Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель работы - изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие исследовательские задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
3.Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
4.Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятия «агрессивность» и «агрессия», основные теоретические подходы
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения
2.ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
2.3 Типология агрессивного поведения подростков
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Процедура проведения психодиагностического исследования
3.2 Качественный и количественный анализ исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Институт психологии им. Л. С. Выготского
Факультет психологии
Кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии
Даньшина Дарья Сергеевна
«Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков»
Курсовая работа студентки 2 курса дневного отделения
Допущена к защите
Зав. кафедрой Марютиной Т. М.
профессор,
доктор психологических наук
«……» ………………2010 г.
Научный руководитель
кафедры Ермолаев О. Ю.
кандидат психологических
наук, доцент
личная подпись
Москва
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
1.1 Понятия «агрессивность» и «агрессия», основные теоретические подходы
1.2 Гендерные отличия
2.ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Причины и специфика
проявления агрессивности у
2.3 Типология агрессивного поведения подростков
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
3.1 Процедура проведения
психодиагностического
3.2 Качественный и количественный анализ исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В межличностном контакте мы проводим большую часть своей жизни, именно общество задает социальные нормы поведения, относительно которых и происходит деление людей на добропорядочных и тех, кто эти нормы не соблюдает. Охватив последние события, происходящие во всем мире, в нашей стране и в более мелких социальных группах, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений.
Экономический кризис, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением, отражаясь на его социальном самочувствии.
Социальные кризисные
процессы, происходящие в современном
обществе, отрицательно влияют на психологию
людей, порождая тревожность и напряженность,
озлобленность, жестокость и насилие.
Тяжёлое экономическое
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер, причем многие исследователи отмечают в них участие девушек и девочек.
Агрессия, пожалуй, как ни
одна индивидуально-личностная характеристика,
воздействует на качество социальной
жизни и жизни каждого
Цель работы - изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.
Объект исследования - феномен агрессивности у подростков в возрасте от 13 до 17лет.
Предмет - гендерные особенности проявления агрессивности.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности подростков:
а) у мальчиков проявление
агрессивных реакции
б) у мальчиков преобладают вербальные, а у девочек невербальные виды агрессивного поведения.
В соответствии с целью
и гипотезами исследования были определены
следующие исследовательские
1.Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
3.Охарактеризовать
4.Исследовать половые
различия проявления
Организация и методы исследования.
Исследование проводилось на учащихся 6-11 класса «Закопской средней школы».
Выбор методов определялся
задачами исследования. В работе применялись
стандартизированные
Методы математической обработки данных с применением t-критерия Стьюдента и их качественный анализ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, посвященные проблеме психического развития подростков (Морозова Е. С, Волков Б. В), классические и современные представления о природе и механизмах агрессии (З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, С. Розенцвейга, А. Бандуры, А. Басса, Л.М. Семенюк и др.).
Структура работы включает: введение, 3 раздела, выводы, список литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятия «агрессия»
и «агрессивность», основные
Агрессия - это сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые воздействия людей. Поэтому все современные исследования ориентированы на комплексное изучение различных уровней и компонентов агрессии.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)
Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)
Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (Л.М. Семенюк).
Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение (Паренс Г).
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии
как мотивированных действиях,
нарушающих нормы и правила,
причиняющих боль и страдания.
В этом плане различаются
2. Агрессия как акты
враждебности и разрушения (поведенческая
составляющая). Р. Бэрон и Д.
Ричардсон дают такое
Из отечественных психологов
эту точку зрения разделяют Т.Г.
Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
Итак, рассмотрев основные подходы к определению агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессивность - относительно
устойчивая черта личности, выражающаяся
в готовности к агрессии, а так
же в склонности воспринимать и интерпретировать
поведение другого как
Степень агрессивности бывает различной - от едва заметной до максимальной. Чрезмерное развитие агрессии начинает определять весь облик личности, превращая ее в конфликтную. В своем крайнем выражении она становится патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и превращается в привычный способ поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.
Существуют отличные друг от друга группы теорий агрессии, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались.
Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта - жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Поэтому и агрессивность - неотъемлемое свойство человеческой природы.
Согласно указанной теории (теория влечения) накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности. Психологи, которые придерживаются данного направления считают: чтобы не произошло неконтролируемого насилия, реализации агрессивности, подобная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.).
Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению животных и объясняет ее чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. Подобное положение содержится в этологической теории агрессивности.
Сторонники этологической теории рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла свое в работах К. Лоренца. По его мнению, в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится (в частности, у некоторых видов животных подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомого представителя своего вида) [2;с.216].
Лоренц допускает возможность
регуляции агрессивности и
Более понятными и на сегодняшний
день гораздо лучше изученными являются
половые различия агрессивного поведения,
обусловленные особенностями
К представителям теорий влечения
следует отнести также Мак-
Агрессивное поведение достаточно
подробно изучалось бихевиористами,
связывающими агрессию с фрустрацией.
Под последней, понимается эмоциональное
состояние, возникающее в случае
появления непреодолимых
Следовательно, любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией. Виды агрессивности:
o прямая (брань, драка и т.п.) или косвенная (насмешка, критика);
o непосредственная (в
текущее время) или
o направленная на другого человека или себя самого (обвинение себя, плач, самоубийство).
Фрустрации и агрессия
возникают в результате социального
сравнения: «Мне дали меньше, чем другим»,
«Меня любят меньше, чем других».
Фрустрация способна накапливаться, усиливая
и закрепляя агрессивность
Информация о работе Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков