Гендерные особенности взаимоотношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить гендерные особенности взаимоотношений подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть проблему взаимоотношений подростков.
3. Выявить гендерные особенности взаимоотношений подростков.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ)))))))).docx

— 49.81 Кб (Скачать)

     «Лидер» («звезда») – член группы, получивший наибольшее количество выборов (на карте  он размещается в первой зоне, в  центре). Он популярен. Однако «звезд»  в группе немного – один-два, реже – три-четыре человека.

     «Предпочитаемый»  – член группы, получивший более  половины или половину максимального  числа выборов. На карте он размещается  во второй зоне.

     «Оттесненный» – термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального  числа выборов в третьей зоне.

     «Изолированный» – лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в  четвертой зоне. [5, c. 87].

     В дальнейшем нужно выяснить следующее:

     – какие личностные качества «звезды», «предпочитаемого» наиболее ценимы членами группы?

     – чем объясняется положение в  классе тех, кого никто не выбрал?

     Популярность  тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, «звезда» умеет устанавливать  контакт с одноклассниками. Популярные часто общительны, хорошо учатся. Они  понимают и оценивают состояние  своих товарищей по классу, помогая  им, входят в их положение.

     В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики  с сомнительным поведением и личностными  качествами, не отвечающими высокими нормами морали.

     Причин  непопулярности также может быть немало.

     В одних случаях это безразличие  к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других –  бездеятельность, вялость, пренебрежительное  отношение к мнению своих товарищей, что отталкивает от них большинство  учащихся. 
 
 

     2.2 Сравнительный анализ гендерных особенностей взаимоотношений подростков 

     Взаимоотношения между учениками в классе –  это те отношения, которые возникают  в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел – трудовых, общественных, бытовых и т.д. По отношению  к этим видам деятельности все  ученики класса занимают одинаковое положение и объективно находятся  в одинаковом отношении друг к  другу. Однако в силу изобретательности, характерной для потребности  человека в общении, как уже об этом говорилось выше, каждый школьник по-разному относится к своим  одноклассникам. [4, c. 36].

     Во  время первого опроса выявлено «звёзд» 2 человека (9,5%), предпочитаемые 9 человек (42,9%), принятые 8 человек (38,1%), изолированные 2 человека (9,5%) (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

     Таким образом во время первого опроса было определено 2 изолированных учащихся. Этих учащихся следует больше вовлекать  в общественную деятельность, приобщать  к коллективу и давать индивидуальные поручения, которые воспитывали  в них ответственность и создавали  ситуацию успеха в коллективе, что  помогло бы завоевать уважение среди  товарищей.

     Статистическая  обработка данных

     Определяется  индекс психологической зависимости (Вз.) следующим образом:

     Вз.= количество взаимных выборов/количество «+» выборов*100%

     Вз.=24/66*100=36,4%

     Для подростка вопрос « С кем ты хочешь вместе сидеть?» значит вместе обсуждать различные события  из жизни класса, и вместе дружить  и т.д. и т. п. Таким образом, данный критерии «С кем ты хочешь сидеть?»  объединяет множество слабых критерий, и, чтобы сделать выбор, надо найти какую-то равнодействующую многочисленных зависимостей, которые сильный критерий требует учесть. Может быть, решать задачи лучше всего было бы с Колей, а писать диктант с Викой, а дежурить с Машей и т.д. Но школьник выбирает Пашу, потому что с ним ему неплохо во всех ситуациях (хотя в каждом отдельном случае предпочтительнее был бы другой ученик). В эксперименте «Выбора товарища по парте», как мы предполагали, выявляются весьма обобщенные взаимоотношения между учениками класса. Но в данном случае возможен выбор по каким-либо утилитарным соображениям. Каким бы сильным и общим ни был этот критерий выбора. Никогда нельзя быть заранее уверенным в том, что удалось выявить действительно непосредственное выбирающего к выбираемому. Вполне возможно, конечно, что не утилитарное соображения определяют выбор ребёнка, а непосредственная симпатия, но это гипотеза, которую необходимо проверить, а не положение, на которое можно опираться.

     Во  время второго опроса выло выявлено «звёзд» 2 человека (9,5%), предпочитаемые 10 человек (47,6%), принятые 7 человек (33,3%), изолированные 2 человека (9,5%) (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).

     По  результатам второго опроса так  же как и после первого было выявлено что в классе 2 изолированных  ученика. Девочка которая оказалась  изолированной по результатам первого  опроса так же была изолирована и  по результатам второго опроса. Мы думаем что классный руководитель должен понаблюдать за этой девочкой и выяснить причину нежелания общаться ребят  с этой девочкой. Мальчик который  был изолирован по результатам первого  опроса по результатам второго опроса является «звездой». Это говорит  о том что мальчик трудолюбивый и поэтому 6 ребят хотели бы работать с ним на пришкольном участке.

     Определяется  индекс психологической зависимости (Вз.) следующим образом:

     Вз.= количество взаимных выборов/количество «+» выборов*100%

     Вз.=18/66*100=27,3%

     В результате обработки данных количество взаимных выборов было снижено практически  на 10%.

     Во  время третьего опроса выло выявлено «звёзд» 1 человек (4,8%), предпочитаемые 11 человек (52,4%), принятые 7 человек (33,3%), изолированные 2 человека (9,5%) (ПРИЛОЖЕНИЕ И).

     Определяется  индекс психологической зависимости (Вз.) следующим образом:

     Вз.= количество взаимных выборов/количество «+» выборов*100%

     Вз.=22/66*100=33,3%

     По  результатам третьего опроса так  же как и после первых двух было выявлено что в классе 2 изолированных  ученика. Девочка которая оказалась  изолированной по результатам первых двух опросов вновь оказалась  изолирована. Это говорит о том  что классному руководителю  следует  больше внимания уделить этой девочке, попытаться разобраться по какой  причине с девочкой не хотят общаться и донести эти сведения до родителей. Мы думаем что классный руководитель должен вовлечь эту девочку в  общественную деятельность и таким  образом приобщить к коллективу. Мальчик который оказался изолированным  по результатам второго опроса так  же оказался изолированным и по результатам  третьего. Так как данное исследование проводилось на базе школы в которой  я училась, я хорошо знаю этого  мальчика могу сказать что у него неблагополучная семья, родителей  лишали родительских прав и какое-то время он находился в приюте. Возможно из-за того что мальчик очень хорошо учится его выбрал один из учеников в первом опросе. Мальчик очень  замкнутый и если за ним понаблюдать  то можно заметить что на перемене когда все дети бегают по коридору, он стоит один с книгой в руках  опершись о стену. Мы бы хотели посоветовать классному руководитель обратить особое внимание этому мальчику и обязательно показать его психологу.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  ко второй главе: 

     Взаимоотношения между учениками в классе –  это те отношения, которые возникают  в процессе их совместной деятельности.

     В результате проведенного исследования было выявлено что устойчивость социометрического  статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие: внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, тревожность, невербальный язык); успехи в ведущей деятельности; некоторые  свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной  системы и др.).

     Так же можно сказать, что выбор учащихся зависит от вида деятельности в процессе которой они будут взаимодействовать. Однако в силу изобретательности, характерной  для потребности человека в общении, каждый школьник по-разному относится  к своим одноклассникам.

     Деятельность  школьника складывается из учения и  других дел – трудовых, общественных, бытовых и т.д.

     Гипотеза исследования доказана. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе изучения гендерных особенностей взаимоотношений подростков была достигнута цель и решены задачи исследования.

     В курсовой работе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература.

     В первой части работы было рассмотрены  взаимоотношения подростков как  психологический феномен, а также  особенности взаимоотношений подростков.

     Во  второй части работы было описано  исследование гендерных особенностей взаимоотношений.

     Курсовая  работа посвящена исследованию взаимоотношений  подростков. Проведенное исследование помогло выявить особенности  взаимоотношений подростков.

     Эмпирическая  часть курсовой работы посвящена  исследованию особенностей взаимоотношений подростков. Проведенное исследование показало, что взаимоотношения подростков зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевых функций.

     В подростковом возрасте, структура мотивировок  меняется. Значительно большую роль начинают играть указания на нравственно-психологические  черты личности товарища – «волевой», «честный», «смелый», «скромный», «простой», «трудолюбивый», «веселый».

       Взаимоотношения подростков имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе межличностных отношений.

     В подростковом возрасте, когда ведущей  деятельностью является общение, взаимоотношения  строятся в соответствии с половой  принадлежностью по определённым ролевым  правилам.

     Подростки стремятся к общению и дружбе с теми одноклассниками которые  пользуются уважением. Их привлекают товарищеские качества, знания, умения, смелость, спортивные достижения, внешняя взрослость, самостоятельность. Сближают ребят: сходства в интересах  и любимых занятиях. Общение с  товарищами – источник возникновения  новых интересов подростков.

     Взаимоотношения, с одной стороны, реализуются  и проявляются в процессе общения, представляя собой его мотивационно - потребностную основу, с другой видоизменяются, развиваются, формируются  в зависимости от особенностей его  протекания.

     Так же можно сказать, что выбор учащихся зависит от вида деятельности в процессе которой они будут взаимодействовать. Однако в силу изобретательности, характерной  для потребности человека в общении, каждый школьник по-разному относится  к своим одноклассникам.

     Таким образом нами была раскрыта проблема взаимоотношений подростков, выявлены гендерные особенности взаимоотношений подростков.

     Гипотиза  исследования подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

       
  1. Абрамова  Г. С. Возрастная психология /Г. С. Абрамова. М., 1999.- С. 672-675.
  2. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность:  хрестоматия / ред., сост. В. С. Мухина, ред., сост. А. А. Хвостов. - Москва: Academia, 1999. –С. 624-625.
  3. Дарвиш, О. В. Возрастная психология / О.В. Дарвиш; под ред. В Ключко. М., 2003.- С.264-266.
  4. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учебное пособие / Я. Л. Коломинский. - Изд. 2-е, доп. - Минск: ТетраСистемс, 2000. – 430-432 с.
  5. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса : пособие для педагогов и практических психологов / Я. Л. Коломинский. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 1997. – C. 71-239.
  6. Мерзлякова, Ж. В. Общение без агрессии / Ж. В. Мерзлякова // Воспитание школьников : теоретический научно-методический журнал. - 2009. - № 7. - С. 34-37.
  7. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под редакцией А. А. Реана. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК ; Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 411 с. : ил., табл. - (Психологическая энциклопедия). - Библиогр.: с. 394-395.
  8. Сенько, Т. В. Психология взаимодействия. Ч. 1. Базисная структура межличностного взаимодействия : учебное пособие / Т. В. Сенько. - Минск: Карандашев, 1999. - 120 с.
  9. Социальная психология: [учебное пособие] / под ред. А. В. Петровского. - Москва : Просвещение, 1987. - 69с.
  10. Талайко, С. В. Гендерные особенности Я-концепции личности в период средней взрослости  / С. В. Талайко, И. В. Ковалевич // Веснiк БДУ. Серия 3, Гiсторыя. Фiласофiя. Псiхалогiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права : Навукова-тэарэтычны часопiс Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта. - 2007. - № 1. - С. 66-71.
  11. Фёдоров, А. И. Поведенческие факторы здоровья детей и подростков: гендерный аспект  / А. И. Фёдоров, С. Б. Шарманова, Г. К. Калугина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : Научно-методический журнал. - 2007. - № 3. - С. 9-12.
  12. Шкуричева, Н. А. Изучение причин трудностей в межличностных отношениях школьников / Н. А. Шкуричева // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2009. - № 12. - С. 7-11.

Информация о работе Гендерные особенности взаимоотношений подростков