Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74

Файлы: 1 файл

Диплом е.docx

— 220.12 Кб (Скачать)

Психолого-педагогическая коррекция агрессивных форм поведения подростков может проводиться различными методами, как в индивидуальном порядке, так и в групповой форме организации занятий. Обычно имеет место комплексная коррекция, как наиболее эффективная форма организации коррекционной работы.

Коррекционная работа с девочками-подростками проводилась в двух группах – контрольной и экспериментальной. В группе «А» (контрольная) работа велась школьными психологами по традиционной профилактической программе, не учитывающей гендерный аспект. Для работы с группой «Б» (экспериментальная) была разработана специальная программа коррекции агрессивного поведения девочек-подростков, учитывающая результаты предварительного исследования и гендерные факторы проявления агрессии. Данная программа направленна на изменение отношения девочек-подростков в возрасте 13-14 лет  к социуму, формирование новой системы жизненных ценностей, профилактику асоциальных форм поведения, снижение уровня оппозиционных и протестных форм поведения, формирование навыков эффективного и уверенного общения.

Задача организационного этапа - привлечение девочек-подростков к участию в программе, установления позитивных контактов с  подростками, заключение соглашений с  родителями несовершеннолетних. На данном этапе были сформированы группы «А» (12 человек) и «Б» (13 человек) из числа девочек,  уже прошедших процедуру психодиагностики.

Программа рассчитана на 12 занятий. Периодичность занятий два раза в неделю, длительность занятий – 40 минут. Для проведения занятий выбирались дни с наименьшей учебной нагрузкой.

Занятия должны проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета.

Материально-техническое обеспечение занятий: персональный компьютер, художественно-канцелярские принадлежности (карандаши, краски, фломастеры, ножницы, клей, бумага, мелки), игровой инвентарь мячи, мягкие игрушки), материалы для творчества (ткань, бусы, пайетки, цветная бумага, нитки и т.п.).

Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится и  в процессе занятий). Все упражнения, игры, материалы для дискуссий и бесед подбирались с учетом гендерного фактора, т.е. ориентированы на девочек-подростков (приложение 4). Это выражается в подборе материала, который соответствует именно женскому восприятию, адекватен традиционным женским ролям.

С учетом проведенного ранее психодиагностического исследования были отобраны формы и методы организации коррекционной работы, составлен тематический план занятий с подростками и их родителями (Приложение 4).

Задачи данной коррекционной программы:

  1. Познакомить подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения;
  2. Развивать у девочек-подростков способность к распознаванию и оценке рискованных ситуаций, а также поведения в этих условиях; снижение уровня агрессивности; снижение эмоционального напряжения, тревожности;
  3. Коррекция личностной, эмоциональной сфер подростка; обучение ауторелаксации.
  4. Обучить способам бесконфликтного противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых; Показать способы решения личностных и межличностных конфликтных ситуаций;
  5. Привлечь девочек к участию в социокультурных мероприятиях, направленных на позитивную деятельность; формирование у девочек-подростков моральных представлений; способствовать правильному усвоению своей гендерной роли.

Методологической основой программы коррекции агрессивного поведения детей стали принципы структурного, когнитивного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Организация работы строится на принципах: гуманизма, конфиденциальности, компетентности и ответственности. Игровые упражнения подбирались соответственно целям занятий, из них психологической литературы. Так, например, упражнения по психогимнастике взяты из разработок М. Кипниса [23; с. 116]. Интересными для использования представляются разработки Шараевой С.А., в частности методика «Игры с продуктами» [55].

Одной из эффективных форм работы с девочками является включение их в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций, обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению. Использование  тренинга как метода коррекции поведения несовершеннолетних чрезвычайно оправдано, так как тренинг максимально создаёт условия для самораскрытия и выявления внутреннего  потенциала подростка. Важную роль в проведении тренинга для подростков играет поведение ведущего, психолога, которое в значительной мере становится фактором, определяющим успешность тренинга. Решение задач коррекционной работы достигается в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых доверительных отношений между членами группы и психологом [3; с.43].

В групповой работе часто используются ролевые игры, которые в своей основе имеют неожиданные ситуации. Подросток раскрывается в играх, стремится быть самим собой, достигается способность к пониманию переживаний, интересов других участниц. Приобретаются навыки общения, способность к разрешению межличностных конфликтов.

В коррекционной работе применялись игры, как психологический метод, при этом решались следующие задачи:

  1. научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в мир игры и игровые отношения;
  2. научить детей быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми;
  3. научить осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов [37; с.11].

Кроме этого большое значение имеет работа с семьей в целях установления значимых взаимоотношений между дочерью и родителями, которая предполагает диагностику педагогических позиций семьи, индивидуальное консультирование, обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком. Цели такой работы заключаются в изменении отношения родителей к своему ребенку в сторону принятия; развитии конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций с подростком, развитии помощи ребенку в преодолении кризисных ситуаций.

Эффективной в данном направлении представляется работа «Родительского лектория». Занятия совпадают по времени проведения родительских собраний. Разработано тематическое планирование работы с родителями, а также подготовлены памятки с рекомендациями для родителей девочек-подростков (Приложение 5).

В организации работы с родителями использовались методические рекомендации Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной. Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка [29; с. 25].

Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в следующих направлениях:

    • информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
    • обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Схема основных направлений работы с родителями в плане коррекции агрессивного поведения подростков представлена на рисунке 8.

 

 

Основные направления работы с родителями

 

Информирование

 

Обучение эффективным способам

взаимодействия с детьми

                               

Вербальное (лекции, родительские собрания, беседы)

Визуальное (информацион-ные стенды, презентации)

Лекции с практическим задания

Тренинги детско-родительс-ких отношений

Индивидуаль-ные беседы

Семина-ры и диспуты


Рисунок 8. Основные направления работы с родителями девочек-подростков по предупреждению агрессивного поведения

3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

В ходе реализации данной программы отмечена положительная динамика в коррекции агрессивного поведения в сторону снижения уровня агрессивности, что подтверждается не только диагностическим исследованием, но и наблюдением за поведением испытуемых педагогов и родителей.

Повторная диагностика уровня агрессии в экспериментальной группе «Б» испытуемых по методике Басса-Дарки показала снижение уровня агрессии на 19%; косвенной  на 18%; вербальной  на 45%; негативизма на 27%. В контрольной группе «А» снижение уровня агрессивности тоже наблюдалось, но с гораздо меньшими показателями (рисунок 9).

 

Рисунок 9. Показатели снижения уровня агрессивности

Снижение общего уровня по шкалам враждебности, агрессивности и цинизма показывает и повторная диагностика по методике Кука-Медлей (рисунок 10).

Рисунок 10. Показатели снижения уровня агрессивности по методике Кука-Медлей

Показатели по всем трем шкалам лежат в диапазоне средних значений, стремящихся к низким. Полученные результаты говорят о том, что разработанная на основе гендерного подхода психокоррекционная программа позволяет в условиях школы целенаправленно воздействовать на психологические особенности агрессивных девочек-подростков и проводить наиболее эффективную коррекционную работу по сравнению с программами не учитывающими гендерный фактор.

Апробирование психокоррекционной программы прошло успешно, что выражается в достоверном снижении уровня агрессии девочек-подростков в экспериментальной группе (где применялась программа) по отношению к контрольной (где программа не применялась). Благодаря ее применению уровень агрессии снизился до адекватного.

Таким образом, можно сказать, что выделенные в теоретическом анализе психические особенности агрессивных девочек-подростков и разработанная с их учетом психокоррекционная программа способствуют оптимизации уровня этих особенностей и снижения уровня агрессивного поведения. Данный вывод подтверждается не только диагностическими данными, но и результатами наблюдений за поведением девочек-подростков классных руководителей, учителей-предметников, а также родителей. Изменения, которые отмечают в своих наблюдениях педагоги, сводятся к следующему:

  • стабилизировался эмоциональный фон; уменьшилось число неадекватных поведенческих реакций; девочки стали более уравновешенными, эмоционально сдержанными; снизился депрессивный фон;
  • изменение коммуникативных навыков: в общении снизился уровень агрессии, уменьшилось число конфликтов;
  • установление эмоционально теплых отношений с педагогами; снижение количества оппозиционно-вызывающих реакций, появились проявления уважения и привязанности к педагогам;
  • проявление уверенности в себе; увеличение участия в мероприятиях; девочки стали более раскованными, открытыми новому опыту.

Эти факты подтверждают выдвинутую в данном исследовании гипотезу о том, что проявления агрессивности подростков имеют гендерные различия, а психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков будет эффективна, если учитываются выявленные в результате диагностики общие и индивидуальные причины проявления агрессии и она подкреплена программно-методическим обеспечением, основанном на гендерном подходе. Задачи, поставленные в начале исследования, выполнены.

Выводы по 3 главе

Благодаря проведенной коррекционной работе, направленной на снижение агрессивности подростков, уровень агрессивности у подростков значительно снизился, что подтверждают данные диагностического исследования на этапе контрольного эксперимента.

Апробирование психокоррекционной программы, разработанной на основе гендерного подхода, прошло успешно, благодаря ее применению в экспериментальной группе были снижены показатели уровня физической агрессии на 19%; косвенной  на 18%; вербальной  на 45%;  негативизма на 27%. Уровень агрессии учащихся снизился до адекватного.

Таким образом, гипотеза нашей работы о том, что психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения девочек-подростков будет эффективна, если в построении коррекционной программы учитываются выявленные в результате диагностики гендерные особенности проявления агрессии, и она подкреплена программно-методическим обеспечением, основанном на гендерном подходе, была экспериментально доказана.

Заключение

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, подростковый период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с периодизацией возрастного развития на основе существенных особенностей этого развития, предложенной Выготским.

Принимая положение о том, что кризис подросткового возраста один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее верным можно считать традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы: негативную, или предкритическую; кульминационную точку кризиса (около 13 лет) и посткритическую фазу.

Новообразованиями подросткового возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации.

Информация о работе Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий