Агрессивность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности проявления агрессии, у подростков выявив социально-психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения подростками. Проанализировать возможность использования знаний о факторах агрессии подростка в целях коррекции агрессивного поведения.
В соответствии с поставленной перед работой целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
2. Раскрыть основные подходы к изучению агрессии с целью определения собственной исследовательской позиции;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты агрессивности подростков……………….…..6
1.1 Агрессивность как свойство личности подростка……………………….…6
1.2 Понятие образовательной среды……………………………………………11
1.3 Психологическая безопасность образовательной среды………………….18
Глава 2 Выявление степени агрессивности у подростков………………….…27
2.1 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента………….27
2.2 Психолого-педагогические рекомендации для коррекции подростковой агрессивности…………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...43
Приложения……………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Агрессивность подростков как фактор психологической безопасности образовательной среды(первая курсовая).doc

— 224.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1 Алфимова, М.Б. Психогенетика  агрессивности [Текст] : учебное пособие  / М.Б. Алфимова. - СПб.: Питер, 2009. - 418 с.

  1. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст] : учебное пособие / Л. Берковиц. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 512 с.
  2. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] : учебное пособие / Р. Бэрон. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.

4 Бютнер, К. Жить с  агрессивными детьми [Текст] : учебное  пособие / К. Бютнер. - М.: Педагогика, 2010. - 241 с.

5 Заваржин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте [Текст] : учебное пособие / С.А. Заваржин. - Харьков, 2009. - 204 с. - 213 с.

6 Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] : учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 544 с10 Каган,

7 Каширская, И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации [Текст] : учебное пособие / И.К. Каширская. - СПб.: Питер, 2010. - 262 с.

8 Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст] : учебное пособие /И.С. Клецина. - СПб.: Питер, 2008. - 334 с.

9 Клецина, И.С. Психология гендерных отношений [Текст]: учебное пособие / И.С. Клецина. - СПБ.: Алетейя, 2008. - 408 с.

10Крайг, Г. Психология развития [Текст] : учебник / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2009. - 992 с.

11 Лебединская, К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере [Текст] : учебное пособие / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 2010. - 165 с.

12 Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] : учебное пособие / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2009. - 432 с.

13 Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков [Текст] : учебное пособие / Ю.Б. Можгинский. - М.: МЕДпресс, 2009. - 128 с.

14 Паренс, Г.А. Агрессия наших детей [Текст] : учебное пособие / Г.А. Паренс. - М.: Форум, 2010. - 152 с.

15 Савина, В.С. Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста [Текст] : учебное пособие / В.С. Савина. - СПб.: Речь, 2009. - 449 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Опросник агрессивности  Басса-Дарки.

Поставьте "да" около тех  положений, с которыми вы согласны, и "нет" - около тех, с которыми не согласны.

1. Временами я не могу справиться  с желанием причинить вред  другим. 
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. 
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. 
5. Я не всегда получаю то, что мне положено. 
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. 
7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать. 
8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. 
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. 
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. 
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. 
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. 
13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. 
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. 
15. Я часто бываю не согласен с людьми. 
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. 
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим. 
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор. 
21. Меня немного огорчает моя судьба. 
22. Я думаю, что многие люди не любят меня. 
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 
25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на Драку. 
26. Я не способен на грубые шутки. 
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. 
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. 
30. Довольно многие люди завидуют мне. 
31. Я требую, чтобы люди уважали мои права. 
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей. 
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. 
34. От злости я иногда бываю мрачен. 
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. 
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания. 
37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть. 
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. 
40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прошены. 
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. 
43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием. 
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. 
45. Мой принцип. "Никогда не доверяй чужакам". 
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю. 
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. 
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 
49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева. 
50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться. 
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить. 
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей, делать что-то приятное для меня. 
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. 
54. Неудачи огорчают меня. 
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. 
56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. 
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. 
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. 
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. 
60. Я ругаюсь со злости. 
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. 
62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее. 
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком. 
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. 
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. 
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает. 
67. Я часто думаю, что жил неправильно. 
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 
69. Я не раздражаюсь из-за мелочей. 
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. 
71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. 
72. В последнее время я стал занудой. 
73. В споре я часто повышаю голос. 
74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов: 
1. Физическая агрессия: "да" - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; "нет" - № 9, 17, 41. 
2. Косвенная агрессия: "да" - № 2, 18, 34, 42, 56, 63; "нет" - № 10, 26, 49. 
3. Раздражение: "да" - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; "нет" - № 11, 35, 69. 
4. Негативизм: "да" - № 4, 12, 20, 23, 36. 
5. Обида: "да" -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; "нет" - № 44. 
6. Подозрительность: "да" - № б, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; "нет" - № 65, 70. 
7. Вербальная агрессия: "да" - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; "нет" - № 39, 74, 75. 
8. Угрызения совести, чувство вины: "да" - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Физическая агрессия, косвенная  агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам. "нет" Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

·  Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

·  Косвенная агрессия - агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т- Д.).

·  Раздражение - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

·  Негативизм - оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил).

·  Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

·  Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

·  Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета агрессивности  для подростков.

Если данное высказывание имеет  к подростку отношение, ответить "да", если вопрос его не касается, у него так не бывает - ответить "нет".

1. Я знаю, что ребята за моей  спиной говорят обо мне плохо. 
2. Я редко даю сдачи, когда меня бьют. 
3. Я быстро теряю самообладание, однако также быстро успокаиваюсь. 
4. Если мне при размене денег дают на один рубль больше и если я его беру, то позднее меня мучают сильные угрызения совести. 
5. Л могу рассвирепеть, что буду, например, бить все подряд. 
6. Честно говоря, мне иногда доставляет удовольствие мучить других. 
7. Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего наказания. 
8. Я верю в то, что за зло можно отплатить добром, и в соответствии с этим и действую. 
9. Если грубо обращаются к кому-нибудь из моих друзей, то мы вместе думаем о наказании. 
10. У меня иной раз бывают трудности с родителями. 
11. Собака, которая не слушается, заслуживает удара. 
12. С ребятами, которые любезнее, чем я мог ожидать, я держусь осторожно. 
13. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю. 
14. У меня часто бывают разногласия с другими людьми. 
15. Мне кажется, что большая часть дурных поступков однажды будет наказана. 
16. Когда я разъяренный, я охотно освобождаюсь от этого состояния во время физической работы. 
17. Раньше я иногда охотно мучил других, например, выворачивал руки, дергал за волосы и т.д. 
18. Иногда я себе представляю, какие ужасы могли бы произойти с теми, кто ко мне несправедлив. 
19. Я могу припомнить, что однажды был так рассержен, что взял первую оказавшуюся под рукой вещь и разорвал или разбил ее.

Рекомендации по коррекции  поведения

Агрессивным подросткам в целом  могут быть свойственны:

·  раздражительность;

·  взрывчатость;

·  гневность;

·  злопамятность, мстительность;

·  жестокость, нечувствительность к чужому горю;

·  драчливость;

·  авторитарность;

·  ослабленный самоконтроль.

Особенности общения во многом зависит  от типа акцентуации характера - усиления его отдельных черт, которые сами по себе не являются патологическими, однако при определенных условиях могут  развиваться в отрицательном направлении.

Так, в разных формах и при различных  обстоятельствах агрессия имеет  яркое проявление у подростков с  эпилептоидным, паранойяльном лабильным  типами акцентуаций характера (по Л.Леонагарду). В каждом отдельном случае устанавливаются причины агресствного поведения; определяются конфликтные ситуации, провоцирующие проявление отрицательных черт данного психотипа; намечаются пути и способы оказания психологической помощи подростку.

 


Информация о работе Агрессивность подростков