Агрессивность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности проявления агрессии, у подростков выявив социально-психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения подростками. Проанализировать возможность использования знаний о факторах агрессии подростка в целях коррекции агрессивного поведения.
В соответствии с поставленной перед работой целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
2. Раскрыть основные подходы к изучению агрессии с целью определения собственной исследовательской позиции;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты агрессивности подростков……………….…..6
1.1 Агрессивность как свойство личности подростка……………………….…6
1.2 Понятие образовательной среды……………………………………………11
1.3 Психологическая безопасность образовательной среды………………….18
Глава 2 Выявление степени агрессивности у подростков………………….…27
2.1 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента………….27
2.2 Психолого-педагогические рекомендации для коррекции подростковой агрессивности…………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...43
Приложения……………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Агрессивность подростков как фактор психологической безопасности образовательной среды(первая курсовая).doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов и предложений по воспитательной и психокоррекционной работе с подростковой агрессивностью:

- Задачи формирования  у подростков социально-адаптивной  и нравственно-зрелой личности  осложняются необходимостью преодоления  чувства неуверенности, коррекции  самооценки, поддержания чувства самоуважения.

- Одним из эффективных  средств повышения самоуважения  учащихся являются индивидуальные  беседы с ними психолога по  результатам проведенной психодиагностики, в процессе которой обсуждаются  их индивидуальные особенности, умение использовать свои сильные стороны и преодолевать существующие проблемы. Уже само внимание к личности учащегося служит целям психологической реабилитации.

- Индивидуальная работа  педагога-психолога с подростками  является одной из основных  форм коррекции протестного поведения, поскольку позволяет выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия и применять элементы рациональной терапии, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств.

- Групповая работа с агрессивными подростками должна быть ориентирована на восстановление психической целостности личности посредством нормализации ее межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами.

- Выявление подростков  с агрессивными формами поведения и определение основных причин такого поведения должны обсуждаться совместно психологом, мастером и классным руководителем, чтобы выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность: спортивные и другие соревнования, молодежные отряды гуманитарного назначения (поисковые, восстановление храмов и архитектурных памятников, охрана природы и т.д.).

- Особое место должна  занимать работа психолога с  родителями учащихся: разъяснение  роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и протестного поведения, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания.

- Необходимо социально-психологическое просвещение родителей в целях повышения их психолого-педагогической компетентности и разъяснения важности психологической помощи в разрешении конфликтов с подростками.

Упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева  и агрессивности.

Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила-была ядовитая и злобная  змея. Однажды она повстречала  мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал  ей прекратить и обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать её хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!»

Мораль: Можно научиться  противостоять злу, не причиняя зла  в ответ!»

Далее участникам предлагают рассмотреть фотографии людей, которые вызывают у них злость, ненависть, желание обидеть. Затем им дается установка мысленным взором увидеть, как они выражают свои чувства к человеку, на которого разгневаны: не сдерживать себя и делать всё, что захочется. Когда упражнение заканчивается, проводится групповая беседа, в ходе которой выясняется, что было легко выполнить, а что - трудно. Что понравилось, а что нет.

Таким образом, детям  демонстрируются модели агрессивного поведения, которые не приносят вреда, а приводят к разрядке накопившейся энергии по отношению к человеку, вызывающему неприязнь.

Игра - «Ящик с «обидами».

Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный  ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.

Когда ребёнок устанет  и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки  и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может  ими воспользоваться наедине  в своей комнате, когда снова  почувствует сильное напряжение и желание злиться.

Игра «крикни громче!»

Цель: посредством создания ситуации принятия, нейтрализовать вербальную агрессию.

Данное упражнение является одним из методов, применяемых, когда  ребёнок часто использует ненормативную  лексику либо просто обзывается. Методика может быть использована как родителями, так и психологами.

При очередной ситуации, когда ребёнок применил какие  либо «обзывательства», родителю (или  психологу) обязательно нужно выяснить, насколько ребёнок вообще понимает значение тех слов, которые произносит. Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы:

- Почему он употребляет  именно эти слова?

- Чем они ему нравятся? Что для него значат?

- Объяснить, как чувствуют  себя люди, по отношению к которым  адресуются ругательства.

- Предложить ребёнку решить эту проблему, заинтриговав его тем, что предложить прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова, сколько хочет, и его никто не будет там за это ругать.

На следующий день или в ближайшее время после  такого разговора предложить ему прогуляться в лес. Привести ребёнка на какую-нибудь, достаточно дальнюю полянку (где вас никто не сможет услышать), остановившись посередине, объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громко произносить все ругательства, какие хочет.

После этого, постараться  сделать так, чтобы ребёнок произнёс все известные ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом усиливая их громкость. Последним  разом считается тот повтор, когда  вы почувствуете, что ребёнок уже  действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончанию данной процедуры похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы вместе с ним придёте сюда снова, если у него возникнет желание воспроизвести всё то, что он выкрикивал. Потом просто, как будто ничего и не было, вернуться домой. Желательно об этом случае не кому не рассказывать, чтобы не поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию.

Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей:

- необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;

- не давать волю  рукам, пока медленно не сосчитаешь  до 10;

- подумать, что будет  потом, представить последствия  своего поведения;

- каждое утро давать  себе обещание не вступать  в конфликты;

- вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;

- проводить закаливание  организма, умываться холодной  водой;

- тренировать волю.

Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:

- не фиксировать внимание  всех на нежелательном поведении  ребёнка и не впадать самому  в агрессивное состояние;

- наиболее адекватное  поведение взрослого - это веское  осуждение агрессии ребёнка, но  без жёстких наказаний в случае  проступка;

- старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить;

- давайте возможность  ребёнку снять агрессию, выплеснув  эмоции через игры и релаксационный  тренинг;

- старайтесь лишний  раз приласкать ребёнка, показав,  что его тоже ценят, что он  вам нужен;

- реагируйте и откликайтесь  на любые позитивные сдвиги  в поведении ребёнка, даже если  они незначительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подростковый возраст – это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина – нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.

Новые возможности для  исследования и коррекции агрессивности  открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на данное психическое явление. Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками. Исходя из этого, поставлена цель данного исследования: выявить гендерные различия проявления агрессивности у детей подросткового возраста

Исследование проводилось  в несколько этапов:

- организационный этап  эксперимента - выбор диагностических  методик, формирование выборки испытуемых;

- исследовательский этап - исследование гендерных особенностей  агрессивности у подростков;

- аналитический этап  эксперимента - анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов  математического анализа, подбор  психолого-педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.

В нем приняло участие 4 подростка: 3 мальчика, 1 девочка, учащихся 8 класса.

Была выдвинута следующая  гипотеза: агрессивность подростков имеет гендерные различия.

Для диагностики была использована методика состояния агрессивности Баса-Дарки.

Анализ полученных данных проводился с помощью методов  математического анализа.

Сравнение полученных данных показало:

- наиболее выраженной  оказалась такая форма проявления  агрессии как вербальная агрессия

- уровень физической  агрессии у девушек в среднем ниже, чем у юношей.

Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5-процентном уровне значимости имеют место различия по признакам физической агрессии и раздражению, т.е. физическая агрессия и раздражение больше развиты у мальчиков. Различия по таким признакам, как подозрительность, значимо менее чем на 10-процентном уровне значимости, что позволяет говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у девочек.

На основании проведенного исследования сформулированы следующие рекомендации по коррекции подростковой агрессивности:

- Работа педагога-психолога  с подростками является одной из основных форм коррекции протестного поведения, поскольку позволяет выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия и применять элементы рациональной терапии, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств.

- Групповая работа  с агрессивными подростками должна  быть ориентирована на восстановление  психической целостности личности  посредством нормализации ее  межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами.

- Выявление подростков с агрессивными формами поведения и определение основных причин такого поведения должны обсуждаться совместно психологом, мастером и классным руководителем, чтобы выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность: спортивные и другие соревнования, молодежные отряды гуманитарного назначения (поисковые, восстановление храмов и архитектурных памятников, охрана природы и т.д.).

- Особое место должна  занимать работа психолога с  родителями учащихся: разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и протестного поведения, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания.

- Необходимо социально-психологическое  просвещение родителей в целях  повышения их психолого-педагогической  компетентности и разъяснения  важности психологической помощи  в разрешении конфликтов с  подростками.

Информация о работе Агрессивность подростков