Половые и гендерные различия в достижениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне?

Оглавление

Введение.
Гендер. Понятие.
-Теория социальной конструкции гендера.
-Теория гендерной системы.
2. Некоторые теории.
3. Различия между мужчинами и женщинами доказанные и обоснованные в ходе эмпирических исследованиях.
4. Достижения женщин.
Вывод.
2) При помощи тестовых методик исследуйте и охарактеризуйте особенности вашего темперамента.

Файлы: 1 файл

ААА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДЕФ.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

       В социальном  поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости. Еще одно отличие связано с отношением к окружающему миру. Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми [15].

      Наиболее  ярко выраженные различия в  социальном поведении мужчин  и женщин касаются агрессивных  реакций и действий. Существует  немало убедительных доказательств  того, что мужчины более агрессивны, чем женщины [11]. Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Для женщин более характерны различные проявления косвенной агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, мужчины – как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения.

      Что касается  социальных ролей мужчин и  женщин, то для женщин более  значимыми являются семейные  роли, а для мужчин - профессиональные. Женская роль в семье больше  связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль [10,11].

      Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности отношений как доверительности связей с конкретным человеком. Доверие как состанная часть физической и душевной близости в большей мере проявляется у женщин. Большая потребность в интимных отношениях (в подростковый период) совпадает с большей способностью у девушек устанавливать контакт с представителями противоположного пола.

      Итак, в многочисленных исследованиях  было убедительно доказано, что  даже действительно существующие  различия между мужчинами и  женщинами оказываются весьма  незначительными и часто не  превышают 5% от максимально возможной величины [9, 12,14]. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий.

4. Достижения женщин.

    Основные  отличия в достижениях мужчин  и женщин основываются на стереотипе  женщина-домохозяйка. По мнению  большинства мужчин, женщины должны заниматься всеми домашними делами, по этому сложилось мнение, что женщины не могут занимать высокие посты в политике, руководящие должности на заводах, компаниях...  Однако эти стереотипы были основаны в то время когда женщины не работали, а занимались домашними делами («были хранительницами домашнего очага») Одной из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время является то, что работающая женщина продолжает нести бремя домашних забот и  ответственности за детей.

      По сравнению со своими женами, чернокожие мужчины делают 40% домашней  работы, белые мужчины – 34%, а  мужчины испанского происхождения  -  36%. Работающая женщина выполняет в среднем 69% работы по дому. Увеличение доли времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому сокращению их домашних обязанностей, а количество времени отнимаемого у них заботой о детях и вовсе осталось неизменным.

    Это  происходит отчасти, потому что  мужские гендерные стереотипы  включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей.

      Женщины пытающиеся сделать карьеру  иногда сталкиваются с таким  явлением как «стеклянный потолок»  Эта метафора  выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинутся. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка».

     По  моему мнению, лишь эти сложившиеся  стереотипы и разница в физической  силе, могут образовывать различия  в достижениях между мужчиной  и женщиной.

     После развития  феминизма эти стереотипы по-тиху  начали сглаживаться, и женщины начали занимать место в обществе. Феминизм - теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Возник в XVIII в. На XIX - первую половину XX в. приходится первая волна феминизма - борьба за достижение юридического равноправия полов, с середины XX в. начинается вторая волна - борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами.

       Сегодня женщины стоят во главе 9 стран: Германии, Австралии, Бразилии, Либерии, Литвы, Финляндии, Коста-Рики, Аргентины и Киргизии. 
      Всего женщины занимали пост главы государства в 35 странах. 
17% министерских должностей во всем мире занимают женщины. В трех странах — Бутане, Брунее и Саудовской Аравии — женщины лишены избирательного права. 
       Борьба за право женщин голосовать на выборах была ожесточенной. Разбитые окна и витрины, поджоги домов и церквей, демонстрации, голодовки, самоубийства и попытки взрывов — такими средствами пытались добиться своей цели суфражистки в конце XIX – начале XX века. Движение суфражисток (от англ. suffrage — избирательное право) возникло в Великобритании и вскоре распространилось на Ирландию, Австралию, Новую Зеландию, Канаду и США. Этих женщин считали безумными, сажали в тюрьму, их публичные речи освистывали, им советовали заниматься семьей и домом. 
      Первой страной, где суфражистки добились успеха, стала Новая Зеландия: в 1893 году женщины получили право голосовать на выборах. Первые женщины-депутаты были избраны в парламент в Финляндии в 1906 году. На то, чтобы вся Европа признала гражданские права женщин, ушло более 70 лет. В Швейцарии женщины получили право голосовать на выборах федерального уровня лишь в 1973 году, в Португалии — в 1974-м. Последней европейской страной, признавшей за женщинами избирательное право, стало княжество Лихтенштейн. На двух референдумах — в 1971-м и 1973 году — мужчины упрямо отклоняли введение всеобщего избирательного права, и только с 1984 года женщины смогли голосовать на выборах. В России женщины получили избирательное право после революции 1917 года.            Первой женщиной, возглавившей страну в результате всенародного голосования, стала в 1980 году президент Исландии Вигдис Финнбогадоттир.

      В сфере образования:51% студентов, поступивших в университеты во всем мире, — женщины. В Европе и Северной Америке девушек-студенток еще больше — 55-56%. 
     50% защитившихся в 2009 году кандидатов наук в США — женщины. 
      У девушек, посещающих колледж, мозг становится больше и тяжелее. Кровь таким образом приливает к мозгу и отливает от матки, в результате чего женщина может стать бесплодной. Об этом писал в 1873 году гарвардский профессор Эдвард Кларк в своей работе «Пол в образовании». Высшее образование долго считалось вредным и ненужным для женщин. Дочери из благородных и состоятельных семей учились в частных пансионах, где их готовили к тому, чтобы стать хорошей хозяйкой дома и матерью. Девушек обучали рукоделию, этикету, музыке, танцам, рисованию и языкам — знать больше им было незачем. 
    Первые студентки стали появляться в европейских университетах с середины XIX века, до этого женщины с высшим образованием были редким исключением. Учеба еще долгое время считалась неженским делом. Социолог Элизабет Флиттнер вспоминает, что в 1915 году она была в первом выпуске гимназисток Тюрингии, которым было разрешено сдавать университетские экзамены. Когда она рассказывала об этом друзьям семьи, художник Отто Хербиг сказал: «Какая жалость! От учебы женщины становятся такими уродливыми…»

     Занятость среди женщин во всем мире с 1990-го по 2010 год оставалась на уровне 52%, занятость среди мужчин за это же время упала с 81% до 77%. 
Средняя зарплата женщин в Швеции составляет 91% от средней зарплаты мужчин, на Кипре — 56%. Ни в одной стране мира женщины не зарабатывают в среднем больше мужчин. Многие профессии долго считались несовместимыми с семьей. В Швейцарии до 1965 года действовал закон, запрещающий учительницам выходить замуж. В ФРГ замужним женщинам разрешили занимать общественные должности в 1954 году. А до 1977 года здесь официально действовал закон, по которому жена была обязана спрашивать у мужа разрешение на работу. 
      В Великобритании женщинам-дипломатам до 1972 года официально запрещалось выходить замуж. Брак означал конец их карьеры. До 1946 года женщины в британском Министерстве иностранных дел могли занимать лишь должности секретарш, библиотекарей и бухгалтеров. Специальная комиссия, созданная для анализа этого вопроса в 1930-х годах, пришла к выводу, что женщины к дипломатической службе непригодны: их не будут принимать всерьез за границей, климат в тропических странах окажется для них слишком тяжелым, а представить себе, что мужу такой женщины придется переезжать с ней из одной страны в другую и сопровождать ее на приемах, в то время было совершенно невозможно. Первых девушек, взятых на работу в 1946 году, во время обучения подвергали особенным испытаниям: за приемом в загородном доме, где их специально поили крепким алкоголем, следовал внезапный экзамен по вопросам мировой политики. Первой женщиной-послом в мире стала Александра Коллонтай, в 1923 году она была назначена послом СССР в Норвегии.

      На Олимпийских играх 2008 года 4600 женщин соревновались в 26 видах спорта. Женщины составили 43% всех участников Олимпиады.  
На древнегреческие Олимпийские игры допускались только атлеты-мужчины. Но и первые современные Игры в Афинах в 1896 году прошли без участия женщин. Барон Пьер де Кубертен, организатор Игр, считал, что участие женщин-спортсменок было бы «непрактичным, неинтересным, неэстетичным и неприличным». Но уже на следующих Играх в Париже в 1900 году, несмотря на протесты де Кубертена, из 997 участников 19 были женщинами — они соревновались в теннисе и гольфе. До конца 1960-х годов число видов спорта для женщин на летних Олимпиадах не превышало шести-семи, на зимних — двух-трех. Только в одной дисциплине — конном спорте — женщины и мужчины могут соревноваться друг с другом[16,17].

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вывод:

     Насколько  же велика разница между мужчинами  и женщинами. Из всего вышесказанного  можно сделать вывод, что гендерные  различия не так уж велики, как принято считать. Мы никак  не можем со стопроцентной  уверенностью сказать, что гендерные  различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.

       Мужчины имеют более высокие показатели по доминантности и ассертивности и несколько более высокую самооценку, чем женщины. Женщины превосходят мужчин по тревожности, экстраверсии, доверчивости и особенно по заботливости. Нет существенных различий по социальной тревожности, импульсивности, активности, рефлексивности и аккуратности.

        Мотив (потребность) достижений. Распространено мнение, что мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству у них выше конкурентность [18], а у женщин мотив достижения ниже, чем у мужчин, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. У ряда женщин, занятых в традиционно женских сферах профессиональной деятельности (педагогика, социальная работа, сестринское дело), как показали исследования американских психологов, это действительно имеет место. Однако профессиональные планы женщин, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и медицины, оказались очень близки тем, которые строят в отношении своей карьеры мужчины, занятые аналогичными видами деятельности. Это соответствует выводу, который сделан в работе Макклеланда с сотрудниками: половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели. Парадоксальность и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен (2001) тоже склонен объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у женщин - мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая). Очевидно, именно с большей ориентацией на учебу можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1 Хайнц Абель  "Интеракция, идентичность, презентация"  С-пб 2000 г. 
2 Энтони Гидденс "Социология" М.1999 г. глава 6.

3.Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

4.Цит по Темкина  А.А. Теоретические подходы к  проблеме политического участия:  Гендерное измерение // Гендерное  измерение социальной и политической  активности в переходный период (сборник научных статей) / Центр  независимых социальных исследований. СПб, 1996. С. 13-18.  
5. Темкина, Роткирх. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России / Социс №11, 2002. С. 4-15.  
6. Цит по: Е.Здравомыслова, А.Темкина. Гендерное (gendered) гражданство и советский этакратический порядок. / Трансформация гендерных отношений: западные теории и российские практики: Материалы Российской летней школы по гендерным исследованиям / под. ред. Л.Н.Попковой, И.Н.Тартаковской. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003., с. 27.  
7. Цит по Темкина А. Здравомыслова (2003). 

8. Hirdman. Р. 190-191

      9. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

    10.Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.

     11. Bee H. L. & Mitchel S.K. The Developing Person: A Life-Span Approach. 2nd ed. New York, 1984.

12. Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985 № 36 p. 49-8

13. Friedman, L. Mathematics and the gender gap. Review of Educational Research, 59, 185-213. 1989

    14 psychology // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale univ. Press, 1990. P. 65-101.

    15. Montuori A.A. Evolutionary competence: creating the future. Amsterdam, 1989.

16.http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3466839

17. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е.

18. K. Bartol, D. Martin, 1986; S. Cross, L. Madson, 1997; E. Maccoby, C. Jacklin, 1978; G. Powell, 1990

19. E. Maccoby, C. Jacklin, 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) При помощи тестовых методик исследуйте и охарактеризуйте особенности вашего темперамента.

Типы темперамента

Ещё со времён Гиппократа выделяют четыре основных типа темперамента. Это меланхолик, сангвиник, флегматик  и холерик. Однако в чистом виде не встречается ни один из этих темпераментов. В каждом человеке присутствуют в определённой пропорции все четыре основных темперамента (очень редко – три).

Меланхолик:

     Слабость  процессов возбуждения и торможения. Легко расстраивается. Тревожный. Склонен рассуждать по делу и не по делу. Пессимистичный. Довольно сдержанный, необщительный, в поведении тихий. Болезненно реагирует на высказывания окружающих, касающиеся его. Легко впадает в состояние тоски, страха, грусти. Довольно мнителен, новая обстановка его пугает, и он теряется. Жизнь рассматривает в чёрных тонах.

Информация о работе Половые и гендерные различия в достижениях