Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74

Файлы: 1 файл

Диплом е.docx

— 220.12 Кб (Скачать)

- выявление неблагоприятных  факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

- современная диагностика  асоциальных отклонений в поведении  несовершеннолетних и осуществление  дифференцированного подхода в  выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка, в том числе и учитывала гендерные особенности. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к организации коррекционной работы с агрессивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности подростка и с учетом гендерного фактора.

При большом разнообразии подходов, все они подводят к важному практическому выводу: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам [17; с.53].

Методы и способы психологической коррекции разнообразны и могут использоваться по усмотрению психолога. Из наиболее распространенных методов коррекции агрессии можно отметить следующие:

  • техника игнорирования, т.е. психолог не замечает агрессивных выпадов;
  • переориентация поведения – ориентация на заботу о животных, младших детях, взятие опеки над больным, перевод стихийной агрессии в агрессивность по отношению к объективно социально враждебным явлениям;
  • индивидуальная терапия – осознание и отреагирование агрессии в воображаемом плане или на неживых объектах;
  • практические занятия (работа с глиной, песком, водой, рисование, физические упражнения, релаксация и т.п.);
  • групповые упражнения для снятия напряжения, повышения доверия ребенка к группе, снятия агрессии, развития навыков сотрудничества;
  • тренинговые программы по управлению гневом, формированию навыков общения и сотрудничества (моделирование сложных, конфликтных ситуаций).

К психокоррекционным средствам относят личностно-ориентированную, гештальт и позитивную психотерапии, психосинтез, психодраму, экзистенциальную психотерапию. По целям и задачам социально-психологической коррекционной работы, можно выделить три её направления:

    1. Профилактическая работа, т.е. предупреждение причин и условий формирования агрессивного поведения.
    2. Социально-психологическая коррекция механизмов формирования агрессивной мотивации.
    3. Коррекция внешних проявлений агрессивного поведения.

Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

- выявление неблагоприятных факторов  и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

- современная диагностика асоциальных  отклонений в поведении несовершеннолетних  и осуществление дифференцированного  подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействию с другими членами социума, умению находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Выводы по 1 главе

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессии, мы пришли к выводу, что в агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются половозрастными и социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.

Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности подростка и с учетом гендерного фактора.

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с периодизацией возрастного развития на основе существенных особенностей этого развития, предложенной Выготским.

Принимая положение о том, что кризис подросткового возраста один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее верным можно считать традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы: негативную, или предкритическую; кульминационную точку кризиса (около 13 лет) и посткритическую фазу.

Новообразованиями подросткового возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; половое созревание; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании; становление гендерной идентификации.

Решающее значение имеют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами, принятыми в обществе. Исходя из того, что внешние причины действуют лишь опосредованно, через внутренние условия личности, а также значимость влияния психических состояний на формирование новых черт характера, становится очевидной необходимость ранней диагностики, профилактики и коррекции агрессии в структуре личности подростка с учетом гендерных различий.

Все эти особенности подростковой агрессивности определили цели задачи, выбор методов и приемов коррекционной работы и представлены в модели психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий.

Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

2.1 Этапы, методы, методики исследования

Для подтверждения положений гипотезы о том, что проявления агрессивности подростков имеет гендерные различия, а психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков будет эффективна, если учитываются выявленные в результате диагностики общие и индивидуальные причины проявления агрессии; подкреплена программно-методическим обеспечением, основанном на гендерном подходе и организуется индивидуальная работа, учитывающая гендерные особенности, было организовано эмпирическое исследование.

Исследование проводилось в три последовательных этапа, которым предшествовала работа по формированию выборки испытуемых и выбору диагностических методик. Каждый этап имел свои цели и задачи.

Первый этап исследования  имел своей целью изучение и выявление гендерных особенностей агрессивности у подростков.

Две последовательные задачи определили содержание второго этапа эксперимента:

- на основе анализа данных, полученных  на предыдущем этапе, разработать  программу коррекции агрессивного  поведения, включающую групповые  и индивидуальные занятия и  учитывающую гендерные особенности  проявления агрессии;

- апробация разработанной программы  коррекции агрессивного поведения  в контрольной группе с целью  проверки её эффективности.

Завершающий этап – контрольная диагностика, цель которой –  раскрыть значимость целенаправленной работы и системы занятий по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у подростков с учетом гендерного фактора.

Для проверки первой части гипотезы, заключающейся в предположении, что проявления агрессивности в подростковом возрасте имеют гендерные различия, а так же для констатации уровня агрессивности на начало формирующего эксперимента, были использованы следующие методики:

  1. Методика изучения состояния агрессивности Басса-Дарки;
  2. Шкала враждебности Кука-Медлей.

Методика Басса-Дарки ориентирована на испытуемых подросткового возраста и дает наиболее подробную информацию о видах агрессивного поведения. А. Басс разделяет понятия агрессия и враждебность и определяет последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физический силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [16; с. 84].

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Индекс враждебности включает в себя шкалы обиды и подозрительности, а индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы физической агрессии, раздражения, вербальную агрессию. Нормой агрессивности по тесту Басса-Дарки является величина ее индекса равная 21 + - 4, а враждебности 6,5 - 7 + - 3.

Методика «Шкала враждебности» Кука-Медлей позволяет оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности. Испытуемым предлагается 27 высказываний, к которым они должны высказать свое отношение, выражая степень согласия или несогласия ответами: обычно, часто, иногда, случайно, редко, никогда.

По результатам исследования можно определить уровень выраженности признака (высокий; средний с тенденцией к высокому; средний с тенденцией к низкому; низкий) по каждой из шкал [27; с. 105].

Для обработки результатов применялись методы математической статистики и методы интерпретации.

При проведении диагностических процедур использовались бланки указанных методик и стимульный материал; для обработки результатов применялся табличный редактор Excel (версия 2010).

Для построения эффективной и адекватной задачам профилактики подростковой агрессии коррекционной работы, учитывающей гендерные аспекты, необходимо иметь представление о системе ценностей девочек-подростков. Для этой цели на втором этапе исследования была применена методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Тестирование по данной методике проходили девочки-подростки, входящие в экспериментальную группу.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость, т.е. возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Информация о работе Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий