Гендерные особенности взаимоотношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить гендерные особенности взаимоотношений подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть проблему взаимоотношений подростков.
3. Выявить гендерные особенности взаимоотношений подростков.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ)))))))).docx

— 49.81 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Гендерным особенностям взаимоотношений подростков посвящено множество работ, но, тем  не менее, проблема этого возраста остается неисчерпаемым источником психологических  исследований.

     Эта проблема актуальна так как раскрытие  этой проблемы позволит понять, как  поступать детям переходного  возраста исходя из половой принадлежности, и постоянно меняющимся жизненным  условиям.

     Данная  проблема рассматривалась в психолого  – педагогических науках о человеке, однако основное внимание было уделено  общим вопросам гендерных различий между девочками и мальчиками, а не вопросу взаимоотношений детей данного возраста.

     Практическая  реальность показывает, что подросток  не обладает достаточными умениями правильно  вести себя в тех или иных ситуациях, и всё чаще сталкивается с проблемой  непонимания внутри своей гендерной  группы.

     В настоящее время в различных  областях научного знания имеются исследования, посвященные гендерным проблемам. Наличие особенностей развития мальчиков  и девочек было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В. Абраменковой, Р. Бэрона, В.Д. Еремеевой, В.Е. Кагана, А.В. Либина, И.И. Лунина, Д. Ричардсона, Т.П. Хризман, Т.И. Юферовой и др.

     Привлекают  внимание специалистов и гендерные  аспекты возрастных особенностей личности (Ш. Берн, И.Я. Каплунович, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Т.А. Репина, А.Л. Сиротюк и др.).

     Исходя  из темы курсовой работы была сформулирована проблема исследования: «каковы гендерные  особенности взаимоотношения подростков». Решение данной проблемы и составляет цель данного исследования.

     Цель  исследования: Изучить гендерные особенности взаимоотношений подростков.

     Задачи  исследования:

     1. Изучить литературу по проблеме  исследования.

     2. Раскрыть проблему взаимоотношений  подростков.

     3. Выявить гендерные особенности  взаимоотношений подростков.

     Объект  исследования: Взаимоотношения подростков.

     Предмет исследования: гендерные особенности  взаимоотношений подростков.

     Гипотеза  исследования заключается в следующем: в межличностных отношениях подростков прослеживается тенденция выбора сверстников своего пола.

     Методы  исследования:  

     1. Теоретический анализ научной  литературы по заявленной проблеме.

     2. Методы сбора информации: социометрия.

     Опытно  – эксперементальная база исследования: УО «Ленинская средняя общеобразовательная  школа Жабинковского района».

     ГЛАВА 1

     теоретический анализ проблем взаимоотношений подростков в психологии

 

     1.1 Взаимоотношения подростков как психологический феномен 

     Определяя понятие «взаимоотношения», следует  подчеркнуть в соответствии с  семантикой термина, что это обязательное взаимное отношение человека к человеку. На самом деле не все отношения  человека к другим людям могут  рассматриваться как взаимоотношения.

     Взаимоотношения – это обязательно прямые межличностные  отношения. Они могут быть непосредственными  – «лицо к лицу» или опосредованными  какими-то средствами коммуникаций(телефон, телеграф, радио, телевидение); могут  быть одновременными или отсроченными (как, например, при переписке), но в  них всегда сохраняться действительная возможность взаимоотношений.[4, c. 24].

     Под взаимоотношениями мы понимаем личностно  значимое, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое  представляет собой их внутреннее состояние. Общение же в данном случае –  это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется  и проявляется; это такое поведение  людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

     Взаимоотношения подростков зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают  большое влияние на характер и  результаты выполнения ими социально-ролевых  функций.[4, c. 28].

     Следовательно, взаимоотношения – это специфический  вид отношений человека к человеку, в котором имеется возможность  непосредственного (или опосредованного  техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного  отношения.

     По  своей модальности взаимоотношения  могут совпадать с отношениями. Они могут быть объективными, субординационными (начальник – подчинённый), функциональными  и т.д. и вместе с тем личными, индивидуальными, эмоциональными.

     Взаимоотношения, с одной стороны, реализуются  и проявляются в процессе общения, представляя собой его мотивационно - потребностную основу, с другой – видоизменяются, развиваются, формируются  в зависимости от особенностей его  протекания. В живом акте межличностного отношения слиты воедино операциональный, процессуальный, внутренний, мотивационный  «отношенческий» компоненты.[3, c. 267].

     Изучение  взаимоотношений в группе сверстников  проведенное в русле социометрии, показало, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут  на себе отпечаток реальных социальных зависимостей, имеющих место во «взрослом» обществе.

     Итак, в основе развития взаимоотношений  в группе лежит потребность в  общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными  детьми неодинаково. Это обусловлено  тем, что для каждого человека в группе возникает своя неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение  и в системе личных и в системе  деловых отношений.

     Под взаимоотношениями мы понимаем личностно  значимое образное, эмоциональное и  интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой  их внутреннее состояние. [1, c.576].

     Недостаточная способность к восприятию себя членом коллектива, общества сказывается преимущественно  в подростковом возрасте именно потому, что у подростков и в норме происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения, создаются предпосылки к ухудшению взаимоотношений с окружающими. Рост самосознания подростка, стремление занять престижное положение в группе сверстников ставят перед воспитателем сложные задачи. Ему надо знать, в какие неофициальные микрогруппы (в классе, вне школы) включен подросток, какую направленность, ( социально отрицательную, социально положительную) и какие ценности имеет данная группа, какая группа для подростка является референтной (образцом на который он ориентируется), кто является вожаком группы и какую роль в ней играет он сам. [6, c. 35].

     Престижность  группы, как известно, сплошь и рядом  ставится подростком выше авторитета родителей и учителей. Поэтому  педагогические мероприятия могут  быть действенными только при учёте  первичного круга общения подростков в малых неофициальных группах. В группах возникают своеобразные социально – психологические  феномены: психическая индукция, комформизм, внушаемость, мнение, слухи, подражание и т. д.

     Подражает подросток чаще всего своему более  колоритному или «удачливому» сверстнику, копирует с него формы поведения, которые по общечеловеческим понятиям могут быть отнюдь не желательными (курение, употребление спиртных напитков, жаргон и т. п.). [6, c. 36].

     Группа  сверстников для подростка является той непосредственной микросоциальной  средой, без которой он не может  обойтись. В группе равных по социальному  статусу подростки находят эмоциональный  настоящий контакт и понимание, потому что её членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В  общении друг с другом они удовлетворяют  жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку  представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в  эффективности своей деятельности, сравнивать себя, с себе подобными. [2, c. 624].

     Группа  во многом диктует подростку формы  поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим.

     В многочисленных работах, посвященных  исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений  на становление сплоченности, ценностно-ориентационного  единства членов коллектива. Поэтому, в качестве объяснительного принципа изучения межличностных отношений, А.В. Петровский предлагает принцип  деятельного опосредствования межличностных  отношений, опирающийся на общепсихологическую  теорию деятельности Л.С. Выготского –  А.Н. Леонтьева: объектом исследования выступает коллектив. Применительно  к социальной психологии введения принципа деятельностного опосредствования позволяет преодолеть фактически существующий параллелизм в изучении межличностных  отношений, проявляющийся в анализе  межличностных отношений вне  совместной деятельности, а совместной деятельности – вне межличностных  отношений. Совместная предметная деятельность, во-первых, порождает, вторит межличностные  отношения её участников; во-вторых, является средством, орудием, через  которое только и могут быть преобразованы  межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных  отношений в ходе совместной деятельности предполагает собой движущую силу развития социальной группы. Все эти черты  совместной деятельности с предельной отчетливостью проявляются при  анализе межличностных отношений  в коллективе. Прежде всего, благодаря  использованию категории совместной деятельности, А.В. Петровский вводит в  социальную психологию малых групп  идею развития социальной группы. Эта  идея концептуально фиксируется  через понятие «уровень развития группы». Коллектив же выступает  как группа высокого уровня развития. Далее, в коллективе более ярко, чем в других, проступает исследуемая А.В. Петровским многоуровневая структура межличностных отношений. Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различную психологическую природу этих отношений и понимать, что они образуют различные слои (страты) групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные. [9, c. 69].

     Многоуровневая  структура межличностных отношений  в коллективе по Петровскому А.В. Основу групповой структуры образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. По сути своей это  хотя и ядерное – по отношению  к психологическим стратам, - но не только лишь психологическое образование. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива, являющегося  частью общественного целого. Первая ядерная страта – психологическая  по своей сущности - фиксирует отношения  каждого члена группы к групповой  деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию  деятельности, ее социальный смысл  для каждого участника. Во второй страте локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных  содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями, которые в конечном являются проекцией  идеологических конструкций, функционирующих  в обществе. Именно сюда, видимо, следует  отнести различные феномены межличностных  отношений, например, коллективистическое  самоопределение и другие, о которых  речь пойдет дальше. Деятельностное опосредствование – принцип существования и  принцип понимания феноменов  второй психологической страты. Поверхностный  слой межличностных отношений предлагает наличие связей (главным образом  эмоциональных), по отношению к которым  ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Это не значит, что такие связи в полном смысле слова непосредственные. Итак, рассмотрев межличностные отношения, в целом ниже мы выделим феномены межличностных отношений. Дело в том, что многочисленные концепции групповой динамики в традиционной социальной психологии (К. Картрайта, Зандера, К. Левина и других), берут в качестве одного из исходных феноменов межличностных отношений, выражающего тип взаимодействия между личностью и группой, феномен конформности. Группа «давит» на личность, а она либо послушно подчиняется мнению группы, превращается в соглашателя, и тогда ее характеризуют как конформиста; либо личность идет вопреки мнению группы, противостоит социальному окружению, и тогда ее характеризуют как конформиста. Теперь взглянем на эти определения через призму теории деятельностного опосредствования межличностных отношений. За этим фактом выступает новый социально-психологический феномен межличностных отношений, который А.В. Петровским был назван феномен коллективистского самоопределения. Он заключается в том, что отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива. Именно коллективистское самоопределение, в котором проявляется сознательная солидарность с ценностями и задачами коллектива, снимает мнимую дихотомию «конформизм или нонкомформизм». На смену альтернативе «эгоизм или альтруизм» приходит феномен коллективистской идентификации, проявляющийся в опосредствованном ценностями и целями совместной деятельности, отношении к участнику этой деятельности как к самому себе при отношении к себе как к другим членам коллектива. [9, c. 48].

Информация о работе Гендерные особенности взаимоотношений подростков