Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие исследовательские задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
3.Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
4.Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятия «агрессивность» и «агрессия», основные теоретические подходы
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения
2.ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
2.3 Типология агрессивного поведения подростков
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Процедура проведения психодиагностического исследования
3.2 Качественный и количественный анализ исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.42 Кб (Скачать)

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение  детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие  интеллекта и коммуникативных  навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой  деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях  со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что  в большинстве случаев агрессивные  действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный  инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения  чаще наблюдаются в ситуациях  защиты своих интересов и отстаивания  своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении  желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная  игрушка, - после чего агрессивные  действия прекращаются.

И. А. Фурманов делит агрессивное  поведение детей на две формы:

А. Социализированная

Дети обычно не имеют психических  нарушений, у них низкий моральный  и волевой уровень регуляции  поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные  эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика  от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись  внимания партнеров, они успокаиваются  и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные  акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез  либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все  вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома только более целенаправленно и  агрессивно.

Б. Несоциализированная

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение  головного мозга) с негативными  эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут  возникать спонтанно, а могут  быть реакцией на психотравмирующую  или стрессовую ситуацию. Личностными  чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное  напряжение, склонность к возбуждению  и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут  внятно объяснить причины своих  поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей  другим.

Современный подросток живет  в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических  преобразований, предъявляющих к  растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу  «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими  наше общество, что вызывает у детей  чувство безнадежности и раздражения. При этом у молодых людей развивается  чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую  ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые не созданы.

Многочисленные исследования, которые провели Бандура А. И  Уолтерс Р. показали, что для семей, из которых выходят агрессивные  дети, характерны особые взаимоотношения  между членами семьи. Подобные тенденции  психологами описаны как цикл насилия. Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к  другу. Подростки, выбирая методы выяснения  отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают  и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие  тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали).

Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность  его поведения в отношении  со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в  более зрелом возрасте, превращая  физическую агрессию в жизненный  стиль личности.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и  ребенком, характер взаимоотношений  между братьями и сестрами, а также  стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный  разлад, чьи родители отчуждены и  холодны, сравнительно более склонны  к агрессивному поведению.

Сочетание неблагоприятных  биологических, психологических, семейных и других социально-психологических  факторов искажает весь образ жизни  подростков. Характерным для них  становится нарушение эмоциональных  отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное  влияние подростковой группы, нередко  формирующей асоциальную шкалу  жизненных ценностей. Сам образ  жизни, среда, стиль и круг общения  способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к  тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

На первой стадии подросткового  периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует  весьма критичное отношение к  себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек, по данным Фельдштейна Д.И. дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных  черт и форм поведения, в том числе  грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность  и менее всего выражена агрессивность  косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

Ситуативно отрицательное  отношение к себе сохраняется  и на второй стадии подросткового  возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в  значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению  с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена.

На третьей стадии подросткового  возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление  подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными  нормами, принятыми в референтных  группах. При этом на первый план у  них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность  физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень  негативизма.

Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти  агрессивные дети могут найти  друзей среди других агрессивных  сверстников.

Общеизвестно, что негативное поведение детей усиливается  вследствие неблагоприятных отношений  с педагогами, которые не владеют  навыками общения с «трудными» детьми».

Один из самых спорных  источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних  исследований с использованием самых  разнообразных методов и приемов  психологи и педагоги все еще  не выяснили степень влияния СМИ  на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает  достаточно сильное влияние на агрессивное  поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.

Таким образом, все вышеперечисленные  факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом  в целом при взаимодействии с  подростками, потому что агрессию легче  предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

Психические нарушения имеют  определенные этапы развития, проходя  через которые они достигают  наибольшей степени выраженности. Любые  психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую  стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще. Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек  показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а  у девочек - к прямой вербальной и  к косвенной вербальной. Таким  образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная - физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно  с конфликтующим. Для девочек  же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

 

 

2.3 Типология агрессивного  поведения подростков

Агрессивные подростки, при  всём различии их личностных характеристик  и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким  чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального  развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается  крайняя самооценка (либо максимально  положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед  широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных  ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими  поведение. Вместе с тем среди  агрессивных подростков встречаются  и дети хорошо интеллектуально и  социально развитые. У них агрессивность  выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Часто такие подростки  находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой  оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они  могут использовать привлекательный  для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях  и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным  перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под  видом морального принципа «выживают  сильные, слабые вымирают»

Раскрытие причин и характера  агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.

В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые  предложили разделение на две группы:

1) Подростки с социализированными  формами антиобщественного поведения,  для которых не характерны  психические, эмоциональные расстройства.

2) Подростки, отличающиеся  несоциализированным агрессивным  поведением, для которых характерны  различные психические нарушения.

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым  в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие - психосоциальное  развитие.

Обширные материалы, добытые  Л.М.Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого  конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в  процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью  опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:

1) Подростки с устойчивым  комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие  деформацию ценностей и отношений,  стремящиеся к потребительскому  времяпровождению. Им свойственны  эгоизм, равнодушие к переживаниям  других, неуживчивость, отсутствие  авторитетов, цинизм, озлобленность,  грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении  преобладает физическая агрессивность.

2) Подростки с деформированными  потребностями и ценностями, обладающие  более или менее широким кругом  интересов, отличающиеся обострённым  индивидуализмом, желающие занять  привилегированное положение за  счёт притеснения слабых и  младших. Стремление к применению  физической силы проявляется  у них ситуативно и лишь  против тех, кто слабее.

3) Подростки, у которых  конфликт между деформированными  и позитивными потребностями,  отличающиеся односторонностью  интересов, приспособленчеством,  притворством, лживостью. В их  поведении преобладают косвенная  и вербальная агрессия.

4) Подростки, отличающиеся  слабо деформированными потребностями  при отсутствии определённых  интересов и весьма ограниченным  кругом общения, отличающиеся  безволием, мнительностью, трусливостью  и мстительностью. Для них характерно  заискивающее поведение перед  старшими и более сильными  товарищами. В их поведении преобладают  вербальная агрессивность и негативизм [9; 80].

Информация о работе Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков