личностных ценностей, определяющая в дальнейшем содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.
В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.
К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.
Биологическое созревание, гормональная перестройка – обязательная предпосылка психического развития в подростковом возрасте. В этот период формируется и закрепляется гендерная идентичность. Гендерная идентичность – это единство поведения и самосознания индивида, относящего себя к определенному полу и ориентирующегося на определенную половую роль. Под влиянием различных социальных условий может формироваться различная гендерная идентичность [54; с. 100].
Гендер – это социально-психологический конструкт, имеющий сложную многокомпонентную структуру, отражающую сущность, механизм и специфику формирования маскулинности и феминности в обществе. Его многокомпонентная структура определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные нормы, гендерные стереотипы, гендерная идентичность. [32; с. 31]. Гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Гендерная идентичность является одной из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации [24; с. 8].
Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности показывают, что гендерная идентичность - незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности. И подростковый период в этом плане представляется наиболее значимым. [48; с. 90].
Развитие психических качеств, способов поведения не имеет жестких биологических предписаний. Это в полной мере относится и к половой дифференциации. Осознание собственной половой принадлежности и становление гендерной идентичности человека – одно из направлений его социализации. Процесс гендерной социализации определяется и направляется с помощью различных социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определенные гендерные роли.[47; с. 220].
В широком смысле понятие роли обозначает способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от их позиции в обществе и отвечающий принятым в данном обществе набору норм, предписаний и ожиданий. Под гендерной ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину) [15; с. 256].
Гендер как осваиваемая личностью внешняя данность должен быть органично встроен, принят в субъективное, в структуру личности. И.И. Серегина пишет, что главной «субъективной характеристикой социального статуса с позиций гендерного подхода являются социальные ожидания самого себя и других, связанные с гендерными стереотипами – стандартизованными представлениями о моделях поведения и чертах характера, соответствующими понятиям «мужское» и «женское». [46; с. 78].
Как видим, гендер в субъективном сознании личности предстает как усваиваемая в процессе социализации система представлений о себе как о «мужчине» или «женщине». В постоянном «соотнесении себя» с гендерным стереотипом часто понимаемом в качестве эталона (идеального, желаемого образца) человек утверждается во взаимодействии (в обществе) как мужчина или как женщина.
Гендерные исследования в психологии представляют собой попытку дать ответ на вопрос: как биологическое различие преобразуется в проблему различных форм субъектности, проблему «я» и «другого». Психология фокусирует внимание на нормах и ролях, которые формируют поведение как маскулинное или феминное. Особенности социализации подростков юношей и девушек связаны со спецификой тех ролей, к которым они должны быть готовы при вступлении во взрослую жизнь, гендерные различия влияют на становление и демонстрацию агрессии. Женская агрессивность, например, часто носит более адресный характер и связана с исторически обусловленным местом женщины в системе общественных отношений, ее социальными ролями и функциями, биологическими и психологическими особенностями, в том числе и характерологическими.
Из анализа существующих исследований агрессии мужчин и женщин, можно допустить, что существует достаточно тесная связь агрессивности с личностными качествами, гормональными изменениями в подростковом периоде, пониманием социальной роли. А также то, что агрессивность женщин и мужчин имеет разный характер, разные формы и интенсивность проявления, вследствие чего она по-разному соотносится в структуре личности, по-разному взаимодействует с другими личностными свойствами.
В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости. Еще одно отличие связано с отношением к окружающему миру. Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми [26; с 178].
Проблема подростковой агрессивности и условий ее формирования является чрезвычайно многоаспектной. В подростковом возрасте происходит бурное развитие характера, складываются основные его черты. Своеобразие характера в отрочестве обычно проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными и биологическими факторами.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.
Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения отрочества – «уже не ребёнок, но еще не взрослый».
В-третьих, критичность ситуации, обусловленной перестройкой механизмов социального контроля выражается в том, что детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. [33; с. 61].
В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции. Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается функция нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов [43; с. 9]. С позиции возрастной периодизации Л.С. Выготского, как уже говорилось выше, начало подросткового возраста рассматривается как кризисный этап развития. Одна из негативных характеристик этого периода – повышенная агрессивность, конфликтность подростков [30; с.56].
По данным различных исследователей, агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, обладают некоторыми общими чертами. К таким чертам относятся бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Для таких детей, как правило, характерны низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, озлобленность против окружающих, эмоциональная грубость, крайняя самооценка (либо завышенная, либо заниженная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов.
Для хорошо интеллектуально и социально развитых подростков агрессивность выступает как средство повышения престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. [2; с. 33].
Особое значение в пубертате приобретают дружеские отношения. Для подростков учебная деятельность отступает на задний план, общение становится ведущим типом деятельности. В среде сверстников, которая для подростка является наиболее значимой, конфликтное поведение оказывается нормативным [34; с. 20], а избегание конфликта вызывает негативную реакцию группы. Применение агрессивных тактик поведения подростками, отмеченное взрослыми как деструктивное поведение, выступает для самих подростков как активность в целях самоутверждения и самообнаружения [44; с. 17].