Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель работы - изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие исследовательские задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
3.Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
4.Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятия «агрессивность» и «агрессия», основные теоретические подходы
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения
2.ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
2.3 Типология агрессивного поведения подростков
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Процедура проведения психодиагностического исследования
3.2 Качественный и количественный анализ исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным - стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым - стал самостоятельным и решительным и т.д.
Рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.
Первая общая закономерность
и острая проблема подросткового
возраста, как мы уже отметили, - это
перестройка отношений с
Первый из этих моментов связан
с внутренними гормональными
и физиологическими изменениями, влекущие
за собой телесные изменения, неосознанное
половое влечение, а также эмоционально-
Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.
Главным противоречием подросткового
возраста можно считать противоречие
между рассудочной формой возникновения
в сознание подростка рефлексии,
ставшей для него ведущей формой
сознательного отношения к
Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.
Вторая особенность и
ценнейшее психологическое
Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам.
Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.
Но как осознание своей
единственности и особенности приводит
к открытию одиночества, так чувство
текучести и необратимости
Еще одна характеристика, относящаяся
к подростковому возрасту - это
большое значение, которое юноши
и девушки придают своей
С возрастом повышается адекватность
самооценок. Самооценки взрослых по большинству
показателей более реалистичны
и объективны, чем юношеские, а
юношеские, чем подростковые. Но эта
тенденция не является линейной, необходимо
учитывать изменение с
Повышение степени осознанности
своих переживаний нередко
Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.
Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни.
Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать и отрицательного - каким человек не должен стать.
Одна из причин подросткового
кризиса и конфликтов с окружающими
в этом возрасте - переоценка своих
возросших возможностей, которая
определяется стремлением к известной
независимости и
Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей.
Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.
Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать искажения отношений подростка с действительностью. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.
Деперсонализация является ключевым феноменом кризиса личности. Она охватывает широкий круг расстройств - от ослабления образного компонента восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаев бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как глубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением “правового чувства”, способности различать добро и зло, справедливость и подлость и т. д.
Применительно к понятию
кризиса личности деперсонализация
выступает, прежде всего, как экзистенциально-
Подросток ощущает себя незащищенным,
сомневающимся в своей
Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира, обеспокоенность тем, что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного стресса.
Субъективно тягостное ощущение
внутреннего разлада, изменености
собственного Я, своей идентичности,
составляющие ядро деперсонализации,
смешиваются с чувством дискомфорта,
снижением аффективного настроя
к окружающему, трудностью сосредоточения
внимания, рефлексией. Вытекающие из измененного
чувства самосознания и эмоционального
фона установки, мотивы и ориентации
обусловливают нарушения
С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых в формировании мотивов преступления огромно. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой.
Кризис подросткового
возраста - абсолютно нормальное явление,
свидетельствующее о развитии личности,
но при наличии некоторых
2.2 Причины и специфика
проявления агрессивного
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека. Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий ("Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!"), до прямых оскорблений и угроз ("Ты - уродина", "Ну и дурак ты!", "Сейчас как дам больно!"). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.
Основными причинами проявлений
детской агрессивности
-стремление получить желанный
результат; - стремление быть главным;
- защита и месть; - желание ущемить
достоинство другого с целью
подчеркнуть свое
У детей, как и у взрослых,
существует две формы проявления
агрессии: недеструктивная агрессивность
и враждебная деструктивность. Первая
- механизм удовлетворения желания, достижения
цели и способности к адаптации.
Она побуждает ребенка к
Вторая - не просто злобное
и враждебное поведение, но и желание
причинить боль, получить удовольствие
от этого. Результатом такого поведения
обычно бывают конфликты, становление
агрессивности как черты
Информация о работе Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков