Агрессивное поведение детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Довольно часто дети, находящиеся на границе между детством и взрослостью, имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание, плохой успеваемости в школе. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, подростки любят покритиковать других, что часто приводит к межличностным конфликтам, а то и к дракам.

Оглавление

Основные данные о работе……………………………………………………………….1
Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть
1. Нарушения поведения………………………………………………………………….5
1.1 Вопросы терминологии……………………………………………………………….5
1.2 Отклонения в поведении……………………………………………………………...8
2. Типология и половозрастные особенности проявления агрессивного поведения…………………………………………………………………………………12
2.1 Половозрастные особенности проявления агрессивности
в поведении детей подросткового возраста………………………………………..12
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста……………...…………………………………………………..14
2.3 Типология агрессивного поведения современных подростков…………………..20
3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения………………………………23
3.1 Подростковый кризис………………………………………………………………..23
3.2 Коррекционная работа……………………………………………………................26
Заключение………………………………………………………………………………28
Глоссарий………………………………………………………………………...............29
Список использованных источников…………………………………………...............32

Файлы: 1 файл

К.Р. по Возр.психол..doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     Содержание

Основные данные о работе……………………………………………………………….1

Содержание………………………………………………………………………………..2

Введение…………………………………………………………………………………...3

Основная часть

1. Нарушения  поведения………………………………………………………………….5

    1. Вопросы терминологии……………………………………………………………….5
    2. Отклонения в поведении……………………………………………………………...8
 

2. Типология  и половозрастные особенности  проявления агрессивного поведения…………………………………………………………………………………12

2.1 Половозрастные особенности проявления агрессивности

    в поведении  детей подросткового возраста………………………………………..12

2.2 Причины и  специфика проявления агрессивности  детей на разных стадиях подросткового  возраста……………...…………………………………………………..14

2.3 Типология  агрессивного поведения современных  подростков…………………..20 

3. Профилактика  и коррекция агрессивного поведения………………………………23

3.1 Подростковый  кризис………………………………………………………………..23

3.2 Коррекционная  работа……………………………………………………................26

Заключение………………………………………………………………………………28

Глоссарий………………………………………………………………………...............29

Список использованных источников…………………………………………...............32 

        Введение

     Довольно часто дети, находящиеся на границе между детством и взрослостью, имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание, плохой успеваемости в школе. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, подростки любят покритиковать других, что часто приводит к межличностным конфликтам, а то и к дракам.

     Психолого–педагогическая работа с детьми, находящимися на границе между детством и взрослостью всегда являлась весьма непростой деятельностью педагога, который должен выступать и в роли учителя, и в роли психолога. Данная тема является и будет являться актуальной, так как дети взрослеют, переживают массу изменений, к которым не были подготовлены психологически.

    Г.С. Салливан утверждает, что низкая самооценка, это следствие определённых неблагоприятных переживаний, которые препятствуют реализации конъюнктивного побуждения, иными словами ребёнку трудно найти в себе силы выказать расположение к другому человеку. Такое состояние ребёнка приводит к развитию “комплекса неполноценности”, а на фоне “комплекса неполноценности” в процессе интеллектуализации может формироваться “комплекс превосходства”. Таким образом, имеют место детские неврозы различного характера. Высокая тревожность у детей, находящихся в стадии перехода от детства к юношеству, может привести к формированию защитного механизма “комплекса Иона”, который будет препятствовать актуализации личности. Снижение уровня тревожности, предупреждение нежелательного поведения можно добиться, работая с каждым ребенком индивидуально и в группах, например в школьном классе, используя определенные методики и средства.

    Профессиональный  интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

    Однако  анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

    Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

  Основная часть

1 Нарушения поведения. 

1.1 Вопросы терминологии. 

    Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное  ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении "нарушенное поведение" часто рассматривается как синоним словосочетаний "трудный ребёнок", "ненормальное поведение", "ребёнок с нарушениями в аффективной сфере", "девиантное поведение", "отклоняющееся поведение", "делинквентное поведение", "противоправное, преступное, криминальное поведение" и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.

   Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором  устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.

    Для характеристики отклоняющегося поведения  используют специальные термины делинквентность и девиантность.

    Если  нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение  у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков.

    Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. Под  определение девиантное поведение  попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие  "задержка в развитии", "отставание в развитии"…Эти термины обозначают детей с дефектами развития. "отклоняющееся поведение" от терминов "отклонение в развитии",

В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение  для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и  агрессоры всегда оцениваются резко  отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

    В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)
  • Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)
  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.  (Uilson)
  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

    Из  этого множества определений  агрессии ни одно не является исчерпывающим  и общеупотребительным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Отклонения в поведении. 

    Проблема  отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

Подростковый  возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

   Девиантное  поведение несовершеннолетних имеет  свою специфическую природу и  рассматривается, как результат  социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий  на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

   Девиантное  поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение  присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.

   В числе  разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как:

  • Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  • Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
  • Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
  • Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
  • Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков