Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа
Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74
Для преодоления указанных недостатков и боле глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы.
1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?
5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?
6. Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?
7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование [40 ; с. 25].
Полученные данные по методике Рокича позволили реализовать в разработке коррекционной программы индивидуальный подход, сделать ей более адекватной задачам коррекции.
На завершающем этапе для сравнительного анализа проявлений агрессивности у девочек-подростков проводилось исследование с помощью методики изучения состояния агрессивности Басса-Дарки и по шкале враждебности Кука-Медлей.
Таким образом, была определена последовательность этапов исследования, отобраны соответствующие задачам каждого этапа диагностические методики.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия № 1 г. Челябинска, расположенного по адресу: г. Челябинск, улица Красная, 59.
Выборка состояла из учащихся седьмых классов в количестве 50 человек. Из них 25 девочек и 25 мальчиков, возраст испытуемых 13 – 14 лет.
Принимая положение о том, что кризис подросткового возраста один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее верным можно считать традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:
1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;
2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);
3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п.
Таким образом, исследуемая группа подростков по своей возрастной характеристике как раз находится на пике преобразований подросткового возраста. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения.
Подростковый возраст – это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности [11; с.48].
Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика, план исследования. С подростками была проведена беседа, в которой рассматривались понятия «агрессия», «агрессивное поведение», формы и особенности проявления агрессии, конструктивные способы выражения агрессии в обществе и др. Беседа с подростками проводилась с целью их мотивации к участию исследовании.
Результаты исследования по методике Кука-Медлей
С помощью этой методики производилось измерение общего уровня враждебности, агрессивности и цинизма (рисунок 2).
Рисунок 2. Уровень физической агрессии у подростков
Исследование выявило у девочек тенденцию к высоким показателям по шкале враждебности, в то время как у мальчиков данный показатель стремится к низкому значению. Уровень агрессивности у мальчиков и девочек одинаков, по шкале цинизма у девочек значения уровня незначительно превышают значения в группе мальчиков (Приложение 2 таблицы 5, 6).
Результаты исследования по методике Басса-Дарки
Просмотр диагностических данных (см. приложение 1 табл. 1 - 4) показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, у девочек составляют 92%, а у мальчиков - 100%. Индекс агрессии, превышающий норму, у мальчиков представлен 64%, а у девочек - 12%.
Учащиеся, у которых оба индекса выше нормы, среди девочек составляют 10%, а среди мальчиков - 13% (рисунок 3).
Рисунок 3. Превышение нормы индекса агрессии и враждебности
На основе анализа данных можно сделать предположения о том, что поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью, и что высокие показатели по разным типам реакций должны различаться у подростков разного пола.
Результаты анализа данных позволяют предположить, что основное отличие агрессивного поведения девочек от мальчиков имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и подозрительность (см. приложение 1 табл. 4).
Для выявления статистически значимых различий по каждому из перечисленных типов реакций были составлены по два ряда цифр-показателей, полученных по результатам тестирования. Подсчет статистической значимости различий показал, что физическая агрессия и раздражение больше развиты у мальчиков. Различия по таким признакам, как подозрительность, позволяет говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у девочек.
Сопоставление показателей выраженности таких типов реакций, как косвенная агрессия, негативизм, обида не показало статистически достоверных различий в группах мальчиков и девочек. Следует отметить, что в обеих группах получены высокие показатели по негативизму и вербальной агрессии, а также по чувству вины. Такие формы протестного поведения очень типичны для подростков.
Высокий показатель чувства вины имеет место у 31% девочек и у 23% мальчиков. Это означает, что неудачи, плохие поступки переживаются подростками и могут приводить к заниженной самооценке, и соответственно необходима поддержка у них чувства самоуважения и уверенности в своих возможностях (рисунок 4).
Рисунок 4. Чувство вины у подростков
Так же сравнительный анализ средних значений агрессивности мальчиков и девочек показывает, что у мальчиков и девочек индекс агрессивности превосходит индекс враждебности. При этом индексы агрессивности мальчиков и девочек практически равны, а индекс враждебности девочек выше индекса враждебности мальчиков. По отдельным шкалам степень враждебности, обиды девочек превосходит степень враждебности, обиды у мальчиков. Так же степень выраженности подозрительности девочек превалирует над степенью выраженности подозрительности мальчиков.
Уровень физической агрессии у девушек (24%) в среднем ниже, чем у юношей (42%) (рисунок 5).
Рисунок 5. Уровень физической агрессии у подростков
Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной. Хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной.
Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление).
Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация. Физическое самовосприятие мальчиков-подростков обострённое, им трудно «завуалировать» видимые физические недостатки, которые могут быть причиной агрессивности.
Высокий уровень косвенной агрессии свидетельствует о фрустрированности (глубокая депрессия, связанная с нарушением планов) подростка и его попытках сдержать свои агрессивные проявления. Эти проявления в итоге переносятся на неодушевленные предметы (мальчик стоит в состоянии задумчивости и бьет прутом забор) и третьих лиц, как правило, лиц ближайшего окружения, например родителей, учителей (немотивированная грубость, отказ от исполнения обычных функций).
Исследование показало, что как у мальчиков-подростков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм (мальчики – 44 %, девочки – 42 %). Негативизм свойствен подросткам в силу их психологических особенностей. И те и другие состояния - высокий риск по агрессивным и криминальным поступкам. Раздражительность не является показателем собственно агрессии, но отражает степень готовности к агрессивным действиям. В сочетании с высоким уровнем физической или косвенной агрессии это очень опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем общей нестабильности отношений индивидуума с окружающими.
Анализ изучения ценностных ориентаций по методике М. Рокича
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.
Для получения общей картины ценностных ориентаций девочек-подростков полученные результаты сведены в общую таблицу (Приложение 3 таблица 7). Обработка проводилась отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентаций. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого, а средние показатели типов ценностей в целом для всей группы.
Анализ данных, полученных по методике М. Рокича представлен на рисунках 6 и 7.
Рисунок 6. Наиболее значимые терминальные ценности у испытуемых девочек-подростков
Рисунок 7. Наименее значимые ценности у испытуемых девочек-подростков
Следовательно, приоритетными являются «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье».
Выводы по 2 главе
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были определены этапы исследования. Каждый этап имел свои цели и задачи.
Первый этап исследования имел своей целью изучение и выявление гендерных особенностей агрессивности у подростков.
Задача второго этапа – разработать и апробировать программу коррекции агрессивного поведения, включающую групповые и индивидуальные занятия и учитывающую гендерные особенности проявления агрессии.
Завершающий этап – контрольная диагностика.
Диагностическое исследование, проведенное с помощью Методики изучения состояния агрессивности Басса-Дарки и Шкалы враждебности Кука-Медлей показало, что общий уровень агрессивности у девочек и мальчиков примерно одинаков и превышает норму. При этом наблюдается разница в проявлении агрессии, отличие агрессивного поведения девочек от агрессивного поведения мальчиков имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и подозрительность.
Проведенное с целью разработки программы коррекции агрессивного поведения исследование ценностных ориентаций девочек-подростков по методике М. Рокича показало, что приоритетными для девочек исследуемой группы «Б» являются «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье».
Таким образом, проанализировав результаты диагностики агрессивного поведения подростков на констатирующем этапе, пришли к выводу о необходимости проведения коррекционно-педагогической работы с агрессивными подростками с учетом гендерного фактора.