Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель работы - изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие исследовательские задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
3.Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
4.Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятия «агрессивность» и «агрессия», основные теоретические подходы
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения
2.ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
2.3 Типология агрессивного поведения подростков
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Процедура проведения психодиагностического исследования
3.2 Качественный и количественный анализ исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приведенные классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определенной группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приемы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.
Открытые проявления агрессивности в подростковом возрасте рассматриваются как эффективный способ защиты собственного Я, а так же как способ достижения собственной независимости и желательных взаимоотношений с окружающими, проявления активности в межличностном взаимодействии.
На возникновение агрессивного поведения подростков влияют такие факторы, как семейные взаимоотношения и стиль воспитания в семье, взаимоотношения, сложившиеся с педагогами, одноклассниками и друзьями, а также тот поток агрессии, который подросток ежедневно встречает на экранах телевизоров, в кинотеатрах, а компьютерных играх.
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
3.1 Процедура проведения
психодиагностического
Участники исследования. Группа подростков 13-17 лет (6-11 классы закопской средней школы) в количестве 40 человек. Из них 20 мальчиков и 20 девочек.
Выбор методик исследования.
Для выбора адекватного инструментария, мы познакомились с существующими техниками и методиками, которые направлены на диагностику агрессивного поведения.
Достаточно известным является тест «Самооценка психических состояний (по Айзенку). Тест включает четыре блока, каждый из которых предоставляет 10 вопросов о различных психических состояниях человека. Итог баллов по первому блоку диагностирует состояние тревожности; второй блок - состояние фрустрации; третий - состояние агрессивности; четвертый - состояние ригидности.
Наиболее часто психологи используют тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки. Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. Указанная методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждается ее высокая валидность и надежность.
Методика представлена как самоотчет о склонности к разным формам агрессивного поведения, включает 75 пунктов и 8 шкал: «Вербальная агрессия», «Негативизм», «Непрямая агрессия», «Обидчивость», «Раздражительность»», «Физическая агрессия», «Подозрительность», «Чувство вины». Суммарные показатели шкал (1;2;3):3 - индекс агрессивности; (6;7):2 - индекс враждебности.
При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются
таким образом, чтобы в
Пользуясь данной методикой,
необходимо помнить, что агрессивность
как свойство личности и агрессия
как акт поведения могут быть
поняты в контексте психологического
анализа мотивационно-
Процедура исследования. Испытуемым давался сначала опросник Баса-Дарки, они получали необходимые инструкции. После ответа на первый опросник испытуемому давался опросник Айзенка, так же с необходимыми инструкциями.
После чего полученные данные были обработаны и занесены в протокол.
3.2 Качественный и количественный
анализ результатов
Данные по типам реакций сведены в таблицы.
Таблица 3.1 Оценка психических состояний по Айзенку.
Испытуемые Тревожность
1мальчики 4 4 13 9
2 4 7 8 10
3 10 6 6 13
4 8 6 5 6
5 9 9 10 10
6 9 5 9 10
7 6 11 8 6
8 5 5 6 14
9 9 4 9 7
10 7 9 10 13
11 11 9 14 12
12 5 8 11 12
13 5 7 19 10
14 3 7 10 12
15 3 8 6 14
16 5 6 5 11
17 6 6 9 7
18 14 7 12 13
19 5 7 5 8
20 9 7 4 6
21девочки 7 15 13 11
22 8 6 8 6
23 10 5 3 9
24 7 8 3 9
25 8 12 5 12
26 8 14 6 10
27 8 10 8 12
28 4 6 5 6
29 6 7 5 11
30 5 7 8 9
31 7 6 3 10
32 7 12 6 8
33 12 10 7 3
34 2 4 6 8
35 3 7 13 5
36 5 5 9 10
37 6 7 12 5
38 3 4 6 6
39 9 6 10 8
40 2 4 11 9
Исходя из данных таблицы видно, что большинство показателей находится в пределах нормы.
Среди мальчиков у №18 индекс тревожности находится на границе допустимого уровня. Индекс фрустрации у всех испытуемых в пределах нормы. Лишь у одного испытуемого № 13 индекс агрессии завышен, но по остальным характеристикам в пределах нормы. У испытуемых № 8, 14 индекс ригидности находится на границе нормы.
Среди девочек индекс тревожности у всех в норме. Индекс фрустрации у испытуемой № 21 завышен, так же можно заметить, что показатели по агрессивности и ригидности хоть и в пределах нормы, но довольно высоки. Индекс агрессивности у всех испытуемых в предал нормы, как и индекс ригидности.
В данной работе мы обратились к методам математической обработки статистических данных, в частности, использовался t-тест для средних показателей (критерий Стьюдента). Расчеты производились при помощи программы SPSS. Сравним группу мальчиком и девочек по индексу агрессивности.
Среднее по агрессивности:
Мальчики – 8,95 Девочки – 7,35
t = 1,471; Р= 0, 149
Данное различие находится в зоне не значимости. Существенных различий между группа по данному критерию не найдено.
Следующий этап исследования проводился по Методике диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, авторы выделили следующие типы реакций:
Фа - физическая агрессии (применение агрессии к другому человеку).
Ка - косвенная агрессия (направленная на другого в форме насмешек или не направленная ни на кого - топот ногами, разбитие посуды и т.д.).
Р - раздажение (готовность к проявлению агрессии, грубости).
Н - негативизм (опозиционные реакции, направленные против устаноившихся правил, обычаев).
О - обидчивость (зависть, ненависть при чувстве гнева на весь мир.
П - подозрительность (недоверие к людям, которое основано на стремлении причинить вред).
Ва - вербальная агрессия (выражение негативных чувств в форме скандала, крика)
Чв - чувство вины (степень убежденности человека, что он плохой).
Ив - индивидуальная враждебность
Иа - индивидуальная. агрессия
Полученные результаты обсчитаны с помощью ключей подсчета и сведены в таблицы. Отдельно по девочкам и по мальчикам.
Таблица 3.2 Результаты исследования показателей и форм агрессии по методике Басса-Дарки
Испытуемые Фа Ка Р Н О П Ва Чв
1мальчики 6 5 8 3 5 9 9 5
2 3 4 5 4 4 6 6 8
3 3 5 8 3 4 6 6 6
4 4 4 3 4 2 2 5 8
5 4 3 3 2 3 9 6 8
6 1 3 3 1 4 4 7 2
7 1 5 2 3 6 6 2 9
8 5 7 6 1 0 6 7 7
9 4 6 7 3 2 10 11 5
10 4 4 4 3 5 5 9 5
11 3 5 7 3 4 5 5 7
12 5 4 5 3 6 5 8 8
13 7 5 7 5 6 8 8 6
14 5 5 3 2 4 7 8 5
15 5 4 4 3 4 7 9 4
16 5 3 4 2 6 5 6 6
17 4 4 2 3 3 5 10 4
18 7 6 9 3 5 9 13 8
19 5 3 6 3 4 6 6 6
20 5 7 4 2 5 4 7 4
21девочки 6 7 10 3 7 7 7 6
22 2 3 4 0 2 4 4 7
23 3 3 3 1 3 7 3 6
24 2 4 0 1 5 5 3 4
25 4 3 7 4 5 8 5 6
26 4 1 3 3 3 7 3 5
27 3 5 3 3 3 9 10 5
28 3 5 5 2 5 6 7 8
29 4 7 6 3 4 5 8 5
30 5 7 5 4 7 6 4 6
31 5 5 1 2 4 5 5 7
32 3 8 6 4 4 4 6 6
33 3 7 5 2 5 6 7 7
34 2 4 1 1 6 2 3 6
35 3 2 0 1 4 4 5 3
36 5 5 3 3 3 2 1 5
37 3 7 5 2 1 1 5 6
38 2 8 8 4 3 6 9 7
39 2 8 5 4 2 9 6 8
40 4 5 4 3 2 5 7 4
Таблица 3.3 Среднее значение по шкалам агрессии, полученных по методике Басса-Дарки для девочек
Физическая агрессия Косвенная
агрессия Раздражительность
3,4 5,2 4,2 2,5 3,9 5,4 5,4 5,
Таблица 3.4 Среднее значение по шкалам агрессии, полученных по методике Басса-Дарки для мальчиков
Физическая агрессия Косвенная
агрессия Раздражительность
4,3 4,6 5 2,8 4,1 6,2 7,4 6,05
Сравнительный анализ средних показателей с применением t-критерия Стьюдента девочек и мальчиков, полученных по результатам теста Басса-Дарки.
Физическая агрессия. t = 2, 026; Р= 0,05 значение критерия находится в зоне неопределенности, но у нас есть основания полагать, что физическая агрессия преобладает у мальчиков.
Вербальная агрессия. t = 2, 693; Р= 0,01 значение критерия находится в зоне значимости, это значит, что вербальная агрессия значимо преобладает у мальчиков.
Косвенная агрессия. t = -1,095; Р= 0,282 различия не значимы, косвенная агрессия равно выражена у мальчиков и девочек.
По показателю ФА - физическая агрессия, - определилась тенденция преобладания у мальчиков.
По показателю ИВ - индивидуальная враждебность, - преобладание у мальчиков.
В результате диагностирования по Методике Басса-Дарки, мы получили результаты по двум показателям:
Индекс враждебности, которые включает в себя шкалы 5 - обида и 6 - подозрительность. Это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Отличий между ними не выявлено.
Индекс агрессивности, которая включает в себя шкалы 1 - физическая агрессия, 3 - раздражение, 7 - вербальная агрессия. Это выражение негативных чувств при малейшем возбуждении вербально или физически.
Таблица 3.5 Индексы враждебности и агрессивности по методике Басса-Дарки.
Испытуемые Индекс враждебности Индекс агрессивности
1м 14 23
2 10 14
3 10 17
4 4 12
5 12 13
6 8 11
7 12 5
8 6 18
9 12 22
10 10 17
11 9 15
12 11 18
13 14 22
14 11 16
15 11 18
16 11 15
17 8 16
18 14 29
19 10 17
20 9 16
21ж 14 23
22 6 10
23 10 9
24 10 5
25 13 16
26 10 10
27 12 16
28 11 15
29 9 18
30 13 14
31 9 11
32 8 15
33 11 15
34 8 6
35 8 8
36 5 9
37 2 13
38 9 19
39 11 13
40 7 15
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6, 5—7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Среднее по индексу агрессивность:
Мальчики- 16,7 ; Девочки – 13.
С помощью t критерия Стьютенда проверим значимость этих различий. Значение t-2,459 уровень значимости равен – 0,19. полученные данные не позволяют говорить нам о различиях в уровне агрессии между мальчиками и девочками.
Среднее по индексу агрессивности:
Мальчики- 10,3 ; Девочки – 9,3.
Аналогичная проверка c помощью t критерия Стьютенда индекса враждебности не дала значимых различий, уровень враждебности у мальчиков и девочек различается не значимо.
По результатам анализа показателей всех участников можно сказать, что по первому показателю враждебность 50% мальчиком и 30% девочек имеют высокие оценки, что свидетельствует о выраженности данной реакции. У остальных подростков результаты не превышают норму (7+ - 3).
По второму результату - агрессивность лишь один испытуемый №18 имеет оценку превышающую норму, что говорит о повышенной агрессивности. Остальные испытуемые имеют величину индекса не превышающую норму (т.е. 21+-4).
Среди девочек у № 23,24,34,35,36 и мальчиков №7 величина индекса очень низкая, что говорит о низкой частоте выражения негативных чувств.
Обобщая полученные данные можно
сделать вывод, что в данном возрастном
периоде агрессивность в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агрессия - сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые воздействия людей. Поэтому все современные исследования ориентированы на комплексное изучение различных уровней и компонентов агрессии.
Разнообразные теоретические
концепции агрессии, по-разному объясняют
психологические механизмы
В нашей работе мы под агрессией
понимаем «индивидуальное или
Общеизвестным является, что
подростковый возраст представляет
собой остропротекающий переход
от детства к взрослости. Особое
положение подросткового
С физиологической стороны
в организме подроста происходят
процессы, оказывающие влияние на
его поведение. Первый подростковый
период — 11—13 лет у девочек, 13—15
лет у мальчиков. При половом
созревании под влиянием резко возросшего
уровня половых гормонов возбудимость
нервной системы значительно
повышается и ослабевает процессы торможения:
ухудшается работа ГАМК-ергической системы
мозга. Это приводит к раздражительности,
легкой утомляемости, расстройствам
сна. Замедляется речь, ухудшаются процессы
условного торможения, увеличиваются
латентные периоды
Информация о работе Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков