Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие исследовательские задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
3.Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
4.Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятия «агрессивность» и «агрессия», основные теоретические подходы
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения
2.ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
2.3 Типология агрессивного поведения подростков
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Процедура проведения психодиагностического исследования
3.2 Качественный и количественный анализ исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.42 Кб (Скачать)

Приведенные классификации  агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определенной группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет  конкретнее наметить приемы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.

Открытые проявления агрессивности  в подростковом возрасте рассматриваются  как эффективный способ защиты собственного Я, а так же как способ достижения собственной независимости и  желательных взаимоотношений с  окружающими, проявления активности в  межличностном взаимодействии.

На возникновение агрессивного поведения подростков влияют такие  факторы, как семейные взаимоотношения  и стиль воспитания в семье, взаимоотношения, сложившиеся с педагогами, одноклассниками и друзьями, а также тот поток агрессии, который подросток ежедневно встречает на экранах телевизоров, в кинотеатрах, а компьютерных играх.

 

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

3.1 Процедура проведения  психодиагностического исследования

 

Участники исследования. Группа подростков 13-17 лет (6-11 классы закопской  средней школы) в количестве 40 человек. Из них 20 мальчиков и 20 девочек.

Выбор методик исследования.

Для выбора адекватного инструментария, мы познакомились с существующими  техниками и методиками, которые  направлены на диагностику агрессивного поведения.

Достаточно известным  является тест «Самооценка психических  состояний (по Айзенку). Тест включает четыре блока, каждый из которых предоставляет 10 вопросов о различных психических  состояниях человека. Итог баллов по первому  блоку диагностирует состояние  тревожности; второй блок - состояние  фрустрации; третий - состояние агрессивности; четвертый - состояние ригидности.

Наиболее часто психологи  используют тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки. Методика предназначена  для диагностики агрессивных  и враждебных реакций человека. Указанная  методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждается ее высокая валидность и надежность.

Методика представлена как  самоотчет о склонности к разным формам агрессивного поведения, включает 75 пунктов и 8 шкал: «Вербальная агрессия», «Негативизм», «Непрямая агрессия», «Обидчивость», «Раздражительность»», «Физическая агрессия», «Подозрительность», «Чувство вины». Суммарные показатели шкал (1;2;3):3 - индекс агрессивности; (6;7):2 - индекс враждебности.

При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться  только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются  таким образом, чтобы в наибольшей  степени ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность  как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной  сферы личности. Поэтому вопросником  Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками. В нашем случае это опросник по Айзенку.

Процедура исследования. Испытуемым давался сначала опросник Баса-Дарки, они получали необходимые инструкции. После ответа на первый опросник испытуемому  давался опросник Айзенка, так же с необходимыми инструкциями.

После чего полученные данные были обработаны и занесены в протокол.

 

3.2 Качественный и количественный  анализ результатов исследования

Данные по типам реакций  сведены в таблицы.

 

Таблица 3.1 Оценка психических  состояний по Айзенку.

Испытуемые Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность

1мальчики 4 4 13 9

2 4 7 8 10

3 10 6 6 13

4 8 6 5 6

5 9 9 10 10

6 9 5 9 10

7 6 11 8 6

8 5 5 6 14

9 9 4 9 7

10 7 9 10 13

11 11 9 14 12

12 5 8 11 12

13 5 7 19 10

14 3 7 10 12

15 3 8 6 14

16 5 6 5 11

17 6 6 9 7

18 14 7 12 13

19 5 7 5 8

20 9 7 4 6

21девочки 7 15 13 11

22 8 6 8 6

23 10 5 3 9

24 7 8 3 9

25 8 12 5 12

26 8 14 6 10

27 8 10 8 12

28 4 6 5 6

29 6 7 5 11

30 5 7 8 9

31 7 6 3 10

32 7 12 6 8

33 12 10 7 3

34 2 4 6 8

35 3 7 13 5

36 5 5 9 10

37 6 7 12 5

38 3 4 6 6

39 9 6 10 8

40 2 4 11 9

Исходя из данных таблицы  видно, что большинство показателей  находится в пределах нормы.

Среди мальчиков у №18 индекс тревожности находится на границе  допустимого уровня. Индекс фрустрации у всех испытуемых в пределах нормы. Лишь у одного испытуемого № 13 индекс агрессии завышен, но по остальным характеристикам  в пределах нормы. У испытуемых № 8, 14 индекс ригидности находится на границе нормы.

Среди девочек индекс тревожности  у всех в норме. Индекс фрустрации у испытуемой № 21 завышен, так же можно заметить, что показатели по агрессивности и ригидности хоть и в пределах нормы, но довольно высоки. Индекс агрессивности у всех испытуемых в предал нормы, как и индекс ригидности.

В данной работе мы обратились к методам математической обработки  статистических данных, в частности, использовался t-тест для средних  показателей (критерий Стьюдента). Расчеты  производились при помощи программы SPSS. Сравним группу мальчиком и  девочек по индексу агрессивности.

Среднее по агрессивности:

Мальчики – 8,95 Девочки  – 7,35

t = 1,471; Р= 0, 149

Данное различие находится  в зоне не значимости. Существенных различий между группа по данному  критерию не найдено.

Следующий этап исследования проводился по Методике диагностики  показателей и форм агрессии Басса-Дарки. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, авторы выделили следующие типы реакций:

Фа - физическая агрессии (применение агрессии к другому человеку).

Ка - косвенная агрессия (направленная на другого в форме насмешек или  не направленная ни на кого - топот ногами, разбитие посуды и т.д.).

Р - раздажение (готовность к  проявлению агрессии, грубости).

Н - негативизм (опозиционные реакции, направленные против устаноившихся  правил, обычаев).

О - обидчивость (зависть, ненависть  при чувстве гнева на весь мир.

П - подозрительность (недоверие  к людям, которое основано на стремлении причинить вред).

Ва - вербальная агрессия (выражение  негативных чувств в форме скандала, крика)

Чв - чувство вины (степень  убежденности человека, что он плохой).

Ив - индивидуальная враждебность

Иа - индивидуальная. агрессия

Полученные результаты обсчитаны  с помощью ключей подсчета и сведены  в таблицы. Отдельно по девочкам и  по мальчикам.

 

Таблица 3.2 Результаты исследования показателей и форм агрессии по методике Басса-Дарки

Испытуемые Фа Ка Р Н О П Ва Чв

1мальчики 6 5 8 3 5 9 9 5

2 3 4 5 4 4 6 6 8

3 3 5 8 3 4 6 6 6

4 4 4 3 4 2 2 5 8

5 4 3 3 2 3 9 6 8

6 1 3 3 1 4 4 7 2

7 1 5 2 3 6 6 2 9

8 5 7 6 1 0 6 7 7

9 4 6 7 3 2 10 11 5

10 4 4 4 3 5 5 9 5

11 3 5 7 3 4 5 5 7

12 5 4 5 3 6 5 8 8

13 7 5 7 5 6 8 8 6

14 5 5 3 2 4 7 8 5

15 5 4 4 3 4 7 9 4

16 5 3 4 2 6 5 6 6

17 4 4 2 3 3 5 10 4

18 7 6 9 3 5 9 13 8

19 5 3 6 3 4 6 6 6

20 5 7 4 2 5 4 7 4

21девочки 6 7 10 3 7 7 7 6

22 2 3 4 0 2 4 4 7

23 3 3 3 1 3 7 3 6

24 2 4 0 1 5 5 3 4

25 4 3 7 4 5 8 5 6

26 4 1 3 3 3 7 3 5

27 3 5 3 3 3 9 10 5

28 3 5 5 2 5 6 7 8

29 4 7 6 3 4 5 8 5

30 5 7 5 4 7 6 4 6

31 5 5 1 2 4 5 5 7

32 3 8 6 4 4 4 6 6

33 3 7 5 2 5 6 7 7

34 2 4 1 1 6 2 3 6

35 3 2 0 1 4 4 5 3

36 5 5 3 3 3 2 1 5

37 3 7 5 2 1 1 5 6

38 2 8 8 4 3 6 9 7

39 2 8 5 4 2 9 6 8

40 4 5 4 3 2 5 7 4

Таблица 3.3 Среднее значение по шкалам агрессии, полученных по методике Басса-Дарки для девочек

Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражительность Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины

3,4 5,2 4,2 2,5 3,9 5,4 5,4 5,85

Таблица 3.4 Среднее значение по шкалам агрессии, полученных по методике Басса-Дарки для мальчиков

Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражительность Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины

4,3 4,6 5 2,8 4,1 6,2 7,4 6,05

Сравнительный анализ средних  показателей с применением t-критерия Стьюдента девочек и мальчиков, полученных по результатам теста  Басса-Дарки.

Физическая агрессия. t = 2, 026; Р= 0,05 значение критерия находится  в зоне неопределенности, но у нас  есть основания полагать, что физическая агрессия преобладает у мальчиков.

Вербальная агрессия. t = 2, 693; Р= 0,01 значение критерия находится  в зоне значимости, это значит, что  вербальная агрессия значимо преобладает  у мальчиков.

Косвенная агрессия. t = -1,095; Р= 0,282 различия не значимы, косвенная  агрессия равно выражена у мальчиков  и девочек.

По показателю ФА - физическая агрессия, - определилась тенденция  преобладания у мальчиков.

По показателю ИВ - индивидуальная враждебность, - преобладание у мальчиков.

В результате диагностирования по Методике Басса-Дарки, мы получили результаты по двум показателям:

Индекс враждебности, которые  включает в себя шкалы 5 - обида и 6 - подозрительность. Это реакция, развивающая  негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Отличий  между ними не выявлено.

Индекс агрессивности, которая  включает в себя шкалы 1 - физическая агрессия, 3 - раздражение, 7 - вербальная агрессия. Это выражение негативных чувств при малейшем возбуждении  вербально или физически.

 

Таблица 3.5 Индексы враждебности и агрессивности по методике Басса-Дарки.

Испытуемые Индекс враждебности Индекс агрессивности

1м 14 23

2 10 14

3 10 17

4 4 12

5 12 13

6 8 11

7 12 5

8 6 18

9 12 22

10 10 17

11 9 15

12 11 18

13 14 22

14 11 16

15 11 18

16 11 15

17 8 16

18 14 29

19 10 17

20 9 16

21ж 14 23

22 6 10

23 10 9

24 10 5

25 13 16

26 10 10

27 12 16

28 11 15

29 9 18

30 13 14

31 9 11

32 8 15

33 11 15

34 8 6

35 8 8

36 5 9

37 2 13

38 9 19

39 11 13

40 7 15

 

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6, 5—7±3. При  этом обращается внимание на возможность  достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Среднее по индексу агрессивность:

Мальчики- 16,7 ; Девочки – 13.

С помощью t критерия Стьютенда  проверим значимость этих различий. Значение t-2,459 уровень значимости равен – 0,19. полученные данные не позволяют  говорить нам о различиях в  уровне агрессии между мальчиками и  девочками.

Среднее по индексу агрессивности:

Мальчики- 10,3 ; Девочки – 9,3.

Аналогичная проверка c помощью t критерия Стьютенда индекса враждебности не дала значимых различий, уровень  враждебности у мальчиков и девочек  различается не значимо.

По результатам анализа  показателей всех участников можно  сказать, что по первому показателю враждебность 50% мальчиком и 30% девочек  имеют высокие оценки, что свидетельствует  о выраженности данной реакции. У  остальных подростков результаты не превышают норму (7+ - 3).

По второму результату - агрессивность лишь один испытуемый №18 имеет оценку превышающую норму, что говорит о повышенной агрессивности. Остальные испытуемые имеют величину индекса не превышающую норму (т.е. 21+-4).

Среди девочек у № 23,24,34,35,36 и мальчиков №7 величина индекса  очень низкая, что говорит о  низкой частоте выражения негативных чувств.

Обобщая полученные данные можно  сделать вывод, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных  ее проявлениях присуща большинству  детей, но в подавляющем большинстве  показатели по агрессивности, враждебности находятся в пределах нормы. Враждебность же у детей выражена сильнее агрессивности. Были так же обнаружены гендерные  различия в проявлении агрессивности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Агрессия - сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством  него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам  индивидуальные и групповые воздействия  людей. Поэтому все современные  исследования ориентированы на комплексное  изучение различных уровней и  компонентов агрессии.

Разнообразные теоретические  концепции агрессии, по-разному объясняют  психологические механизмы возникновения  агрессии. Наиболее известными являются: теория влечения (З. Фрейд); этологическая  теория (К. Лоренц); теория фрустрации-агрессии (Л. Берковиц, А. Басс); теория социального  научения (А. Бандура); теория принуждающей силы (Фишбах).

В нашей работе мы под агрессией  понимаем «индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического ущерба либо на уничтожение другого  человека или группы лиц» а под  агрессивностью - готовность к агрессивным  действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и  интерпретировать поведение другого  соответствующим образом.

Общеизвестным является, что  подростковый возраст представляет собой остропротекающий переход  от детства к взрослости. Особое положение подросткового периода  в развитии ребенка отражено в  его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический».

 

С физиологической стороны  в организме подроста происходят процессы, оказывающие влияние на его поведение. Первый подростковый период — 11—13 лет у девочек, 13—15 лет у мальчиков. При половом  созревании под влиянием резко возросшего уровня половых гормонов возбудимость нервной системы значительно  повышается и ослабевает процессы торможения: ухудшается работа ГАМК-ергической системы  мозга. Это приводит к раздражительности, легкой утомляемости, расстройствам  сна. Замедляется речь, ухудшаются процессы условного торможения, увеличиваются  латентные периоды сенсомоторных  реакций.

Информация о работе Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков