Агрессивность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности проявления агрессии, у подростков выявив социально-психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения подростками. Проанализировать возможность использования знаний о факторах агрессии подростка в целях коррекции агрессивного поведения.
В соответствии с поставленной перед работой целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
2. Раскрыть основные подходы к изучению агрессии с целью определения собственной исследовательской позиции;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты агрессивности подростков……………….…..6
1.1 Агрессивность как свойство личности подростка……………………….…6
1.2 Понятие образовательной среды……………………………………………11
1.3 Психологическая безопасность образовательной среды………………….18
Глава 2 Выявление степени агрессивности у подростков………………….…27
2.1 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента………….27
2.2 Психолого-педагогические рекомендации для коррекции подростковой агрессивности…………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...43
Приложения……………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Агрессивность подростков как фактор психологической безопасности образовательной среды(первая курсовая).doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Образовательная среда  школы является частью жизненной  среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способно строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Психологическая безопасность есть состояние образовательной  среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Выявление степени агрессивности у подростков

 

2.1 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента

 

Экспериментальное исследование по изучению особенностей агрессивности подростков проводилось на базе МОУ средняя общеобразовательная школа №5 г.Курска в 8 «А» классе. Общий объем выборки составил 4 подростка: 3 мальчика и 1 девочка.

Исследование проводилось  в несколько этапов:

- организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;

- исследовательский этап – исследование особенностей агрессивности у подростков;

- аналитический этап эксперимента - анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа, подбор психолого-педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.

Гипотеза исследования: агрессивность подростков имеет гендерные различия.

Для проверки гипотезы была использована методика состояния агрессивности  Басса-Дарки. А. Басс, воспринявший ряд  положений своих предшественников, разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: 1. Физическая агрессия – использование физический силы против другого лица. 2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред 7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Под агрессивностью можно  понимать свойство личности, характеризующееся  наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Индекс враждебности включает в себя шкалы обиды и  подозрительности, а индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы физической агрессии, раздражения, вербальную агрессию.

Нормой агрессивности по тесту Басса-Дарки является величина ее индекса равная 21 + - 4, а враждебности 6,5 - 7 + - 3.

Методика Басса-Дарки  ориентирована на испытуемых подросткового возраста и дает наиболее подробную информацию о видах агрессивного поведения.

Анализ достоверности  различий имеет практическое значение при оценке статистической значимости разности выборочных средних величин  в сопоставляемых распределениях.

Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика, план исследования. С подростками  была проведена беседа, в которой  рассматривались понятия «агрессия», «агрессивное поведение», формы и особенности проявления агрессии, конструктивные способы выражения агрессии в обществе и др. Беседа с подростками проводилась с целью их мотивации к участию исследовании.

На исследовательском  этапе было проведено тестирование, во время которого, каждому испытуемому был предложен бланк и опросник. Результаты тестирования представлены на таблице 1.

Таблица 1 - Исследование агрессивности у подростков

ФИ

Физическая

агрессия

Вербальная

агрессия

Косвенная

агрессия

Негативизм

Раздражительность

Подозрительность

Обида

Чувства вины

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

Рожков Артем

8

10

8

2

8

4

7

5

34

11

Скобин Семен

2

3

4

2

4

4

6

9

14

10

Горшечников Вова

8

10

6

5

6

7

4

3

30

11

Матвеева Катя

2

6

5

2

6

5

4

5

19

9


 

Просмотр диагностических данных показал, что в классе есть подростки с индексом враждебности, превышающим норму. На основе анализа данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью, и что высокие показатели по разным типам реакций должны различаться у подростков разного пола.

Для выявления статистически  значимых различий по каждому из перечисленных  типов реакций были составлены по два ряда цифр показателей, полученных по результатам тестирования. Достоверность различий определялась по Т-критерию Стьюдента.

Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5 процентном уровне значимости имеют место различия по признакам физической агрессии и раздражению, т.е. физическая агрессия и раздражение больше развиты у мальчиков. Различия по таким признакам, как подозрительность, значимо менее, чем на 10 процентном уровне значимости (12 %), что позволяет говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у девочек.

Сопоставление показателей  выраженности таких типов реакций, как косвенная агрессия, негативизм, обида и чувство вины, не показало статистически достоверных различий в группах мальчиков и девочек. Следует отметить, что в обеих  группах получены высокие показатели по негативизму и вербальной агрессии, а также по чувству вины. Такие формы протестного поведения очень типичны для подростков.

Теоретический анализ проблемы, позволяет предположить, что у юношей вид агрессии появляется в качестве компенсации при невротических расстройствах, нарушении половой идентичности, в частности при воспитании в семьях, лишенных отцов, при низком уровне самооценки, невысоком рейтинге в группе. Такие юноши дистанцируются от группы, избегают контакта со сверстниками, склонны к совершению необдуманных, антисоциальных, брутальных (грубых) поступков.

Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление).

Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация. Физическое самовосприятие мальчиков-подростков обостреннее, им трудно «завуалировать» видимые физические недостатки, которые могут быть причиной агрессивности.

Высокий уровень косвенной  агрессии свидетельствует о фрустрированности (глубокая депрессия, связанная с нарушением планов) подростка и его попытках сдержать свои агрессивные проявления. Эти проявления в итоге переносятся на неодушевленные предметы (мальчик стоит в состоянии задумчивости и бьет прутом забор) и третьих лиц, как правило, лиц ближайшего окружения, например родителей, учителей (немотивированная грубость, отказ от исполнения обычных функций).

Исследование показало, что как у мальчиков-подростков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как вербальная агрессия. Негативизм свойствен подросткам в силу их психологических особенностей. И те и другие состояния - высокий риск по агрессивным и криминальным поступкам. Раздражительность не является показателем собственно агрессии, но отражает степень готовности к агрессивным действиям. В сочетании с высоким уровнем физической или косвенной агрессии это очень опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем общей нестабильности отношений индивидуума с окружающими.

Обобщение и анализ экспериментального исследования позволили разработать психолого-педагогические рекомендации для коррекции подростковой агрессивности.

Среди обучающихся 8 «А»  класса была проведена методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» ( приложение 3).

Анализ исследования показал, что дети чувствуют себя защищенными в своей школе, обучение в своей школе считают интересным.

 

 

2.2 Психолого-педагогические  рекомендации для коррекции подростковой агрессивности

 

Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь – собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует повторить, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Игнорирование актов  агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей – подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (не справедливых) действий родителей». А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности – пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении, – отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание  также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

- выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

- современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также  имеют навыки совместной работы, поэтому  этому следует особое внимание, в частности в рамках школы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

Информация о работе Агрессивность подростков