Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа
Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74
Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.
Анализ упражнения:
Как ты чувствовал себя, когда был королем?
Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим
Что ты чувствовал, когда был слугой?
Легко ли тебе было выполнять желания короля?
Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?
«Любовь и злость»
Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.
Инструкция: Сядьте,
пожалуйста, в один общий круг и закройте
глаза.
Представь себе, что сейчас ты разговариваешь
с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи
этому человеку, за что ты на него рассердился.
Может быть, он не выполнил своего обещания
или не сделал того, что ты ожидал от него.
Поговори с этим человеком про себя, так,
чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи
очень четко и точно, на что именно ты рассердился
(1-2 минуты).
А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее (1-2 минуты).
А теперь подумай немного о том, кто в группе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)
Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)
Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.
«Пиктограммы»
Инструкция: Пиктограмма – это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни? После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:
Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: «Веселый праздник», «Глухая старушка», «Мелкий дождик», «Счастье».
После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?
Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.
Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.
«Ковер мира»
Цели: Игра предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.
Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Это небольшой кусок ткани, станет нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.
Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него - красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на ковер мира, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
После двух минут дискуссии предложите
детям украсить ковер мира: Сейчас мы можем
превратить этот кусок пледа в ковер мира
нашей группы. Я напишу на нем имена всех
учеников нашей группы, а вы должны мне
помочь украсить его.
Этот процесс имеет большое значение,
так как благодаря ему дети символическим
образом делают ковер мира частью своей
жизни. Всякий раз, когда разгорится спор,
они смогут использовать его для разрешения
возникшей проблемы, обсудив ее. Ковер
мира придаст детям внутреннюю уверенность
и покой, а также поможет им сконцентрировать
свои силы на поиске взаимовыгодного решения
проблем. Это прекрасный символ отказа
от вербальной или физической агрессии.
Упражнение «Я собираюсь все бросить и написать себе письмо»
Цель: Подвести итоги основным знаниям и навыкам, полученным в ходе тренинга. Завершить тренинг на позитивной ноте. Обеспечить базис для следующего занятия.
Ход упражнения: Каждому участнику было предложено написать себе письмо, в котором он резюмирует знания и навыки, полученные в ходе тренинга. Ведущий объяснил, что письма будут разосланы всем через месяц. Участники могли включить в письма то, о чем хотели бы себе напомнить (например, как можно по-новому реагировать на ситуацию стресса или как быстро и эффективно восстановить энергетический баланс после рабочего дня и др.).
Письма вкладываются в конверты, на которых надписывается реальный адрес, и заклеиваются. Ведущий собрал конверты у участников. Через месяц письма отправляются адресатам.
Игры с продуктами
«Вкусная мандала»
Цель: Гармонизация эмоционального состояния.
Необходимые материалы: Фрукты, овощи, кетчуп, майонез, жидкий шоколад или сироп, разделочная доска, нож, тарелки, столовые приборы (удобнее использовать одноразовые), записи спокойных музыкальных композиций, магнитофон.
Примечание: МА́НДАЛА (др.-инд. mandala – «круг, диск») – в индуизме, буддизме и ламаизме – священный знак, космограмма (ср.-греч. kosmogramma – «знак, линия космоса, Вселенной») –«карта Вселенной» в виде круга, вписанного в квадрат; в центре круга находится система вписанных квадратов и треугольников. Символика мандалы основывается на свойствах чисел 3, 4, 8 и геометрии квадратуры круга. С геометрией мандалы связывают многие архитектурные формы: зиккураты, пирамиды, октагоны («Башня ветров» в Афинах построена в форме восьмигранника, «Храм небес» в Пекине имеет восемь колонн). В мистической философии мандала является янтрой (инструментом, способом, предметом) медитации. Предполагается, что впервые подобные знаки появились в Индии в VIII в. до н. э., а затем были перенесены в Тибет, Монголию, Японию. В центре мандалы подразумевается присутствие вневременного и безличного божества, от которого расходятся радиусы — эманация духа в сотворенный мир. Одновременно мандала представляет собой и «карту» вхождения в высший мир, поэтому она также – символ слияния человека и божества. Мандалы на Востоке не только вычерчивают, но и строят в храмах и помещают в алтарной части. В объеме они выглядят наподобие ступенчатой пагоды. После священнодействия уничтожаются, поэтому архитектонические мандалы представляют собой редчайшие произведения искусства. Ни одна мандала не похожа на другую, потому что в каждом случае она отражает особенности состояния создателя, его «вхождения в идею мандалы» и является «выражением изменения, внесенного психическим содержанием в традиционную идею мандалы». Говорят также, что мандала «облекает круг в форму». Разного рисунка мандалы соотносятся с близкими символическими фигурами: «колесом сансары», цветком лотоса, розой (ветров), лабиринтом, знаками зодиака, зеркалом. По сторонам мандалы могут изображаться различные символы божеств, духов стихий и их атрибуты. В центре – Будда Амита́бха (санск., «Неизмеримый, бесконечный свет»). В самом общем смысле, как привнесение порядка в хаос, знаки, напоминающие мандалу, встречаются в разных культурах и уходят в глубины времени вплоть до палеолита. Отсюда объяснение аналогий форм круга и квадрата, согласно концепции К. Г. Юнга, символикой архетипов в глубинах бессознательного. В символике алхимиков этот же знак называется imago mundi (лат. «образ мира»). Монументальной мандалой считают композицию буддийского храма Борободур в Индонезии (VIII-IX вв.). Многие индуистские храмы строили в форме мандалы – их центр (Небесная дверь) и четыре входа, обращенные на четыре стороны света, обозначаются цветами: запад – белый, север – желтый, юг – черный, восток – красный, центр – зеленый (область, огражденная от вражеских влияний).
Ход работы:
1. Ведущий рассказывает
2. Затем ведущий предлагает
3. Каждый подросток должен
4. Фотографирование мандал.
5. Поедание вкусных мандал. Ведущий предлагает подросткам либо съесть мандалу самостоятельно, либо, если они этого хотят, угостить кого-то, кому она может понравиться.
6. Обсуждение.
«Хрустящий Барабек»
Цель: Содействие снижению вербальной агрессии.
Необходимые материалы: Любые сухарики (обычно вы предупреждаете подростов о том, что им понадобится на следующем занятии, и они это приносят).
Ход работы:
1. Ведущий рассказывает
2. Группа делится на пары. Каждая
пара принимает решение, какой
ритм она с помощью хрустящего
звука съедаемых сухарей будет
задавать, затем по команде ведущего
начинается ритмичный хруст-
3. Групповой ритм. Группа принимает
решение, какой ритм будет задаваться,
и по команде ведущего
4. Обсуждение.
С помощью сухариков эффективно устраивать диалоги в парах, например, «Поговорите друг с другом на языке хруста сухариков, покричите друг на друга, пошепчите, договоритесь о чем-то, признайтесь в любви.
«Апельсиновый Джо»
(выдавливание сока целого
Цель: Содействие снижению физической агрессии.
Необходимые материалы: Емкость для сока, апельсины по количеству подростков, нож, бумажные полотенца.
Ход работы:
1. Ведущий рассказывает
Подросткам предлагается поиграть со своей силой. По команде ведущего необходимо будет выдавливать сок из своего апельсина в емкость. Но команды будут не простые. Сила имеет числовое значение: четыре -очень сильно, три- сильно, два- средне сильно, один- легкое давление, ноль- отсутствие силы. Если ведущий говорит: «три», то надо выдавливать сок сильно, если «один» - слегка, а если «ноль» - не давить вообще.
2. Каждый подросток получает
емкость для сока, апельсин (часть
плода срезана, чтобы сок мог
свободно вытекать), бумажное полотенце.
По команде ведущего вся
3. Проба сока. Подросткам предлагается выпить сок своей силы, ощутив ее на вкус.
4. Обсуждение.
Приложение 5
Работа «Родительского лектория»
Эффективной в данном направлении представляется работа «Родительского лектория». Занятия совпадают по времени проведения родительских собраний. Примерное тематическое планирование работы с родителями представлено в таблице.
Таблица 9
Тематическое планирование работы с родителями девочек-подростков
Организационная форма |
Цель |
Содержание |
Лекция |
Психолого-педагогическое просвещение родителей; коррекция внутрисемейных, детско-родительских отношений |
Роль семьи в формировании личности Слова и дела родителей - пример для ребенка Этот трудный подростковый
возраст или проблемы современного
подростка Семья – главный воспитатель
нравственно- полового поведения |
Беседа-диалог |
Выработка согласованной позиции родителя и несовершеннолетнего |
Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали Роль отца в воспитании дочерей Роль матери в воспитании дочерей |
Дискуссия |
Анализ действительности, видение противоречий и поиск путей решения. |
Роль родительской любви в воспитании детей |
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком
1. При взаимодействии с ребенком
рекомендуется