Агрессивность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности проявления агрессии, у подростков выявив социально-психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения подростками. Проанализировать возможность использования знаний о факторах агрессии подростка в целях коррекции агрессивного поведения.
В соответствии с поставленной перед работой целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
2. Раскрыть основные подходы к изучению агрессии с целью определения собственной исследовательской позиции;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты агрессивности подростков……………….…..6
1.1 Агрессивность как свойство личности подростка……………………….…6
1.2 Понятие образовательной среды……………………………………………11
1.3 Психологическая безопасность образовательной среды………………….18
Глава 2 Выявление степени агрессивности у подростков………………….…27
2.1 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента………….27
2.2 Психолого-педагогические рекомендации для коррекции подростковой агрессивности…………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...43
Приложения……………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Агрессивность подростков как фактор психологической безопасности образовательной среды(первая курсовая).doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические аспекты агрессивности  подростков……………….…..6

    1. Агрессивность как свойство личности подростка……………………….…6
    2. Понятие образовательной среды……………………………………………11
    3. Психологическая безопасность образовательной среды………………….18

Глава 2 Выявление степени агрессивности у подростков………………….…27

2.1 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента………….27

2.2 Психолого-педагогические  рекомендации для коррекции подростковой агрессивности…………………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….40

Список используемой литературы……………………………………………...43

Приложения……………………………………………………………………...45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
        Представленная работа посвящена анализу агрессивного поведения подростков, особенности его проявления и социально-психологические факторы. 
       Актуальность исследования. С развитием цивилизации агрессия не только не обнаружила тенденции к понижению, но и стала находить новые, более изощренные формы проявления.

      Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом. 
 Нарастающая волна детской и подростковой преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

Те или иные формы  агрессии характерны для большинства  детей. 
 Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. 
 Особенно важным изучение агрессивности являются в подростковом возрасте. В последние годы научный интерес к этой проблеме существенно возрос. Это связанно с тем, что именно в подростковом периоде не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. 
Актуальность темы исследования определяется тем, что за последние годы резко увеличилось количество преступлений, совершаемых молодежью, особенно подростками. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных посягательств, у молодежи наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся неадекватностью повода и степени причиненного жертве ущерба. Укорененность агрессивной модели поведения в среде подростков выступает в качестве маркера деформированного образа жизни и отражает одну из острейших психологических и социальных проблем нашего общества. Проблема агрессивности подростков – одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной составляющей этого вопроса является изучение различных факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на возникновение и усвоение агрессивных форм поведения подростком.

Объектом исследования являются различные проявления агрессивного поведения подростков (физическая, вербальная, агрессия) и социально-психологические  факторы проявления агрессии.

Предметом исследования является влияние социально-психологических  факторов на проявления и причины возникновения агрессивности подростков.

Цель исследования: рассмотреть  особенности проявления агрессии, у подростков выявив социально-психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения подростками. Проанализировать возможность использования знаний о факторах агрессии подростка в целях коррекции агрессивного поведения.

В соответствии с поставленной перед работой целью, необходимо решить следующие задачи:

1.    Проанализировать основные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. 
2.    Раскрыть основные подходы к изучению агрессии с целью определения собственной исследовательской позиции;

3.    Рассмотреть типология агрессивного поведения современных подростков на основе их личностных характеристик и особенностей поведения. 
4.    Определить особенности проявления агрессии у подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях и обучающихся в различных образовательных средах;

 5.    Рассмотреть социально-психологические факторы проявления агрессивного поведения у подростков;

6.    Проанализировать возможность использования знаний о факторах агрессии подростка в целях коррекции агрессивного поведения. 
       Гипотезы исследования:

1.    Агрессивное поведение подростков необходимо рассматривать в качестве защитного механизма от внешней среды; 
2.    При этом агрессивность в поведении подростков является следствием искаженного процесса социализации и связанного с ним низкого уровня самосознания; 
3.    Агрессивно поведение подростков формируется под действием набора социально-психологических (внутренних и внешних) факторов. Так, на процессы социализации и проявления агрессивного поведения подростками значительное влияние оказывают семейные отношения, особенности воспитательных воздействий со стороны педагогов, а также стиль поведения сверстников в референтной подростковой группе;

4.    Знание о факторах проявления агрессии подростка – хорошая помощь в разработке программы коррекционной работы с подростком. Организационно-педагогическим средством развития навыков конструктивного управления агрессией, является целенаправленная работа, включающая активные методы воздействия на подростков и взрослых (родителей и педагогов).

 

Глава 1 Теоретические аспекты агрессивности подростков

    1. Агрессивность как свойство личности подростка

           Агрессия (агрессивность) – тема, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение – одна из центральных проблем изучения человеческой психики.      

Существуют разные определения  агрессивности, согласно одному из которых, предложенному Бассом, агрессивность – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессивности попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Таким образом, в настоящее  время большинством принимается следующее определение:      

Агрессивность – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. [Выготский 1981: 55 – 56].     

Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склоны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может "сойти с рук". Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться.     

Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). Шумные игры – в которых подростки толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред – фактически могут оказаться сравнительно "безопасным" способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

У детей один из главных  путей научения агрессивному поведению –наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации.  

Очевидно, что перед  исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов. Существует два подхода:

  • Экспериментальный – позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей.
  • Неэкспериментальный – позволяет избегать любого прямого вмешательства или поощрения поведения, причиняющего вред.

 

     Также рассматриваются различные методы для изучения агрессивного поведения:

  • Опрос (архивные исследования, вербальная информация, анкеты, личностные шкалы, оценивание другими, проективные методы);
  • Наблюдение агрессии (полевые наблюдения, натуральные наблюдения, межличностные конфронтации);
  • Лабораторные наблюдения ("игровые" меры агрессии, измерение вербальной агрессии, прямая физическая агрессия).

Некоторые авторы агрессию рассматривают  как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется  с

негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы. [Бэрон, Р 2009: 41-42]

1. Как объяснить,  что агрессор по свободной  воле оскорбил жертву, как   один

человек намерен  навредить другому.

2. Намерение  – это личные, скрытые, недоступные  прямому наблюдению замыслы.

Однако, иногда, намерения причинить вред устанавливаются  просто: агрессор сам признается в желании навредить своим жертвам и сожалеет, что их нападки были безрезультатные.

Таким образом, агрессия, в какой форме она  не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:

1. Агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное целенаправленное

причинение  вреда жертве.

2. В качестве  агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

3. Жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Агрессия (от лат. aggredi – нападать) индивидуальное или коллективное

поведение, действие, направленное на нанесение физического  или

психологического  вреда, или ущерба, или на уничтожение другого человека, или группы людей. В значительной части агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, злости, ненависти. Она разделяется на экспрессивную (сила проявления эмоций, чувств); враждебную агрессию, которая характеризуется целенаправленностью, осознанным намерением нанесения вреда другим; инструментальную – где цель субъекта нейтральна, а агрессия используется как средство ее достижения.

Готовность  субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Причинами агрессивности выступают конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, условия семейного воспитания. Агрессивные действия могут быть направлены на самого себя (аутоагрессия) – самоубийство, самоунижение, самообвинения.

Агрессивное поведение  (фр. agressif – вызывающей, воинствующей; от лат.

aggredior – нападаю) – действия, имеющие целью причинения морального или физического ущерба другим. Агрессия – это поведение, целью которого

является нанесения  вреда некоторому объекту или  человеку. Агрессия есть

результат искаженного  процесса социализации, злоупотребление  родителями

наказаниями, жестокое отношение к детям. Агрессивная  ориентация проявляется в действиях, направленных против личности, оскорбления, изнасилования, убийства. Существует связь между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека и действие опосредующих причин: готовность к агрессии (злость, гнев) и интерпретация, для себя данной ситуации.

Агрессия представляет собой  совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.

Информация о работе Агрессивность подростков