Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:52, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности проявления агрессии, у подростков выявив социально-психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения подростками. Проанализировать возможность использования знаний о факторах агрессии подростка в целях коррекции агрессивного поведения.
В соответствии с поставленной перед работой целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
2. Раскрыть основные подходы к изучению агрессии с целью определения собственной исследовательской позиции;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты агрессивности подростков……………….…..6
1.1 Агрессивность как свойство личности подростка……………………….…6
1.2 Понятие образовательной среды……………………………………………11
1.3 Психологическая безопасность образовательной среды………………….18
Глава 2 Выявление степени агрессивности у подростков………………….…27
2.1 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента………….27
2.2 Психолого-педагогические рекомендации для коррекции подростковой агрессивности…………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...43
Приложения……………………………………………………………………...45
Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном – в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной сфере. Человеческий фактор в контексте представлений об угрозах безопасности личности и среды, определяющих поведение человека и характер его межличностных отношений, является наиболее слабым звеном и достаточно глубоко изучен в теории катастроф и конфликтных ситуаций. С точки зрения человеческого фактора психологическая безопасность рассматривается: как психологические вопросы безопасности, обусловливающие профилактику несчастных случаев на производстве, как профессионализм человека, безопасность в деловой коммуникации и психологическая сущность угроз, как повышение уровня индивидуальной защищенности человека путем формирования механизмов организации более безопасного поведения .
Проблема выживания человека, его безопасного существования не перестает быть актуальной в силу того, что человек, являясь частью живой природы, одновременно является социальным существом, которое не может жить без сотрудничества с другими людьми. По мнению Э. Фромма, в любом обществе человек должен объединяться с другими, если вообще хочет выжить, либо для защиты от врагов и опасностей природы, либо для того, чтобы иметь возможность трудиться и производить средства к жизни.
Это объединение в целях защиты от угроз своей жизни, для реализации возможностей безопасного существования формирует потребности в постоянных связях с окружающим миром и как их продолжение потребность идентификации себя с определенной общностью, группой, родом, нацией, народом, социальной системой, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества, отмечает Э. Фромм, – ведет к психическому разрушению, также как физический голод – к смерти. Эта связанность с другими не идентична физическому контакту.
Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами – и это дает ему чувство общности и "принадлежности". Вместе с тем индивид может жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности, если это переходит какую-то грань, то возникает умственное расстройство шизофренического типа. Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями можно назвать моральным одиночеством.
Блокирование удовлетворения потребности в безопасности и отсутствие достаточных возможностей для социальной ориентировки человека в окружающей ситуации порождает повышение психической напряженности и неадекватное социальное поведение.
Получение в достаточном
объеме данных для ориентации в жизненных
ситуациях, как известно, является одним
из необходимых условий для
У человека существуют так называемые базовые группы потребностей, которые определяют его социальное поведение. Для нормального существования необходимо хотя бы частичное их удовлетворение. По мере их удовлетворения человек ориентируется на определенные виды деятельности.
А. Маслоу выделил пять основных групп базовых потребностей человека:
1) физиологические потребности, связанные с удовлетворением нужды в пище, одежде, других материальных ценностях, без которых невозможна нормальная жизнь;
2) потребности в безопасности,
в защите от угроз всему
тому, что ставит под удар жизнь
и здоровье, экономическую обеспеченность,
стабильность доходов,
3) потребности в зависимости, привязанности и любви, или как еще их обозначают, в межличностных связях;
4) потребности в самоуважении (уверенности в себе, компетентности, мастерства, достижений, независимости и свободы) и оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственная оценка);
5) потребности в реализации
Обычно эти группы потребностей определяют социальное поведение людей своим интегральным влиянием, внося больший или меньший вклад в мотивы человека в зависимости от условий его жизни и индивидуальных особенностей личности. В определенные периоды времени и в соответствующих условиях одна из базовых групп потребностей может становиться ведущей в большей мере, чем остальные, определяя поведение и деятельность человека. В связи с этим она может перестраивать всю мотивационную сферу личности. Например, потребность в пище начинает определять поведение человека как раз при ее отсутствии.
Известно, что в относительно стабильных
социальных условиях потребность в
безопасности достаточно благополучно
устроенного человека в минимальной
степени удовлетворена или
Данные исследователи
В современной психологии внимание к феномену "безопасности" связывается с развитием новой отрасли знания – психологии здоровья.
В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Д.В. Винникота, Г.С. Никифорова, В.И. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и др. показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие. [Менделевич В.Д.: 72].
Г.С. Никифоров рассматривает здоровье как системное понятие. Мерой востребованности психологии здоровья как научного направления он считает выявление состава и раскрытие содержания критериев психического и социального здоровья.
В зарубежной психологии описаны различные критерии психического здоровья и условия, его порождающие. Для А. Маслоу таким критерием является "полная самоактуализация возможностей человека", которая, по его мнению, возможна только в результате удовлетворения базовых потребностей, в том числе, потребности в безопасности, любви, уважения, самоуважения, идентичности. Невозможность их удовлетворения приводит к болезням и разного рода расстройствам (нездоровью).
Несмотря на то, что в толковом словаре безопасность определяется как "состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности" , общеупотребительным значением слова является характеристики не состояния безопасности, которые остаются скрытыми в данном определении, а характеристики среды, обусловливающие данное состояние.
Можно предположить, что основной характеристикой, измерением безопасности является тензионность (от англ. tension - напряжение).
Тензионная характеристика присуща
любым состояниям, так как в
осуществлении любого поведения
и деятельности в той или иной
мере требуется волевое
Применительно к образовательной среде обеспечение ее психологической безопасности может осуществляться как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях, поскольку школа есть образовательное учреждение (организация), где осуществляется профессиональная деятельность, целью которой может выступать личностное развитие всех участников образовательной среды.
Анализ, проведенный научно-
Т.С. Кабаченко предлагает
рассматривать под
В рамках концепции национальной
безопасности страны, психологическая
безопасность учителей, учащихся и
их родителей может рассматриватьс
Участники образовательной среды школы и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне можно отнести внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития, к внешним – неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками. К основным внутренним угрозам на уровне образовательной среды можно отнести: нарушение порядка и спокойствия в образовательном учреждении, трудности в общении ее участников и их негативное отношение к образовательной среде, к внешним – криминализация общественных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, социальной и экологической сферах.
Таким образом, психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.