Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74

Файлы: 1 файл

Диплом е.docx

— 220.12 Кб (Скачать)

Среди форм проявления подростковой агрессии можно выделить физическую и вербальную. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение. Самоагрессия, или  аутоагрессия, вызвана неуверенностью в себе, является следствием недостатка родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер.  Подросткам вообще свойственно совершать рискованные необдуманные поступки, они не всегда взвешивают последствия своих действий, и их импульсивные желания могут победить здравый смысл.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек,       существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем       проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [17; с. 127].

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного   поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее  выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у  девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная – физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение   именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

Наиболее желательным способом противодействия агрессивному поведению в общеобразовательной школе являются профилактика и коррекция данного поведения. Анализируя состояние вопроса подростковой агрессивности в современной психолого-педагогической науке, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований, была разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий.

Методологической базой данной модели выступили три направления коррекции агрессивного поведения подростков: средовое, личностно-ориентированное и ситуационно-субъектное. Средовое направление объясняет причины поведения подростков их включенностью в социальные общности и взаимодействием с социальной средой. Отсюда коррекция агрессивного поведения – это работа со средой жизнедеятельности подростка.

Личностно-ориентированное направление рассматривает коррекцию как работу с самой личностью, формирование у подростка навыков самостоятельного принятия решений, умения решать возникающие проблемные ситуации, вести себя в различных ситуациях, противостоять влиянию группы и др.

Ситуационно-субъектный подход к коррекционному процессу предполагает, что вариативные составляющие коррекции зависят от половых и возрастных особенностей подростков, уровней их общего психического и физического развития, индивидуальных психических состояний, особенности среды жизнедеятельности, эмоциональной сферы, рефлексивной позиции. В основе ситуационно-субъектного подхода к коррекции агрессивного поведения подростков лежит идея диалектической связи между педагогическими воздействиями на воспитанника и адекватным отражением этих воздействий через их субъектное восприятие подростком в конкретной ситуации [35; с. 104].

При этом выдвигались следующие методические требования к модели:

  • четкая формулировка основной цели;
  • выделение круга задач, которые должны конкретизировать основную цель;
  • определение содержания коррекционных занятий с учетом индивидуально-психологических особенностей подростков, развития ведущего вида деятельности, гендерных отличий;
  • выбор форм коррекционной работы (групповая, семейная, индивидуальная);
  • отбор соответствующих методов и техник с учетом возрастных, гендерных, интеллектуальных, физических особенностей ребенка;
  • планирование форм участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;
  • разработка методов анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;
  • обеспечение материально-технической и методической базы.

Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Комплексная система психолого-педагогической коррекции, основанная на учете личностных особенностей ребенка и условий его социального окружения, способствует созданию отношений сотрудничества, развивает адекватные способы реагирования в конфликтной ситуации, разрушает деструктивные тенденции в поведении ребенка и приводит в целом к снижению уровня агрессии.

В данной модели психолого-педагогической коррекции представлены блоки, соответствующие им задачи, формы работы и принципы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий (рисунок 1).

Цель: коррекция агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

â

 

â

Блоки

Содержание психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

â

â

â

â

Задачи

Содержание

Методы

 

â

â

â

Блок 1. Предварительный

à

Подготовка к проведению психолого-педагогической коррекции

- привлечение подростков  к участию в программе;

- установление позитивных  контактов с  ними;

- заключение соглашений  с  родителями несовершеннолетних.

- изучение документального  материала;

- беседа;

- наблюдение.

â

       

Блок 2.

Первичной диагностики

à

Изучение и выявление гендерных особенностей агрессивности у подростков.

- диагностика уровня агрессивности, особенностей её проявлений;

- анализ диагностических  данных.

- тестирование;

- наблюдение;

- анкетирование

â

   

Блок 3.

Коррекционный

à

1. Познакомить с особеннос-тями агрессивного поведения, факторами формирования агрессивного поведения;

2. Развивать способность  к снижению уровня агрессив-ности; эмоционального напряжения, тревожности;

3. Коррекция личностной, эмоциональной  сфер; обучение ауторелаксации.

4. Обучить способам бесконфликтного  противо-стояния внешнему воздейст-вию; решения личностных и межличностных конфликтов;

5.Привлечь девочек к участию в социокультурных мероприятиях, направленных на позитивную деятельность; формирование моральных представлений; способствовать правильному усвоению своей гендерной роли.

- индивидуальные занятий с девочками-подростками;

- организация групповых  занятий;

- организация работы с  родителями.

- беседа;

- тренинг;

- игра;

- психогимнастика

â

   

Блок 4.

Оценки эффективности психокоррекционных воздействий

à

Оценка эффективности психолого-психологической коррекции

- анализ результатов повторной  диагностики;

- беседы с родителями  и педагогами 

- тестирование;

- наблюдение;

- анкетирование;

- беседа;

â

   

Блок 5.

Заключительный

à

Выработка рекомендаций

- аналитико-прогностическая  деятельность

â

â

Результат: положительная динамика в коррекции агрессивного поведения в сторону снижения уровня агрессивности


Рисунок 1. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий

Очень важно, чтобы коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. [39; с. 18].

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Многочисленные исследования [5; с. 344] показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [5; с. 122]. Следовательно, невозможно организовать полноценную коррекционную работу без учета фактора семьи.

Один из самых спорных источников обучения агрессии – средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется,   что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.

Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления [32; с. 31].

В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.

Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек [45; с. 45].

Практика современной школы сохраняет тенденции нивелирования гендерных ролей. Все менее отчетливыми становятся традиционные формы поведения у детей разного пола. Явление стирания половых различий  противоречит культурным, духовным нормам взаимоотношений полов, а также традициям половой дифференциации, сформировавшимся в течение многих веков [52; с. 102].

Кабаева В.М. закономерности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек называет «мультипроцессорной системой». При этом она  выделяет её постоянные и переменные составляющие [20].

Постоянные составляющие – это генетически обусловленные особенности и различия развития мальчиков и девочек с первых мгновений жизни. Переменные составляющие, в свою очередь, по степени стабильности делятся на три группы:

  1. более стабильные составляющие: этно-культуральные особенности воспитания мальчиков и девочек, национальные традиции;
  2. менее стабильные составляющие: социальные факторы (уровень доходов родителей, место проживания: столица – провинция и пр.);
  3. лабильные составляющие: быстро меняющиеся факторы – семейные факторы (неполная семья, алкоголизация одного из членов семьи, переезд родителей, смена школы и т.д.).

Специфика полоролевого поведения подростков заключается в следующем:

    • рост интереса к противоположному полу;
    • опережающее, устойчивое и более персонифицированное усвоение половой роли девочками;
    • все большее использование форм поведения, прямо или косвенно связанных с половой ролью. При этом непосредственно с половой ролью связаны все виды собственно психосексуальной активности (косвенно у мальчиков – состязания и поединки, у девочек – интерес к нарядам и домашнему хозяйству) [41; с. 374].

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимой, но и психологически необходимой задачей. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

Информация о работе Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий