Гендерные особенности взаимоотношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить гендерные особенности взаимоотношений подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть проблему взаимоотношений подростков.
3. Выявить гендерные особенности взаимоотношений подростков.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ)))))))).docx

— 49.81 Кб (Скачать)

     Следующим социально-психологическим феноменом  взаимоотношений является сплоченность. Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг. Первые специальные исследования были выполнены под руководством Л. Фестингера. Ему принадлежит наиболее распространенное и употребимое определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней». Почти два десятилетия спустя Д. Картрайт практически повторил первоначальное определение: «групповая сплоченность характеризуется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней». Представления о сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве развивались А.В. Петровским и сторонниками стратометрической концепции групповой активности. Согласно А.В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом». Причем, как подчеркивает автор стратометрической концепции, «ценностно-ориентационное единство группы как показать ее сплочения, отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, нивелировку личности в группе, например, в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов и т.д. … Ценностно-ориентационное единство в коллективе – это, прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности». Одним из наиболее значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе (настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом); когда же самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива, на межличностные отношения, на общие взаимоотношения, тогда складывается социально-психологический климат. В таком аспекте рассматривают психологический климат Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.А. Моченов, М.Н. и другие. Следовательно, содержательная характеристика социально-психологического климата выражает отношения между членами коллектива. Понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «эмоциональный климат», «духовная атмосфера» и т.п. широко используется в научной литературе как синонимы. Но при определении социально-психологического климата всегда отмечается общее психологическое группы, отражающее интегрированным образом особенности ее жизнедеятельности. [10, c. 69].

     Таким образом, взаимоотношения – это  специфический вид отношений  человека к человеку, в котором  имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения.

     Взаимоотношения, с одной стороны, реализуются  и проявляются в процессе общения, представляя собой его мотивационно - потребностную основу, с другой видоизменяются, развиваются, формируются  в зависимости от особенностей его  протекания. [5, c. 102]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Особенности взаимоотношений подростков 

     В подростковом возрасте общение детей  со своими сверстниками получает наиболее интенсивное развитие. Под взаимоотношениями  мы понимаем личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое  представляет собой их внутреннее состояние. Вовлечение подростка в орбиту уже  не детских интересов побуждает  его к инициативной перестройке  взаимоотношений с окружающими  людьми.

     В подростковом возрасте, структура мотивировок  меняется. Значительно большую роль начинают играть указания на нравственно-психологические  черты личности товарища – «волевой», «честный», «смелый», «скромный», «простой», «трудолюбивый», «веселый». Важно отметить, что мотивировок, основанных на оценке личности одноклассника, значительно  больше в классах, характеризующихся  более высоким уровнем развития коллектива. [5, c. 68].

     В качестве мотива выбора у подростков уже появляются высказывания, свидетельствующие  об осознании потребности внутреннего  общения, сопереживания («вместе мечтать», «вместе строить разные планы  в жизни»).

     Подростки начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с  ним как с маленьким. Подросток  требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его  обязанностям. Как реакция на недопонимание  со стороны взрослого человека у  подростка нередко возникают  разные виды протеста, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме  проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину  протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке  взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник,— переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

     Также в их психологии и поведении  подростков много  детских черт, в частности  недостаточно серьезного отношения  к своим обязанностям, а также  отсутствие у них способности  действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению  отношения подростка к взрослому. И тем не менее промедление  со стороны взрослого в изменении  отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных  условиях может перерасти в стойкий  межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам  в личностном развитии подростка. У  него появляется апатия, отчуждение, укрепляется  убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот  самый момент жизни, когда подросток  более всего нуждается в понимании  и поддержке стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать  на него влияние. 
Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах. 
         В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. [7, c. 394].

     Отношения со сверстниками обычно строятся как  равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками. 
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами,— вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера. 
            С переходом во вторую половину подростничества (примерно с VI класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это — характерная черта детей именно подросткового возраста. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.  
На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.  
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров. [11,c.69].  
            Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к Делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать таким же, приобрести те же личностные качества, знания, умения, навыки. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн». 
Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. 
К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравиться и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задевать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т. п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в V—VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др. 
В VII—VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием. [12, c. 9].

     Выводы  к первой главе:

 

     Взаимоотношения – это специфический вид отношений  человека к человеку, в котором  имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения.

     В подростковом возрасте, когда ведущей  деятельностью является общение, взаимоотношения  строятся в соответствии с половой  принадлежностью по определённым ролевым  правилам.

     Здоровый  интерес подростков к противоположному полу способствует развитию их личности. [8, c. 76].

     Бурное  телесное развитие и идентификация  подростка со взрослыми влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять  интерес друг к другу как к  представителям иного пола.

     По  данным Е.Р. Слободской и Ю.М. Плюснина при пространственной близости (когда  расстояние между ними меньше метра) детей отмечается отчётливое предпочтение мальчиков мальчика, отсутствие взаимных предпочтений друг друга детьми разного  пола. Аналогичный характер предпочтений игры: мальчики предпочитают играть с  мальчиками.

     В развитии личности и социально-моральном  взрослении подростка большую роль играют взаимоотношения с близкими товарищами и друзьями.

     Подростки стремятся к общению и дружбе с теми одноклассниками которые  пользуются уважением. Их привлекают товарищеские качества, знания, умения, смелость, спортивные достижения, внешняя взрослость, самостоятельность. Сближают ребят: сходства в интересах  и любимых занятиях. Общение с  товарищами – источник возникновения  новых интересов подростков.  

     ГЛАВА 2

     ИССЛЕДОВАНИЕ  ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  У ПОДРОСТКОВ 

     2.1 Методика и организация исследования 

     Целью нашей работы является изучение гендерных  особенностей взаимоотношений подростков.

     В исследовании приняли участие 21 подросток в возрасте 14 – 15 лет, из них девушки (13 человек), юноши (8 человек).

     Наиболее  адекватным комплексом диагностики  взаимоотношений, на наш взгляд, можно  считать социометрический метод (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

     Данная  методика предполагает выбор партнера для совместного действия путем  ответа на вопросы типа: «С кем бы ты хотел?…». Такие вопросы называются критериями выбора.

     Каждый  член группы (класса) должен назвать  фамилии тех, кого он выбирает в той  или иной ситуации. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования  с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.

     Диагностика проводилась в классе. Испытуемым было задано три вопроса в соответствии с которым они должны были сделать  три выбора. Бланк с текстом  опросника предлагался каждому  из участников диагностики с соответствующей  инструкцией (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

     На  основе ответов подростков нами была составлена таблица, которая дает представление  о положении, занимаемом каждым учеником в системе межличностных отношений  в классе.

     На  основе полученной таблицы мы составили  социограммма (ПРИЛОЖЕНИЕ В, Г, Д)  которая состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.

     Сначала на чертёж помещают:

  1. в первую группу («звёзды») тех, кто получил наибольшее число выборов (шесть и более);
  2. во вторую группу (предпочитаемые) помещают учеников, получивших 3-5 выборов;
  3. в третью группу (принятые) – получивших 1-2 выбора;
  4. в четвёртую (изолированные) – учеников, не получивших ни одного выбора.

     На  карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками, а девочки – кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под  которым школьник значится в матрице.

     Треугольники  и кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает  в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно  поставить стрелки в обе стороны.

     Неустойчивый  взаимный выбор  на карте обозначается штриховой линией со стрелками в  обе стороны.

     Неустойчивый  невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией со стрелкой в сторону  выбираемого ученика.

     В социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в  следующих категориях.

Информация о работе Гендерные особенности взаимоотношений подростков