Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа
Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74
- выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
- современная диагностика
асоциальных отклонений в
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка, в том числе и учитывала гендерные особенности. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к организации коррекционной работы с агрессивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности подростка и с учетом гендерного фактора.
При большом разнообразии подходов, все они подводят к важному практическому выводу: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам [17; с.53].
Методы и способы психологической коррекции разнообразны и могут использоваться по усмотрению психолога. Из наиболее распространенных методов коррекции агрессии можно отметить следующие:
К психокоррекционным средствам относят личностно-ориентированную, гештальт и позитивную психотерапии, психосинтез, психодраму, экзистенциальную психотерапию. По целям и задачам социально-психологической коррекционной работы, можно выделить три её направления:
Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
- выявление неблагоприятных
- современная диагностика
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействию с другими членами социума, умению находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Выводы по 1 главе
Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессии, мы пришли к выводу, что в агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются половозрастными и социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.
Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности подростка и с учетом гендерного фактора.
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с периодизацией возрастного развития на основе существенных особенностей этого развития, предложенной Выготским.
Принимая положение о том, что кризис подросткового возраста один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее верным можно считать традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы: негативную, или предкритическую; кульминационную точку кризиса (около 13 лет) и посткритическую фазу.
Новообразованиями подросткового возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; половое созревание; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании; становление гендерной идентификации.
Решающее значение имеют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами, принятыми в обществе. Исходя из того, что внешние причины действуют лишь опосредованно, через внутренние условия личности, а также значимость влияния психических состояний на формирование новых черт характера, становится очевидной необходимость ранней диагностики, профилактики и коррекции агрессии в структуре личности подростка с учетом гендерных различий.
Все эти особенности подростковой агрессивности определили цели задачи, выбор методов и приемов коррекционной работы и представлены в модели психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий.
Для подтверждения положений гипотезы о том, что проявления агрессивности подростков имеет гендерные различия, а психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков будет эффективна, если учитываются выявленные в результате диагностики общие и индивидуальные причины проявления агрессии; подкреплена программно-методическим обеспечением, основанном на гендерном подходе и организуется индивидуальная работа, учитывающая гендерные особенности, было организовано эмпирическое исследование.
Исследование проводилось в три последовательных этапа, которым предшествовала работа по формированию выборки испытуемых и выбору диагностических методик. Каждый этап имел свои цели и задачи.
Первый этап исследования имел своей целью изучение и выявление гендерных особенностей агрессивности у подростков.
Две последовательные задачи определили содержание второго этапа эксперимента:
- на основе анализа данных, полученных
на предыдущем этапе, разработать
программу коррекции
- апробация разработанной
Завершающий этап – контрольная диагностика, цель которой – раскрыть значимость целенаправленной работы и системы занятий по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у подростков с учетом гендерного фактора.
Для проверки первой части гипотезы, заключающейся в предположении, что проявления агрессивности в подростковом возрасте имеют гендерные различия, а так же для констатации уровня агрессивности на начало формирующего эксперимента, были использованы следующие методики:
Методика Басса-Дарки ориентирована на испытуемых подросткового возраста и дает наиболее подробную информацию о видах агрессивного поведения. А. Басс разделяет понятия агрессия и враждебность и определяет последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия –
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [16; с. 84].
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Индекс враждебности включает в себя шкалы обиды и подозрительности, а индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы физической агрессии, раздражения, вербальную агрессию. Нормой агрессивности по тесту Басса-Дарки является величина ее индекса равная 21 + - 4, а враждебности 6,5 - 7 + - 3.
Методика «Шкала враждебности» Кука-Медлей позволяет оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности. Испытуемым предлагается 27 высказываний, к которым они должны высказать свое отношение, выражая степень согласия или несогласия ответами: обычно, часто, иногда, случайно, редко, никогда.
По результатам исследования можно определить уровень выраженности признака (высокий; средний с тенденцией к высокому; средний с тенденцией к низкому; низкий) по каждой из шкал [27; с. 105].
Для обработки результатов применялись методы математической статистики и методы интерпретации.
При проведении диагностических процедур использовались бланки указанных методик и стимульный материал; для обработки результатов применялся табличный редактор Excel (версия 2010).
Для построения эффективной и адекватной задачам профилактики подростковой агрессии коррекционной работы, учитывающей гендерные аспекты, необходимо иметь представление о системе ценностей девочек-подростков. Для этой цели на втором этапе исследования была применена методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Тестирование по данной методике проходили девочки-подростки, входящие в экспериментальную группу.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость, т.е. возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.