Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа
Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74
Основными биологическими причинами агрессии являются врожденная агрессивность и стремление к доминированию как необходимые качества адаптивности личности. Биологические факторы имеют большое значение, но не абсолютное. Наиболее корректной представляется «схема системной детерминации развития личности», которая учитывает следующие моменты:
Тем не менее, учитывая, что биологические факторы вносят существенный вклад в формирование склонности к агрессивному поведению, данные о них можно использовать для оценки индивидуальной реактивности на различные средовые воздействия, провоцирующие агрессию, а значит и для прогноза и профилактики агрессии. Выдающийся швейцарский психолог и психиатр Аллан Гуггенбюль анализируя формы проявления детской агрессивности и практические способы управления ею и, считая агрессивность одной из «антропологических констант», указывает наиболее эффективные методы разрешения и даже недопущения конфликтных сценариев [15; с. 100]. Страх за свою жизнь и безопасность, корысть и зависть толкают людей на агрессию и применение силы с целью добиться своей цели. В этом случае на помощь могут прийти либо психотерапия, способствующая душевному оздоровлению человека, либо образование, обеспечивающее его знанием и мудростью, собственное личностное физическое и психическое развитие, а также улучшающиеся политические, экономические и социальные условия жизни.
Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессии, можно сделать следующие выводы:
Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой [9; с. 150].
Выявить особенности проявлений подростковой агрессии невозможно без учета характеристик данного возраста. Различные возрастные периодизации строятся по определённым основаниям. Социологический подход основан на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, при этом рассматриваются особенности подростков как социально-демографической группы. Педагогический подход к возрастной периодизации связан с содержанием воспитания и обучения на данном этапе развития. Психологов, прежде всего, интересуют психологические изменения, происходящие в личности и деятельности. Все подходы, несмотря на различия оснований, по сути, интегративны.
В концепциях, основанных на биологическом подходе, начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Одна из классификаций, основанная на биологических факторах, принадлежит З. Фрейду. Возраст 12-15 лет – это период пубертата, т.е. именно тот период, когда происходит половое созревание. Подходы Фрейда и его последователей содержат много спорных моментов, но психоанализ позволил увидеть некоторые биологические закономерности развития подросткового возраста.
Физиологические изменения, происходящие в организме ребенка, не могут не влиять на психологическую и социальную зрелость, которые могут и не совпадать. Это несовпадение стало точкой отсчета начала и окончания подросткового возраста, легло в основу разных оценок подростка и подростковой периодизации.
Так, психологическую зрелость В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев определяют как кризис отрочества и становление субъекта социальных отношений в 11–14 лет. В.В. Давыдов считает, что подростковый период начинается с 10 лет и заканчивается в 15 лет.
В настоящее время сложилась достаточно запутанная картина с определением возрастных рамок подросткового возраста. Одни берут за основу тинейджерскую модель, продлевая рамки периода до 18-19 лет, другие предельно сужают интервал. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами.
В известной научной концепции – концепции Ж. Пиаже, подростковый возраст определяется от 11-12 лет и до 14-15 лет. Другой крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Э. Шпрангер рассматривает подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Во многих исследованиях границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может и не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить раньше или позже. [22; с. 60].
Требования к критерию периодизации были сформулированы еще Л.С. Выготским, который указывал, что признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: показательным для суждения об общем развитии ребенка; легкодоступным для наблюдения и объективным.
В характеристике подросткового возраста Л.С. Выготский выделил три точки созревания: органического, полового и социального. В истории развития человеческого общества точки полового и социального развития совпадали. У современного ребенка точки развития не совпадают. Сначала происходит половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. Французский социальный философ и историк Филипп Арьес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. Подростковый период и юность до XVIII века попадали под понятие детство [4; с. 37].
В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет.
Происшедшие в России за короткий исторический период существенные изменения в разных сферах жизни оказали влияние на развивающуюся личность. Практически на глазах одного поколения проявлялись заметные изменения общей направленности личности подростка. Н.Н. Толстых, сравнивая результаты своих исследований с работами Л.И. Божович и Н.И. Крылова, обнаружила интересный факт, касающийся определения границ подросткового возраста. Эти границы изменяются в соответствии с изменениями в социальной ситуации развития общества (см. таблицу 1).
Таблица 1
Границы подросткового возраста в различных исследованиях
Исследователь |
Годы исследований |
Изменения границ подросткового возраста |
Л.И. Божович |
середина 50-х годов ХХ века |
переломный момент в представлении о будущем учащихся восьмого и девятого классов, т.е. в 15 лет |
Н.И. Крылов |
60-е годы ХХ века |
выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только 16-17 лет |
Н.Н. Толстых |
начало 80-х годов ХХ века |
время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже шестого и восьмого классов, что соответствует возрасту 13 лет |
Это еще раз подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ подросткового возраста.
Еще в 30-х годах двадцатого века Павел Петрович Блонский писал: «В то же время мы видим, что сейчас еще юность, т.е. продолжение роста и развития после полового созревания, является далеко не общим достоянием: у находящихся в неблагоприятных условиях развития народов или общественных групп рост и развитие заканчивается вместе с половым созреванием. Таким образом, юность не есть вечное явление, но составляет позднее, почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества» [6; с. 326]. Выготский также рассматривает подростковый период как историческое образование. Как и Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста различны и зависят от уровня развития общества, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка. Он писал «Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев». Это подтверждают и исследования французского психолога Бьянки Заззо, которая выявила, что субъективная средняя продолжительность отрочества колеблется в зависимости от социального положения и длительности образования в целом от 4 до 7 лет [31; с. 285].
Вслед за Выготским Эльконин Д.Б. предлагает возрастную периодизацию, где акцент делается не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности [57; с. 6]. В данной периодизации границы подростничества устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами. Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет).
В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. [49; с. 41].
Наиболее адекватной представляется периодизация возрастного развития на основе существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Пиаже, Выготского, Эльконина.
Разнообразие форм и проявлений агрессии имеет и гендерные различия. Сущность агрессии на гендерном уровне рассматривается как серьезный внутриличностный конфликт, являющийся помехой организации духовного пространства личности. Гендерные отношения как важнейшая сила напряженной структуры социума связана с проблемой внутреннего контроля агрессивных импульсов. Поэтому нарушения половой идентичности (маскулинности-феминности) в сфере агрессивного поведения, путаница половых ролей являются достаточно тонкими индикаторами в сфере социальной адаптации. Одним из наиболее важных для успешной коррекционной работы фактором, является необходимость учета гендерных различий подростков.
Гендерные исследования проводятся в мире не так давно, с тех пор, как в 1980-е гг., когда в университетах Западной Европы и Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры. Тогда же в Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики [47; с. 101]. У разных исследователей проблем агрессивности и гендера в структуре личностной модели наличествуют принципиально отличающиеся теоретические подходы, что препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности подростков и затрудняет проведение индивидуальной психокоррекционной работы.
Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках социально-психологическими факторами. Начиная с подросткового возраста, вступают в силу те уровни регуляции поведения, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности, в том числе и гендерные. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различие в психике мужчин и женщин.
Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста (таблица 2).
Таблица 2
Проявления различных форм агрессивного поведения у мальчиков и девочек подросткового возраста
Возрастные группы |
Формы агрессивности (%) | ||||
Физическая |
Косвенная |
Вербальная |
Негативизм | ||
10 – 11 лет |
мальчики |
70 |
40 |
62 |
68 |
девочки |
30 |
25 |
38 |
36 | |
12 – 13 лет |
мальчики |
59 |
49 |
52 |
69 |
девочки |
38 |
41 |
49 |
62 | |
14 – 15 лет |
мальчики |
61 |
39 |
81 |
82 |
девочки |
59 |
59 |
60 |
52 |