Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие исследовательские задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
3.Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
4.Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятия «агрессивность» и «агрессия», основные теоретические подходы
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения
2.ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
2.3 Типология агрессивного поведения подростков
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Процедура проведения психодиагностического исследования
3.2 Качественный и количественный анализ исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.42 Кб (Скачать)

Второй подростковый период — 13—15 лет у девочек, 15— 17 лет  у мальчиков. Это наиболее критическая  стадия. В этот период скачки концентрации половых гормонов настолько велики, что в результате страдают не только тормозные, но и возбуждающие системы  мозга. Отсюда — эмоциональная неуравновешенность, обидчивость, негативизм.

Возникающее давление со стороны  взрослых в и отсутствие адекватных каналов для самореализации, вызывают у многих подростков не только агрессивные  установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.

Агрессивное поведение в  подростковом возрасте становится одним  из самых распространенных, а для  многих и наиболее удобным способом решения проблем, возникающих в  сложных ситуациях и вызывающих психическую напряженность.

Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия.

Целью нашего исследования стало  изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте.

Основными показателями агрессивности  в нашей работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса - Дарки), уровень агрессивности (полученные по методике Айзенка).

В результате проведенного на базе закопской средней школы  исследования подростков нами было установлено, что в данном возрастном периоде  агрессивность в различных ее проявлениях так или иначе  присуща большинству детей, но находится, как правило, в допустимых нормой пределах. У испытуемых скорее выражена враждебность, чем агрессивность. Показатели враждебности: 50% мальчиком и 30% девочек  имеют высокие оценки, что свидетельствует  о выраженности данной реакции. Агрессивности: лишь один испытуемый №18 имеет оценку, превышающую норму.

Выдвинутая нами в начале работы гипотеза, что существуют гендерные  различия в проявлении агрессивности  подростков: у мальчиков проявление агрессивных реакции встречается  чаще, чем у девочек; мальчики более  склонны к физической агрессии, девочки - к косвенной, - по результатам исследования подтвердилась от части. Мы действительно  увидели значимые отличия. Мальчики в большей степени склонны  к физической и вербальной агрессии, по косвенной агрессии хоть и среде  больше у девочек различия не значимы. В большинстве случаев среди  мальчиков и девочек мы не наблюдали  повышенной агрессии, ярче была выражена враждебность: мальчики чаще - 50%, а среди  девочек реже - 30%.

Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью  на научно-методическое обеспечение  практической психологии образования. Полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с  подростками.

 

Список литературы:

1.  Бэрон Роберт А.  Агрессия : учеб. пособие для студентов  и аспирантов психол. : [пер. с  англ.] / Бэрон Роберт А., Ричардсон  Дебора. - 2-е междунар. изд. - СПб. [и  др.] : Питер, 2001. - 351 с. :

2.  Лоренц, Конрад. Агрессия : (так называемое "зло") / Лоренц  Конрад ; Лоренц Конрад ; [пер. с  нем. Г. Ф. Швейника]. - СПб. : Амфора, 2001. - (Эврика).

3.  Введение в психологию : Учебник для высш. шк. / Брушлинский  Андрей Владимирович, Зинченко Владимир  Петрович, Зинченко Татьяна Петровна ; А.В. Брушлинский, и др.; Под  общ. ред. А.В. Петровского. - М. : Академия, 1996. - 493 с.

4.  Берковиц Леонард.  Агрессия : Причины, последствия  и контроль / Берковиц Леонард  ; Леонард Берковиц. - СПб. : прайм-Еврознак, 2002 ; : Нева ; : ОЛМА-Пресс

5.  Берн, Шон Меган. Гендерная  психология : Секреты психологии  мужчины и женщины / Берн Шон  Меган ; Шон Берн. - 2-е междунар. изд. - СПб. : прайм-Еврознак : Нева : ОЛМА-Пресс, 2002. - 318 с. : ил. - (Секреты психологии).

6.  Морозова, Екатерина  Сергеевна. Агрессивность и личностная  идентичность у подростков - воспитанников  интерната : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Морозова Екатерина  Сергеевна ; Морозова Екатерина  Сергеевна. - М., 2006. - 22, [1] с.

7.  Хекхаузен Хайнц.  Мотивация и деятельность : учеб. пособие для студентов вузов,  обучающихся по направлению и  специальностям "Психология", "Клиническая  психология" / Хекхаузен Хайнц  ; Хайнц Хекхаузен; науч. ред. пер.  на рус. яз.: Д.А. Леонтьев, Б.М.  Величковский. - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2003 ; : Смысл. - 859 с. : рис.,табл. - (Мастера  психологии).

8.  Волков Борис Степанович. Психология подростка : [Психология  развития] : учеб. пособие / Волков  Борис Степанович. - М. : Пед. о-во  России, 2001.

9.  Семенюк Л. М. Психологические  особенности агрессивного поведения  подростков и условия его коррекции  / Л. М. Семенюк. - М. : Ин-т практ.  психологии, 1996 ;

10.  Регуляторные системы  организма человека: Учеб. пособие  для вузов/ В. А. Дубинин,  А. А. Каменский, М. Р. Сапин  и др. – М.: Дрофа, 2003, стр.290-296.

Интернет ресурсы:

1.  http://www.psyfiles.ru/2007/02/11/test_samoocenka_psikhicheskikh_sostojanijj_po_ajjzenku.html

2.  http://www.psi.lib.ru/practica/test/dskpss.htm

3.  http://vsetesti.ru/224/

4.  http://ru.wikipedia.org/wiki/

5.  http://www.petaref.com/?page=viewref&id=601

6.  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/08.php


Информация о работе Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков