Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:20, контрольная работа
Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне?
Введение.
Гендер. Понятие.
-Теория социальной конструкции гендера.
-Теория гендерной системы.
2. Некоторые теории.
3. Различия между мужчинами и женщинами доказанные и обоснованные в ходе эмпирических исследованиях.
4. Достижения женщин.
Вывод.
2) При помощи тестовых методик исследуйте и охарактеризуйте особенности вашего темперамента.
1) Половые и гендерные
различия в достижениях.
План:
1) Половые и гендерные различия в достижениях.
Введение.
-Теория социальной конструкции гендера.
-Теория гендерной системы.
2. Некоторые теории.
3. Различия между мужчинами и женщинами доказанные и обоснованные в ходе эмпирических исследованиях.
4. Достижения женщин.
Вывод.
2) При
помощи тестовых методик
1) Половые и
гендерные различия в
Введение:
Изучение психологии мужчины и
женщины их отличий друг от друга имеет
непосредственное отношение не только
к человеку как к таковому, но так же ко
всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями
пола человека и его психологическими
различиями, в последнее время часто входят
в число наиболее активно обсуждаемых
в обществе. Ведь роль мужчины и женщины
в общественной среде сегодня претерпевает
значительные изменения.
Насколько значимы, закономерны
и оправданы различия мнений, суждений,
действий «мужских» и «женских» групп
на социально психологическом уровне?
Являются ли эти различия в большинстве
своем следствием фундаментальной биологической
разницы между мужчиной и женщиной или
же они обусловлены в большей степени
культурой, господствующей в обществе,
определяющей взгляды и диктующей соответственно
свои законы и правила?(2)
1. Гендер. Понятие.
Антропологи, психологи и социологи
подчеркивали, что гендер определяется
не биологически, а социально и посредством
культуры, являясь культурно и исторически
относительным. Его значение, интерпретация
и выражение изменяются и внутри, и между
культурами, служа объектом исторических
перемен. Социальные факторы - класс, возраст,
раса и этнос - тоже образуют особое значение,
выражение и опыт гендера, выделяя тот
факт, что его нельзя уравнивать каким-либо
упрощенным способом с полом или сексуальностью.
Гендер (gender) — социальный
пол. В английский язык разграничиваются
понятия социального пола («gender») и биологического
(«sex»). Терминологически понятие гендера
оформилось в процессе теоретического
развития феминизма, а затем и собственно
гендерных исследований.
Гендер - это сложный
социокультурный конструкт: различия
в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных
характеристиках между мужским и женским,
творимые (конструируемые) обществом.
В рамках этого подхода гендер понимается
как организованная модель социальных
отношений между женщинами и мужчинами,
не только характеризующая их межличностное
общение и взаимодействие в семье, но и
определяющая их социальные отношения
в основных институтах общества (а также
и определяемая - или конструируемая ими).
В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
При всем
многообразии подходов и
- теория социальной конструкции гендера,
- теория гендерной системы.
-Теория социальной конструкции гендера.
Понятие «гендерный дисплей» введено И. Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре.(1)
Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.) . Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология - это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний - то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего.
Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским/маскулинным" или "женским/фемининным" началом. Таким образом, возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.
Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.(3, 4).
-Теория гендерной системы.
Гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами :
Понятия гендера Е.Здравомысловой и А.Темкиной рассматривать как - «фундаментальное измерение социальных отношений, укорененное в культуре. В нем есть элементы устойчивости и элементы изменчивости. В каждом обществе, особенно многокультурном и многонациональном, необходимо иметь в виду гендерное разнообразие…предписания и исполнения, соответствующие мужественности и женственности, могут быть различны для разных поколений, разных этнокультурных и религиозных групп, разных слоев общества». К примеру: по определению Е.Здравомысловой и А.Темкиной, в период постсоветских реформ в процессе социальных изменений, усилилось разнообразие полов, трансформировался и тип гендерного контракта «работающей матери» с переносом акцента на первое слово «работающей» с общественным разделением труда.
Другое используемое мной понятие "гендерная система" было предложено в середине 70-х годов Г.Рубин (4) и в настоящий момент имеет разнообразные определения у исследователей, обращающих внимание как на формальные, так и неформальные нормы отношений между мужчинами и женщинами, определяющимися на поло-ролевой основе на макро- и микро- уровнях не только структур, но и действия, идеологии и символов (5) . Таким образом, видно, что гендерная система предполагает измерение публичной и приватной сферы с использованием гендерного анализа, разработкой индикаторов такового. Её можно характеризовать как устойчивую во времени и подлежащую воспроизведению посредством социализации. Если обратиться к дискурсу либерального феминизма начала ХХ века мы обнаружим, что в то время в обществе существовало поло-ролевое разделение труда, публичного и приватного сектора и закрепление функций за женщиной (поддерживающей) и мужчиной (институциональной) исходило из определенной иерархии ролей, соответственно с позиций рыночных ценностей "классического капитализма" примат публичной сферы порождал неравенство и дискриминацию приватной (где и находились женщины). В феминистской теории такая ситуация (система) обозначается как "патриархатная" и базируется на гендерном контракте "домохозяйки" для женщины и "добытчика-кормильца" для мужчины.
В социалистическом строе происходили
изменения путем возрастания роли государства
в регулировании социально-экономических
процессов («рука государства» вместо
«руки рынка») и интенсивного привлечения
женского труда, регулирование трудовой
сферы законодательно с данными целями.
Однако, законы не гарантируют соблюдение
равенства на бытовом уровне в структуре
традиций или общественных форм сознания,
так что в советском порядке происходит
«заступание» государства на роль мужчины,
вытесняя последнего на маргинальные
позиции, но «патриархатные» отношения
в своей сути не изменяются.
Понятия «гендерный порядок» и
«гендерный контракт» даны в работах Р.Коннелл
где определяются как «исторически заданные
образцы властных отношений между мужчинами
и женщинами и внутри групп, выделенных
по признаку пола» (7) , которые фиксируются
в дискурсе в качестве гендерно-маркированных
институтов (структурных условий) и практик,
а изменение их происходит за счет взаимодействия.
В рамках гендерного порядка для конкретных
людей существуют барьеры и возможности
осуществления жизнедеятельности, которые
рассматривались во многих работах зарубежных
исследовательниц феминизма. Для современного
западного общества вопрос проблематизирован
К.Пэйтман в рамках рассмотрения теорий
общественного договора, который она назвала
«договором мужского братства», преодолевшим
иерархию по линии «отец-сын», но сохраняющим
и обеспечивающим свое существование
за счет вторичного статуса женщин («обслуживающих»
мужской успех в публичной сфере) и сохраняя
предписания половых ролей.
Шведская
исследовательница Ивонн Хирдман рассматривает
гендерную систему как совокупность отношений
между мужчинами и женщинами, включающую
представления, неформальные и формальные
правила и нормы, определенные в соответствии
с местом, целями и положением полов в
обществе (8). Хирдман описывает гендерную
систему как совокупность гендерных контрактов.
2. Некоторые теории.
А.
Маслоу считал, что понятие «мужское»
и «женское» не отражают
Даже во взрослый период жизни, когда предполагается стабилизированность гендерного статуса, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макро- уровня.
На
уровне обыденного сознания
Древнекитайская мифология
3. Различия между мужчинами и женщинами доказанные и обоснованные в ходе эмпирических исследованиях.
Исследовательским
итогом догендерного периода
явился перечень тех половых
различий, наличие которых было
убедительно доказано и обоснов
Информация о работе Половые и гендерные различия в достижениях