Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:06, дипломная работа
Цель данного исследования – рассмотреть теоретические аспекты сущности и причин возникновения подростковой агрессивности и возможностей её коррекции, а также экспериментально проверить психолого-педагогические условия реализации программы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора.
Объектом данного исследования являются гендерные особенности проявлений агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования агрессивного поведения подростков и особенностей его коррекции с учетом гендерных различий 8
1.1 Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические кризисы и новообразования подросткового возраста как факторы возникновения агрессивного поведения 22
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 34
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 44
2.1 Этапы, методы, методики исследования 44
2.2 Характеристика выборки с учетом гендерных различий и анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста с учетом гендерных различий 57
3.1 Реализация программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения девочек-подростков среднего школьного возраста (формирующий эксперимент) 57
3.2 Анализ и результаты исследования коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74
Среди форм проявления подростковой агрессии можно выделить физическую и вербальную. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение. Самоагрессия, или аутоагрессия, вызвана неуверенностью в себе, является следствием недостатка родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер. Подросткам вообще свойственно совершать рискованные необдуманные поступки, они не всегда взвешивают последствия своих действий, и их импульсивные желания могут победить здравый смысл.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [17; с. 127].
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная – физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.
Наиболее желательным способом противодействия агрессивному поведению в общеобразовательной школе являются профилактика и коррекция данного поведения. Анализируя состояние вопроса подростковой агрессивности в современной психолого-педагогической науке, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований, была разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий.
Методологической базой данной модели выступили три направления коррекции агрессивного поведения подростков: средовое, личностно-ориентированное и ситуационно-субъектное. Средовое направление объясняет причины поведения подростков их включенностью в социальные общности и взаимодействием с социальной средой. Отсюда коррекция агрессивного поведения – это работа со средой жизнедеятельности подростка.
Личностно-ориентированное направление рассматривает коррекцию как работу с самой личностью, формирование у подростка навыков самостоятельного принятия решений, умения решать возникающие проблемные ситуации, вести себя в различных ситуациях, противостоять влиянию группы и др.
Ситуационно-субъектный подход к коррекционному процессу предполагает, что вариативные составляющие коррекции зависят от половых и возрастных особенностей подростков, уровней их общего психического и физического развития, индивидуальных психических состояний, особенности среды жизнедеятельности, эмоциональной сферы, рефлексивной позиции. В основе ситуационно-субъектного подхода к коррекции агрессивного поведения подростков лежит идея диалектической связи между педагогическими воздействиями на воспитанника и адекватным отражением этих воздействий через их субъектное восприятие подростком в конкретной ситуации [35; с. 104].
При этом выдвигались следующие методические требования к модели:
Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Комплексная система психолого-педагогической коррекции, основанная на учете личностных особенностей ребенка и условий его социального окружения, способствует созданию отношений сотрудничества, развивает адекватные способы реагирования в конфликтной ситуации, разрушает деструктивные тенденции в поведении ребенка и приводит в целом к снижению уровня агрессии.
В данной модели психолого-педагогической коррекции представлены блоки, соответствующие им задачи, формы работы и принципы коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий (рисунок 1).
Цель: коррекция агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий | |||||
â |
â | ||||
Блоки |
Содержание психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий | ||||
â |
â |
â | |||
â |
Задачи |
Содержание |
Методы | ||
â |
â |
â | |||
Блок 1. Предварительный |
à |
Подготовка к проведению психолого-педагогической коррекции |
- привлечение подростков к участию в программе; - установление позитивных контактов с ними; - заключение соглашений с родителями несовершеннолетних. |
- изучение документального материала; - беседа; - наблюдение. | |
â |
|||||
Блок 2. Первичной диагностики |
à |
Изучение и выявление гендерных особенностей агрессивности у подростков. |
- диагностика уровня - анализ диагностических данных. |
- тестирование; - наблюдение; - анкетирование | |
â |
|||||
Блок 3. Коррекционный |
à |
1. Познакомить с особеннос-тями агрессивного поведения, факторами формирования агрессивного поведения; 2. Развивать способность к снижению уровня агрессив-ности; эмоционального напряжения, тревожности; 3. Коррекция личностной, эмоциональной сфер; обучение ауторелаксации. 4. Обучить способам 5.Привлечь девочек к участию в социокультурных мероприятиях, направленных на позитивную деятельность; формирование моральных представлений; способствовать правильному усвоению своей гендерной роли. |
- индивидуальные занятий с девочками-подростками; - организация групповых занятий; - организация работы с родителями. |
- беседа; - тренинг; - игра; - психогимнастика | |
â |
|||||
Блок 4. Оценки эффективности психокоррекционных воздействий |
à |
Оценка эффективности психолого-психологической коррекции |
- анализ результатов повторной диагностики; - беседы с родителями и педагогами |
- тестирование; - наблюдение; - анкетирование; - беседа; | |
â |
|||||
Блок 5. Заключительный |
à |
Выработка рекомендаций |
- аналитико-прогностическая деятельность | ||
â |
â | ||||
Результат: положительная динамика в коррекции агрессивного поведения в сторону снижения уровня агрессивности |
Рисунок 1. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с учетом гендерных различий
Очень важно, чтобы коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. [39; с. 18].
Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
Многочисленные исследования [5; с. 344] показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [5; с. 122]. Следовательно, невозможно организовать полноценную коррекционную работу без учета фактора семьи.
Один из самых спорных источников обучения агрессии – средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.
Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления [32; с. 31].
В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.
Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек [45; с. 45].
Практика современной школы сохраняет тенденции нивелирования гендерных ролей. Все менее отчетливыми становятся традиционные формы поведения у детей разного пола. Явление стирания половых различий противоречит культурным, духовным нормам взаимоотношений полов, а также традициям половой дифференциации, сформировавшимся в течение многих веков [52; с. 102].
Кабаева В.М. закономерности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек называет «мультипроцессорной системой». При этом она выделяет её постоянные и переменные составляющие [20].
Постоянные составляющие – это генетически обусловленные особенности и различия развития мальчиков и девочек с первых мгновений жизни. Переменные составляющие, в свою очередь, по степени стабильности делятся на три группы:
Специфика полоролевого поведения подростков заключается в следующем:
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимой, но и психологически необходимой задачей. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях: