Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа
Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74
Оглавление
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы заметно увеличилась подростковая преступность, особенно преступность среди девочек-подростков, проявляющаяся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, в центре внимания исследователей оказались следующие аспекты проблемы:
Современные исследователи отмечают всё большее возрастание агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
Несмотря на то, что в психологии и педагогической науке уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике агрессивного поведения, проведено множество исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков, значительного снижения случаев подростковой агрессии это не дает. Одна из причин кроется в игнорировании при построении коррекционной работы гендерных различий подростков.
Происходящее в последние годы обезличивание традиционных взглядов на мужчин и женщин, а так же приоритет в психолого-педагогической науке концепции идентичного воспитания мальчиков и девочек делает проблему изучения гендерных различий особенно актуальной. Некоторое время назад ряд видных отечественных психологов и педагогов (Блонский П.П., Каптерев П.Ф., Макаренко А.С., Нечаев А.П., Рубинштейн М.М. и др.) выдвигали положение о необходимости воспитания мужественности и женственности с раннего детства. Исторически сложилось так, что данная позиция не получила должного внимания.
В начале века в нашей стране произошло своеобразное наложение общемировой тенденции женской эмансипации и персонализации на негативные последствия собственной социокультурной трансформации, на глазах меняющей присущие отечественной культуре женские паттерны полоролевой социализации. Сегодня девочкам уже с раннего детства прививаются многие свойства, традиционно присущие воспитанию мальчиков: рациональность, прагматизм, инициативность, стремление и достижениям и соревнованию.
Отождествляясь с силой, девушка одновременно отказывается от эмпатии и заботы – качеств, воплощающих женскую сущность. Такую поведенческую стратегию можно расценить, как попытку обмануть или предать собственную природу, что, естественно, оборачивается против самой же женщины, делая ее заложницей эгалитарных и прагматических интенций.
Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола – она считалась, прежде всего, маскулинным качеством. Несмотря на то, что существует огромный объем научных работ, исследований, литературы по психологическим различиям между полами, в существующей на сегодняшний день системе обучения и воспитания сохраняется «бесполый» подход. Поэтому новые возможности для исследования агрессивного поведения подростков открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором присутствует учет пола в рассмотрении психических явлений, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского» и «женского».
В отличие от анализа различий пола и возраста, опирающегося на биологическую разницу мужчин и женщин, гендерный анализ не ограничивается только биологическими различиями полов, он позволяет определить причины и факторы различий проявления агрессивности мальчиками и девочками подростками в специфике их социализации и принятии на себя определенных гендерных ролей. Вопросы генедерной социализации и формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте рассматривали в своих работах Клецина И.С., Слободчиков В.И., Серёгина И.И., Юферова Т.И.
В психолого-педагогической науке нет четкого определения границ подросткового возраста, в разных исследованиях они довольно разнятся. Наиболее обоснованными представляются периодизации Пиаже, Выготского, Эльконина, в которых подростковый возраст определяется от 11 - 12 до 16 - 17 лет с разделением на младших подростков (11 – 14 лет) и старших (14 – 17 лет).
Несмотря на различие мнений в определении возрастных границ подростничества, в научных исследованиях наблюдается единодушие в описании подросткового возраста как наиболее важного и критического в развитии, характеризующегося качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период происходит становление нового, пока неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности, и, соответственно, построение своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли активизирует процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг (отслеживание и контроль) своего поведения и поведения других в соответствии с принимаемой гендерной ролью. Учет гендерного фактора при анализе подростковой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.
Актуальность выбранной темы обусловлена как усилением интереса к проблеме агрессивности в современном человекознании, так и недостаточным исследованием проблемы агрессивности как свойства личности в гендерном аспекте.
Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.
Предметом исследования выступают психолого-педагогические условия коррекции агрессивного поведения подростков, основанные на гендерном подходе.
Гипотезой данного исследования стало предположение о том, что психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения девочек-подростков будет эффективна, если учитываются выявленные в результате диагностики общие и индивидуальные особенности и причины проявления агрессии, а коррекционная работа принимает во внимание систему ценностных ориентаций девочек-подростков и подкреплена программно-методическим обеспечением, основанном на гендерном подходе.
Задачи исследования:
Для выполнения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия № 1 г. Челябинска, расположенного по адресу: г. Челябинск, улица Красная, 59.
Выборка состояла из учащихся седьмых классов в количестве 50 человек. Из них 25 девочек и 25 мальчиков, возраст испытуемых 13 – 14 лет.
Для того чтобы рассмотреть проблему подростковой агрессивности, возможностей и условий её коррекции, выясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа. «Психологический словарь» под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [8; с. 24].
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.
I. Теория влечения (психоаналитический подход). Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Он утверждал, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию [51; с. 54].
II. Этологический подход. К. Лоренц, придерживаясь эволюционного подхода к агрессии, указывал что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий зависит от количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии. Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.
Ш. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме и агрессия всегда является результатом фрустрации. Агрессия как основной вид борьбы с фрустрацией может проявляться в различной модальности и различной форме в поведенческом и вербальном плане; в виде негативизма (у подростков); в виде проявлений садизма и мазохизма; в виде депрессии и гнева. [14; c.117]
IV. Теория социального научения (бихевиоральная модель). Представители данной теории представляют агрессию как усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. С точки зрения А. Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций – прямое поощрение такого поведения, т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, или достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, формирующийся при наблюдении поощрения агрессии у других.
В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.
Свою концепцию агрессии и агрессивности имеет мотивационная теория. Н.Д. Левитов отмечает, что в некоторых случаях нелегко установить, является агрессия средством или целью, но это различие весьма существенно. Он различает «инициативную» и «оборонную» агрессию, а также подчёркивает, что агрессивное состояние может быть открытым, т.е. внешне выраженным в соответствующих действиях, и скрытым, т.е. не реализуемым в агрессивном поведении. [35; c.99]
В теориях, объясняющих природу агрессивности, существуют два основных подхода – биологический и социальный, но, ни один из них до сих пор не признан исчерпывающим. Большинство исследователей признают, что агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и потому представляет собой объект для серьезного изучения.