Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие исследовательские задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
3.Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
4.Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятия «агрессивность» и «агрессия», основные теоретические подходы
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения
2.ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
2.3 Типология агрессивного поведения подростков
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Процедура проведения психодиагностического исследования
3.2 Качественный и количественный анализ исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.42 Кб (Скачать)

По всем направления происходит становление качественно новых  образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми  и товарищами, способов социального  взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих  поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье  и школе часто можно слышать  такие разговоры: был послушным  мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным - стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым - стал самостоятельным и решительным  и т.д.

Рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового  возраста, как мы уже отметили, - это  перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости  к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое  состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными»  моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что  с ним связано, и социальным - конец  детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными  и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Второй момент - окончание  детства и переход в мир  взрослых связан с развитием в  сознание подростка критического рефлектирующего  мышления в рассудочной форме. Это  и есть определяющее состояние подростка  в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни  подростка.

Главным противоречием подросткового  возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения  в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в  то же время провозглашающим рассудочность (сознательность») своего бытия.

Актуальность этой темы в  том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст - самый  короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

Вторая особенность и  ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего  мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В  тесной связи с поисками смысла жизни  находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск  себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного  опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться  в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают  целый мир новых чувств, они  начинают воспринимать и осмысливать  свои эмоции уже не как производные  от каких-то внешних событий, а как  состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к  интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Юность особенно чувствительна  к «внутренним», психологическим, проблемам.

Представление подростка  о себе всегда соотносятся с групповым  образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает  с этим образом полностью.

Но как осознание своей  единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство  текучести и необратимости времени  сталкивает подростка с проблемой  конечности своего существования и  понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки  склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний  в повседневность, у других все  сводится к возрождению иррационального  детского страха. Обостренное чувство  необратимости времени нередко  сочетается с нежеланием замечать его  течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша  попеременно чувствует себя то очень  молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому  возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще  крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.

Еще одна характеристика, относящаяся  к подростковому возрасту - это  большое значение, которое юноши  и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом  человек привыкает к своей  внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней  уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и  моральные качества, от которых зависят  успешная деятельность и отношения  с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству  показателей более реалистичны  и объективны, чем юношеские, а  юношеские, чем подростковые. Но эта  тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом  самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок  сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают  мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах  деятельности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - может быть совершенно разной. Это  резко снижает значение отметки  как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и  трудности переориентации с внешней  оценки на самооценку порождают ряд  внутренних содержательных противоречий сознания.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием  к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое  индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого  периода состоит не только в вышеперечисленных  особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном  кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет  одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

Особенность подросткового  возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный  с кризисом смысла жизни.

Сложность задачи, стоящей  перед взрослеющим человеком  заключается, с одной стороны, в  том, чтобы прояснить свою роль как  члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и  направленность жизни.

Практически каждая жизненная  ситуация требует от человека определенного  выбора, осуществить который он может  лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать и отрицательного - каким  человек не должен стать.

Одна из причин подросткового  кризиса и конфликтов с окружающими  в этом возрасте - переоценка своих  возросших возможностей, которая  определяется стремлением к известной  независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение  со сверстниками часто проявляется  в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей.

Интенсивно формируются  нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки  начинают руководствоваться в своем  поведении. Зачастую у юношей формируются  системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.

Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут  возникать искажения отношений  подростка с действительностью. Одним из кардинальных признаков  данного кризиса является переживание  отчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.

Деперсонализация является ключевым феноменом кризиса личности. Она охватывает широкий круг расстройств - от ослабления образного компонента восприятия окружающего, потери сопереживания  к нему до случаев бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к  деперсонализации как глубоко патологические явления с феноменами полного  отчуждения собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением “правового чувства”, способности различать добро  и зло, справедливость и подлость и т. д.

 

Применительно к понятию  кризиса личности деперсонализация выступает, прежде всего, как экзистенциально-феноменологический признак. Процесс открытия своего Я, склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой  и оценкой окружающими ведет  к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к зависимости от них.

Подросток ощущает себя незащищенным, сомневающимся в своей идентичности и автономности, он лишен чувства  последовательности и связанности  своих действий. Это приводит к  тому, что его жизнь направлена на самосохранение себя, а обстоятельства жизни воспринимаются как угрожающие его существованию.

Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира, обеспокоенность  тем, что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного стресса.

Субъективно тягостное ощущение внутреннего разлада, изменености  собственного Я, своей идентичности, составляющие ядро деперсонализации, смешиваются с чувством дискомфорта, снижением аффективного настроя  к окружающему, трудностью сосредоточения внимания, рефлексией. Вытекающие из измененного  чувства самосознания и эмоционального фона установки, мотивы и ориентации обусловливают нарушения поведения  и деятельности личности.

С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых  в формировании мотивов преступления огромно. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь  и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой.

Кризис подросткового  возраста - абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных  факторов и условий это кризисное  состояние приводит к агрессивному поведению. Рассмотрим особенности  и причины агрессии в подростковом возрасте в следующем разделе.

 

2.2 Причины и специфика  проявления агрессивного поведения  у подростков

Многие века ребенка рассматривали  как взрослого, только небольшого, слабого  и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской  психики заговорили после романов  Диккенса - сначала в плоскости  литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать  в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших  в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека. Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность  им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности  являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям  и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки  раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей  наблюдается прямая и косвенная  вербальная агрессия - от жалоб и  агрессивных фантазий ("Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!"), до прямых оскорблений и угроз ("Ты - уродина", "Ну и дурак ты!", "Сейчас как  дам больно!"). У многих детей  отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели  и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или  лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое  агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для  окружающих, и потому требует грамотной  коррекции.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: - стремление привлечь к себе внимание сверстников;

-стремление получить желанный  результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить  достоинство другого с целью  подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность  и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции  в окружающем мире, защите своих  прав и интересов и служит для  развития познания и способности  положиться на себя

Вторая - не просто злобное  и враждебное поведение, но и желание  причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения  обычно бывают конфликты, становление  агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в  раннем возрасте и стараются управлять  ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции  ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Информация о работе Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков