Половые и гендерные различия в достижениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне?

Оглавление

Введение.
Гендер. Понятие.
-Теория социальной конструкции гендера.
-Теория гендерной системы.
2. Некоторые теории.
3. Различия между мужчинами и женщинами доказанные и обоснованные в ходе эмпирических исследованиях.
4. Достижения женщин.
Вывод.
2) При помощи тестовых методик исследуйте и охарактеризуйте особенности вашего темперамента.

Файлы: 1 файл

ААА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДЕФ.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

 
1) Половые и гендерные различия в достижениях. 
План:

1) Половые и гендерные различия в достижениях.

Введение.

  1. Гендер. Понятие.

-Теория социальной конструкции гендера.

-Теория гендерной системы.

2. Некоторые теории.

 3. Различия между мужчинами и женщинами доказанные и обоснованные  в ходе эмпирических исследованиях.

4. Достижения женщин.

  Вывод.

2) При  помощи тестовых методик исследуйте  и охарактеризуйте особенности  вашего темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Половые и  гендерные различия в достижениях.

Введение: 
   Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом. 
    Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. 
    Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?(2) 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гендер. Понятие.

    Антропологи, психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы - класс, возраст, раса и этнос - тоже образуют особое значение, выражение и опыт гендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью. 
     Гендер (gender) — социальный пол. В английский язык разграничиваются понятия социального пола («gender») и биологического («sex»). Терминологически понятие гендера оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований. 
      Гендер - это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом. В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая - или конструируемая ими).

    В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

   При всем  многообразии подходов и позиций  в отношении определения гендера  имеет смысл выделить две концепции:  
- теория социальной конструкции гендера, 
-  теория гендерной системы.

-Теория социальной конструкции гендера.

    Понятие «гендерный дисплей» введено И. Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре.(1)

    Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.) . Эта теория активно использует понятия гендерной  идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология - это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний - то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего.

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским/маскулинным" или "женским/фемининным" началом. Таким образом, возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

     Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.(3, 4).

  -Теория гендерной системы.

       Гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами :

      Понятия гендера Е.Здравомысловой и А.Темкиной рассматривать как - «фундаментальное измерение социальных отношений, укорененное в культуре. В нем есть элементы устойчивости и элементы изменчивости. В каждом обществе, особенно многокультурном и многонациональном, необходимо иметь в виду гендерное разнообразие…предписания и исполнения, соответствующие мужественности и женственности, могут быть различны для разных поколений, разных этнокультурных и религиозных групп, разных слоев общества». К примеру: по определению Е.Здравомысловой и А.Темкиной, в период постсоветских реформ в процессе социальных изменений, усилилось разнообразие полов, трансформировался и тип гендерного контракта «работающей матери» с переносом акцента на первое слово «работающей»  с общественным разделением труда.

    Другое используемое мной понятие "гендерная система" было предложено в середине 70-х годов Г.Рубин (4) и в настоящий момент имеет разнообразные определения у исследователей, обращающих внимание как на формальные, так и неформальные нормы отношений между мужчинами и женщинами, определяющимися на поло-ролевой основе на макро- и микро- уровнях не только структур, но и действия, идеологии и символов (5) . Таким образом, видно, что гендерная система предполагает измерение публичной и приватной сферы с использованием гендерного анализа, разработкой индикаторов такового. Её можно характеризовать как устойчивую во времени и подлежащую воспроизведению посредством социализации. Если обратиться к дискурсу либерального феминизма начала ХХ века мы обнаружим, что в то время в обществе существовало поло-ролевое разделение труда, публичного и приватного сектора и закрепление функций за женщиной (поддерживающей) и мужчиной (институциональной) исходило из определенной иерархии ролей, соответственно с позиций рыночных ценностей "классического капитализма" примат публичной сферы порождал неравенство и дискриминацию приватной (где и находились женщины). В феминистской теории такая ситуация (система) обозначается как "патриархатная" и базируется на гендерном контракте "домохозяйки" для женщины и "добытчика-кормильца" для мужчины. 

   В социалистическом строе происходили изменения путем возрастания роли государства в регулировании социально-экономических процессов («рука государства» вместо «руки рынка») и интенсивного привлечения женского труда, регулирование трудовой сферы законодательно с данными целями. Однако, законы не гарантируют соблюдение равенства на бытовом уровне в структуре традиций или общественных форм сознания, так что в советском порядке происходит «заступание» государства на роль мужчины, вытесняя последнего на маргинальные позиции, но «патриархатные» отношения в своей сути не изменяются.  
   Понятия «гендерный порядок» и «гендерный контракт» даны в работах Р.Коннелл где определяются как «исторически заданные образцы властных отношений между мужчинами и женщинами и внутри групп, выделенных по признаку пола» (7) , которые фиксируются в дискурсе в качестве гендерно-маркированных институтов (структурных условий) и практик, а изменение их происходит за счет взаимодействия. В рамках гендерного порядка для конкретных людей существуют барьеры и возможности осуществления жизнедеятельности, которые рассматривались во многих работах зарубежных исследовательниц феминизма. Для современного западного общества вопрос проблематизирован К.Пэйтман в рамках рассмотрения теорий общественного договора, который она назвала «договором мужского братства», преодолевшим иерархию по линии «отец-сын», но сохраняющим и обеспечивающим свое существование за счет вторичного статуса женщин («обслуживающих» мужской успех в публичной сфере) и сохраняя предписания половых ролей.  
       Шведская исследовательница Ивонн Хирдман рассматривает гендерную систему как совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающую представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе (8). Хирдман описывает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов.

2. Некоторые теории.

     А.  Маслоу считал, что понятие «мужское»  и «женское» не отражают сущности  явления, которое они должны  раскрывать. Эти понятия, говорит  А. Маслоу, только вводят всех  в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущи мужчине, порой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения между людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола.

       Даже во взрослый период жизни, когда предполагается стабилизированность гендерного статуса, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макро- уровня.

     На  уровне обыденного сознания тезис  З. Фрейда «Анатомия — это  судьба» является незыблемым  постулатом. В отличие от биологического  детерминизма социальный конструктивизм  постулирует, что половые роли  сконструированы, и отстаивает  тезис: и мужчины и женщины создаются, ими не рождаются. Можно сказать, что постулатом социального конструктивизма является тезис Симоны де Бовуар «Женщиной не рождаются, женщиной становятся» (равным образом, не рождаются и мужчиной). Социальный конструктивизм утверждает, что не существует ни женской, ни мужской сущности: биология — не есть судьба ни для мужчины, ни для женщины. Все мужское и женское создано в разных контекстах, и наполнено различным содержанием опыта и смысла.

      Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: "душа" (анима), персонифицирующая женское начало - смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д., и "дух" (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. Так, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, также как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоничное развитие индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Различия между мужчинами и женщинами доказанные и обоснованные  в ходе эмпирических исследованиях.

     Исследовательским  итогом догендерного периода  явился перечень тех половых  различий, наличие которых было  убедительно доказано и обосновано в эмпирических исследованиях. Таких психологических различий между представителями двух полов оказалось совсем немного. Так, общепризнанными были выявленные различия в когнитивной сфере личностного развития и в сфере социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин - пространственные и математические [10, 12, 15]. Наименьшие различия установлены в вербальных способностях в пользу женщин, наибольшие – в пространственной переработке информации и в пользу мужчин. Что касается различий в математических способностях, то результаты не однозначны. Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки [13].

Информация о работе Половые и гендерные различия в достижениях