Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:06, статья
Аннотация: в статье рассматриваются гендерные различия в менеджменте и особенности женского управления. Подчеркивается необходимость изучения гендерных аспектов менеджмента, обусловленная динамичным проникновением женщин в управление экономикой, появлением новой социальной страты деловых женщин.
Ключевые слова: женщина, руководитель, карьера, лидерство.
Гендерные различия в современном менеджменте.
Лебедева Т.П.
Tanya1.92@bk.ru
«Северо-Кавказский федеральный университет».
Ставрополь, Россия.
Аннотация: в статье рассматриваются гендерные различия в менеджменте и особенности женского управления. Подчеркивается необходимость изучения гендерных аспектов менеджмента, обусловленная динамичным проникновением женщин в управление экономикой, появлением новой социальной страты деловых женщин.
Ключевые слова: женщина, руководитель, карьера, лидерство.
В современной России в условиях нестабильности экономики и быстро изменяющейся бизнес - среды происходит активное развитие женского менеджмента не только в «традиционных» женских отраслях(сфера услуг, торговля )но и в сфере политики, бизнеса, и финансов. Разрушаются управленческие стереотипы, благодаря которым женщины-руководители доказывают, что способны достигать цели и эффективно управлять современными организациями. Можно с уверенность утверждать, что преобразования и рост являются именно теми факторами, благодаря которым женщины достигают карьерных вершин.
С биологической точки зрения женщина более предрасположена к активной жизни, чем мужчина. Современные деловые качества активно используют свои возможности, специфику особого поведения, в котором наблюдается отход от рационализма, привлечение к деятельности природных качеств [9]. Немаловажными являются и психологические качества, такие как доверие, открытость, сочувствие, которые позволяют слабому полу вести свой бизнес к успеху.
Необходимо признать, что долгое время только мужчины занимали высокие посты, дающие властные полномочия, а женщине отводилось роль хранительнице очага, жены и матери. Такое разграничение ролей мужчины и женщины твёрдо устоялись в обществе вплоть до 1960-х годов. Трудовой путь женщины начинался в некоммерческих организациях, на общественных началах. Однако женщины стремились занять более высокое положение в обществе, им приходилось искать новые источники самореализации. В итоге это привело к тому, что они освоили те виды занятий, которые раньше принадлежали мужчинам.
В гендерной психологии зарубежных лет главное внимание уделяется сложностям, с которыми женщинам приходится сталкиваться в процессе карьерного становления и роста.
Одной из самых распространенных
гипотез является гипотеза « стеклянного
потолка», под которым имеется
в виду невидимая, но реальная преграда,
на которую наталкивается женщина-
В работе Р. Кентер « Мужчины и женщины в организации» указано, что в организациях, в которых женщин мало, она находятся в особом положении, тем самым выступая в роли токенов (от англ. Token-символ). Токены в виду своей многочисленности более заметны, вопринимаются более стереотипно, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины менеджеры в мужском деловом мире выступают именно в роли токенов [1].
Р.Кентер также выделила четыре неформальные роли женщин-токенов:
Первая неформальная роль- «мать». Женщины данного типа проявляют эмоциональную поддержку, а не деловую активность. Вторая роль- «соблазнительница», в которой женщина выступает лишь сексуальным объектом мужчины, с высоким должностным статусом,тем самым вызывая чувство негодования у коллег- мужчин. Неформальная роль « талисман» означает, что женщина является милой , приносит удачу, но это не деловая женщина. И наконец, последняя неформальная роль «железная леди», проявляет неженскую жестокость и они особенно изолированы от группы.
Данные роли свидетельствуют о неблагоприятной ситуации, в которой приходится работать женщинам. Они мешают им занять положение равных доминантов в группе, а также снижают их возможности карьерного роста.
Очевидно, что необходимость
сочетать профессиональные и домашние
обязанности оказывают
Таким, образом остается актуальной задача по созданию благоприятных условий, способствующих эффективному совмещению материнской функции с профессиональной, с тем чтобы женщина имела возможность свободного выбора жизненного поведения [3].
Российские социологи выделяют шесть направлений в стилях управления женщины руководителя [4]:
Первое направление: "Дама в белых перчатках" – внешне играет в порядочность, уважительность, честность, а на самом деле делает гадости и унижает достоинства других "приличными методами".
Второе направление: "Холодно-высокомерная леди" – в ее интересах только карьера, и никаких душевных состояний, она избегает неформального общения с подчиненными, не проникается их заботами и потребностями, разговаривает свысока, всячески подчеркивая свое руководящее превосходство, легко ранит словом.
Третье направление: "Жуткая сплетница". Её слабость – сплетни и перемывание косточек.
Четвёртое направление российские социологи назвали "Капризная барышня". Отличительная черта – замкнутость на себе, недоброжелательство, бестактность во взаимоотношениях с подчиненными, вечное недовольство результатами их работы.
Пятое направление: женщина "Синий чулок". Упорна и работоспособна. Настоящая деловая женщина, но, как правило, одинокая женщина, которая категорично судит обо всем
И наконец, есть руководители
с так называемым смешанным, размазанным
стилем, в котором не проявляется
или слабо сказывается их индивидуальность,
самобытность. Главные причины формирования
такого стиля – попытка превратить
себя в некий идеал, подстроиться
под стиль вышестоящих
Однако у слабого пола присутствуют черты характера, которые снижают эффективность управления: мягкость, трудность в наказании за ошибки, эмоциональность, сниженный потенциал риска. Но существуют и ограничения, которые свойственны всем менеджерам вообще, независимо от пола. Это говорит о нецелесообразности жесткого разграничения в менеджменте мужских и женских составляющих, о том, что успешный менеджмент не имеет половой специфики.
Эффективные руководители обладают двойным репертуаром управленческих технологий - и мужским и женским, демонстрируя смешанный тип лидерства, не имеющий четких половых признаков. Как мужчины, так и женщины имеют равные возможности для управления организацией, и характеристики пола практически не выступают ограничителями для эффективного руководства[6].
А. Чирикова отмечает, что исследования, проведенные с руководителями частного бизнеса, дают основания предполагать, что не следует преувеличивать специфику женского и мужского лидерства. Лидерские качества имеют общую природу и не зависят напрямую от половых различий. Как показало исследование, относительно совпадающие качества мужчин и женщин-директоров следующие: умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, постоянная готовность к изменением, способность к нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности других людей, умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию. Эти выводы хорошо подчеркивают, что успешное лидерство осуществляют те из руководителей, которые независимо от своего пола имеют психологический репертуар поведения и мужчин, и женщин-управленцев. Это означает, что и мужчины, и женщины имеют практически равные возможности для управления предприятием и характеристики пола практически не выступают ограничителями для эффективного менеджмента [5].
Структура населения в России на протяжении многих десятилетий характеризуется преобладанием женщин, которые в настоящее время составляют на уровне примерно 55%. Большинство женщин-руководителей находятся в самом продуктивном для менеджера возрасте: 73% — от 30 до 50 лет, 13,7% — старше 50 лет, 12% — до 30 лет. Женщины имеют более высокий образовательный потенциал по сравнению с мужчинами [7]. В частности, высшее и среднее специальное образование имеют 46% работающих женщин и только 34% работающих мужчин. По прогнозам специалистов, такой же разрыв сохранится и в будущем. Среди тех, кто имеет высшее образование, женщины составляют больше половины. Данные обследований показывают, что свыше 70% женщин оценивают свои управленческие способности не ниже мужских, а 30% убеждены в лучшем по сравнению с мужчинами умении управлять людьми. Около 70% женщин — лидеров предпринимательства считают, что «женские» технологии менеджмента более адаптивны к современным условиям.
Женщины в России сегодня возглавляют примерно 30% предприятий малого и среднего бизнеса. Существуют предположения, что в скором будущем эта доля составит 50% при одновременном увеличении стоимости управляемых объектов. В регионах женское предпринимательство развивается динамичнее мужского (преимущественно в малом бизнесе) и превышает последнее по темпам роста в 1,3—1,5 раза, что соответствует общемировым тенденциям. [10].
Следует отметить, что исследования, проводимые в области менеджмента, в подавляющей части сфокусированы на «мужской» стороне организаций. Мужчины и их поведение стали стандартом, с которым сравнивается поведение женщин. Поэтому большинство рекомендаций по оценке поведения личности, анализу управленческих ситуаций, разработке управленческих решений, этикету мужских позиций. Особенности поведения и реакции женщины на внешнюю среду, мотивация ее поступков, личностные характеристики замалчиваются или рассматриваются в виде исключения из общепринятых правил. В некоторых источниках женщины представляются как некая часть весьма специфической группы: «многие женщины, представители национальных меньшинств и лица с какими-либо физическими и умственными недостатками...», «отношение организации к женщинам и другим меньшинствам» [8], [2].
Таким образом, современный менеджмент становится всё более гибким и подвижным. Женщины наряду с мужчинами достигают высоких карьерных целей, используют свои профессиональные навыки на посту руководителей для достижения эффективной работы организации.
В заключение необходимо отметить, что
эффективные преобразования в российской
экономике немыслимы без
Литература
Информация о работе Гендерные различия в современном менеджменте