Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель работы - изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие исследовательские задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
3.Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
4.Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятия «агрессивность» и «агрессия», основные теоретические подходы
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения
2.ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
2.3 Типология агрессивного поведения подростков
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Процедура проведения психодиагностического исследования
3.2 Качественный и количественный анализ исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений S-R-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковиц и Бандура.
Основополагающей для
Берковица оказывается
Сам он дает следующее определение:
«Сила агрессивной реакции
на какое-либо препятствие представляет
собой совместную функцию интенсивности
возникшего гнева и степени связи
между его побудителем и
Теоретическая позиция Бандуры, будучи многокомпонентной, ориентированной на теорию привлекательности концепцией поведения в духе притяжения, представляет собой синтез традиций теории научения и когнитивных теорий мотивации. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий относится не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для личности стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа, например: подчинение, достижение, отступление, конструктивное решение проблемы и т. д. В настоящее время эта теория является доминирующей.
Наиболее известный сторонник данного подхода - Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую. Басс указал ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.
1. Частота и интенсивность
случаев, когда человек
2. Неоднократное достижение
успеха с помощью агрессии
закрепляет соответствующие
3. Культурные и субкультурные
нормы, усваиваемые человеком,
облегчают развитие у него
агрессивности (с детства
4. Влияние оказывает темперамент
человека: импульсивность, интенсивность
реакций, уровень активности
5. Стремление к самоуважению,
к защите от группового
Среди форм агрессивных реакций,
встречающихся в различных
Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Рассмотрим подробно факторы и определяют агрессивное поведение у человека.
Намерение: когда человек
видит, что другой собирается напасть
на него или помешать ему, то решающим
оказывается прежде всего то обстоятельство,
приписываются ли этому другому
агрессивные намерения и
Ожидание достижения цели
агрессии и возмездия за агрессивное
поведение. Пока субъект располагает
возможностями совершения прямой агрессии,
реализация которых не представляет
трудностей, ожидание вероятности нанесения
вреда жертве и тем самым достижение
цели агрессивного действия играют незначительную
роль. Существенное значение это ожидание
приобретает лишь в том случае,
когда ответная агрессия субъекта не
может достигнуть инициатора агрессии
непосредственно, например, нет возможности
с ним встретиться. Тогда может
последовать непрямая агрессия, типа
нанесения ущерба собственности
агрессора или его репутации.
Вероятность, что подобные косвенные
агрессивные действия на самом деле
поразят агрессора, весьма различна
и является в качестве ожидания последствий
результата действия - одним из решающих
детерминантов. Например, если единственное,
что человек может сделать, состоит
в жалобе на агрессора начальнику,
а поведение последнего не позволяет
надеяться на его заинтересованность
в содержании жалобы и в принятии
им мер, то часть возникшей агрессивной
тенденции останется
Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.
Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия.
Итак, в самых общих
чертах алгоритм развития агрессивного
цикла выглядит так: в начале происходят
невидимые наблюдателю и
1.2 Гендерные отличия
Тот факт, что агрессивность
у мужчин выше, чем у женщин, установлен
во многих исследованиях, хотя некоторые
авторы это, казалось бы очевидное положение,
оспаривают. Так Т. Тигер на основе
обстоятельного анализа данных заключает,
что до 6 лет различий между мальчиками
и девочками нет и что
Половые различия в побуждении к разрушению выявлены при анкетировании студентов, вспоминавших свое детство. В наше время тенденция большей физической агрессии мальчиков продолжает сохраняться. Исследователями установлено, что среди лиц, уличенных в жестоком обращении с детьми, число мужчин превышает число женщин в два раза.
По данным В.С. Савиной , мальчики
9-10 лет больше проявляют агрессивность,
чем девочки того же возраста, притом
в форме как физической так
и вербальной агрессии. Как показано
П.А. Ковалевым (1996), лица мужского пола
преимущественно склонны к
Сходные данные получили финские исследователи, изучая детей 11-12 лет: девочки предпочитали использовать косвенные формы агрессии, а мальчики чаще выражали агрессию открыто (толкались, дрались, кричали).
Л.М. Семенюк (1998) выявила как
различия, так и сходство в проявлении
различных форм агрессии мальчиками
и девочками подросткового
В исследованиях Ж. Дреевой
(2000) выявлено, что компьютерные игры
с элементами агрессии вызывают у
мальчиков большее повышение
показателей раздражения и
Имеются половые различия в отношении к агрессии. Как пишут Р.Бэрон и Д. Ричардсон [1;143], ссылаясь на ряд авторов, женщины, в отличие от мужчин, считают склонность к доминированию у своего возможного супруга весьма привлекательной чертой. Эти данные дают возможность биологам предполагать, что напористое поведение как форма проявления агрессивности, может помогать мужчинам передавать свои гены последующему поколению. Мужчины после агрессивного поведения, как правило, в меньшей степени испытывают вину и тревогу. Женщины же, напротив, обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих. Проявив агрессию, они скорее будут реагировать на нее чувством вины и страха, отмечает Х.Хекхаузен [7;с.366]. Так мать, побив в гневе своего ребенка, после этого может плакать вместе с ним.
Более того, женщины рассматривают агрессию, как выражение эмоционального напряжения при гневе. Мужчины же относятся к агрессии, как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения [1;с.218].
Различия между мужчинами и женщинами в использовании прямой физической агрессии объясняют разным уровнем тестостерона у тех и других, так как показана связь агрессивного поведения с высокой концентрацией этого мужского полового гормона, в том числе и в опытах на животных.
Конечно это объясняет
только тенденцию большей
Подводя итоги по вопросам теоретического и экспериментального изучения агрессивного поведения, можно сделать такие обобщающие выводы.
Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии.
Основными формами проявления агрессии являются: физическая, косвенная, вербальная агрессия.
Существует большое количество
теоретических концепций
Многочисленные
Многие исследователи
агрессии обнаружили кроме гендерных
отличий в проявлении агрессивного
поведения, так же возрастные отличия.
Особенности проявления агрессивного
поведения у детей
2. ОСОБЕННОСТИ АРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Особое положение
Информация о работе Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков