Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74

Файлы: 1 файл

Диплом е.docx

— 220.12 Кб (Скачать)

 

Список Б (инструментальные ценности):

  1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  2. воспитанность (хорошие манеры);
  3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  4. жизнерадостность (чувство юмора);
  5. исполнительность (дисциплинированность);
  6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
  8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  16. честность (правдивость, искренность);
  17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  18. чуткость (заботливость).

 

 

 

Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации»                        М. Рокича

Таблица 7

Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в экспериментальной группе «Б»

Ценностные ориентации

Показатели по группе в целом

Активная, деятельная жизнь

3,80

Здоровье

4,00

Красота природы и искусства

3,65

Материально обеспеченная жизнь

3,45

Спокойствие в стране, мир

3,30

Познание, интеллектуальное развитие

3,60

Независимость суждений и оценок

3,20

Счастливая семейная жизнь

4,55

Уверенность в себе

3,40

Жизненная мудрость

3,18

Интересная работа

4,35

Любовь

4,26

Наличие верных и хороших друзей

4,00

Общественное признание

3,00

Самоконтроль

3,46

Смелость в отстаивании своего мнения

3,40

Терпимость к мнению других

3,20

Честность

4,12

Воспитанность

3,85

Исполнительность

3,18

Рационализм (умение принимать обдуманные решения)

4,35

Трудолюбие

3,34

Высокие запросы

3,00

Независимость

3,54

Образованность

3,00

Твердая воля

3,00

Широта взглядов

4,15

Чуткость

4,38


 

Приложение 4

Программа коррекции агрессивного поведения девочек-подростков с учетом гендерного фактора

Программа рассчитана на 12 занятий. Периодичность занятий два раза в неделю, длительность занятий – 40 минут. Для проведения занятий выбирались дни с наименьшей учебной нагрузкой.

Занятия должны проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета.

Материально-техническое обеспечение занятий: проигрыватель, художественно-канцелярские принадлежности (карандаши, краски, фломастеры, ножницы, клей, бумага, мелки), игровой инвентарь мячи, мягкие игрушки), материалы для творчества (ткань, бусы, пайетки, цветная бумага, нитки и т.п.).

Таблица 8

Учебно-тематический план групповых занятий по коррекции агрессивного поведения девочек-подростков

 

№ п/п

Тема

Содержание

Методическое и  техническое обеспечение

1

Знакомство Обсуждение и принятие групповых правил

Упражнение «Вы еще не знаете обо мне, что я...»

Бейджи с именами

2

Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния

Упражнение «Прогноз погоды»

Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки

3

«Проблемы на передний план» - правило взаимодействия в команде

Упражнение «Камушек в ботинке»

Бумага, карандаши.

4

Работа с гневом и обидами

Содействие снижению вербальной агрессии

Упражнение «Спустить пар» и, или «Шутливое письмо»

Игры с продуктами

«Хрустящий Барабек»

Бумага, карандаши, корзина для бумаг;

Любые сухарики

5

Агрессия может быть конструктивной

Содействие снижению физической агрессии

Упражнение «Мешочек крика»

Игры с продуктами

«Апельсиновый Джо»

Бумажные или холщовые мешочки.

Емкость для сока, апельсины по количеству подростков, нож, бумажные полотенца.

6

Что такое «Агрессивное поведение»

Упражнение «Агрессивное поведение»

Бумага, карандаши.

7

Снимаем напряжение

Гармонизация эмоционального состояния

Упражнение «Безмолвный крик»

Игры с продуктами

«Вкусная мандала»

Изоматериалы;

Фрукты, овощи, кетчуп, майонез, жидкий шоколад или сироп, разделочная доска, нож, тарелки, столовые приборы (удобнее использовать одноразовые), записи спокойных музыкальных композиций, магнитофон

8

Положительное лидерство

Упражнение «Король»

 

9

Формирование навыков отреагирования эмоций

Упражнение «Любовь и злость»

 

10

Умение распознавать эмоциональное состояние

Упражнение «Пиктограммы»

Бумага, карандаши, пиктограммы «Эмоции»

11

Конструктивные способы разрешения конфликта

Упражнение «Ковер мира»

Ткань, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т .п.

12

Подведение итогов основным знаниям и навыкам, полученным в ходе тренинга.

Упражнение «Я собираюсь все бросить и написать себе письмо»

Конверты, бумага, ручки


 

В работе используются следующие методы:

    • Дискуссия, обсуждение.
    • Работа в парах.
    • Рисунок.
    • Психологическая игра.
    • Работа в малых группах.
    • Визуализация.
    • Интерактивные игры 
    • Занятия творчеством

Описание занятий, включенных в программу коррекции агрессивного поведения девочек-подростков с учетом гендерного фактора

 

Ритуал приветствия «Комплимент»

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия обращение по имени, сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Обсуждение и принятие групповых правил.

Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил:

  • Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания только с согласия участника.
  • Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать "стоп".
  • Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге.
  • Правило «Здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы.
  • Активность.
  • Искренность в общении.
  • Оценивается только поступок, а не личность человека.

Упражнение «Вы еще не знаете обо мне, что я...»

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга.

Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее продолжают фразу «Вы еще не знаете обо мне, что я...» Пример: «Я – Валерий Миллер. Вы еще не знаете обо мне, что я мечтал петь в церковном хоре».

Упражнение «Прогноз погоды»

С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

«Камушек в ботинке»

Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: «Проблемы – на передний план». В этой игре используется простая и понятная метафора, с помощью которой участники могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.  
Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам.

Упражнение «Спустить пар»

Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Особенно важно применять эту игру в группах, где царят враждебность и агрессивность, ведь в ходе нее можно дать другому ребенку негативную обратную связь, и каждый уже может самостоятельно решать, насколько он будет изменять свое поведение в соответствии с недовольством одноклассников.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спустить пар». Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты». Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь спустить пар. Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар».

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять.

«Агрессивное поведение»

Цели: В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Материалы: Бумага и карандаш.

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?  
Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе. На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите учеников зачитать свои записи.

«Король»

Цели: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь «потерять лицо». В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в группе.

Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и так далее. Кто хочет стать первым королем?

Информация о работе Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий