Агрессивное поведение детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выяснить к каким видам агрессии предрасположены подростки с учетом их полового различия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ______________________________________ 4
1.1. ПРИРОДА АГРЕССИИ _____________________________________ 4
1.2. СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ______________ 9
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ ________ 14
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ __________________________________________________14
2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ
ПОДРОСТКОВ _______________________________________ 18
2.3.ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ
К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ _____________________________ 21
2.4.АГРЕССИЯ, КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ______ 23
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА ________________________ 27
ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ______________________________________ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Файлы: 1 файл

Агрессия подростков.doc

— 268.00 Кб (Скачать)


   Национальный Открытый Институт России

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа на тему: «Агрессивное поведение  подростков»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнила студентка группы РС-93

                                               Петрушевская Любовь

                                               Научный руководитель

                                               Преподаватель

                      

                         

 

 

 

                                     Санкт-Петербург 2013

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.  АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  ______________________________________ 4    

    1. ПРИРОДА АГРЕССИИ  _____________________________________  4
    2. СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  ______________  9

2.  ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ  АГРЕССИИ  ________ 14

2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО

 ПОВЕДЕНИЯ  __________________________________________________14

2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ  АГРЕССИИ

 ПОДРОСТКОВ  _______________________________________ 18

2.3.ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ  ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ

 К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ  _____________________________ 21

2.4.АГРЕССИЯ, КАК ФОРМА  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ______  23

3.  ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ  К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ АГРЕССИИ  У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА  ________________________  27

ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ______________________________________  33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Агрессивное (девиантное) поведение детей и подростков является одной из наиболее значимых проблем современной семьи. Агрессивное  поведение детей и подростков тесно связано с чрезвычайно распространенным использованием агрессии родителями в процессе воспитания детей. Кроме того, агрессивное поведение детей и подростков также выступает одной из важнейших проблемой детских образовательных учреждений, где чаще всего является реакцией на непонимание педагогами интересов ребенка или на агрессивное поведение самих педагогов.

Актуализация: успешная профилактическая работа по предупреждению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения

Цель курсовой работы: выяснить к каким видам агрессии предрасположены подростки с учетом их полового различия

Объект курсовой работы: объектом исследования послужили ученики 7,8 и 9 классов школы №167 г. СПБ

Предмет курсовой работы: различные формы подростковой агрессии

Гипотеза:мальчики демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а девочки - косвенной и вербальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1. ПРИРОДА  АГРЕССИИ

Различными исследователями  предложено множество определений  агрессии, ни одно из которых не может  быть признано исчерпывающим.

Во-первых, под агрессией  понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л.Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф.Аллан  описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».

Так же агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую  функцию и организацию; агрессивность  же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее  ущерб. Причем ущерб может быть как  прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). Н.Д.Левитов  описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.

По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы, отказ общаться); прямую и косвенную.

Э.Фромм разграничил  злокачественную и доброкачественную  агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни  и является адаптивной. Псевдоагрессия включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию (фехтование, борьба) и агрессию как социально приемлемое самоутверждение в условиях конкуренции.

Ю.Б.Можгинский выделяет два вида патологической агрессии —  психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия совершается  под действием галлюцинаций и бреда и характеризуется нелепостью разрушительных поступков. Жестокое поведение при трансформированной агрессии первоначально адекватно сложившейся ситуации, но в какой-то момент трансформируется в агрессивно-патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия.

В педагогической, клинической  практике под агрессией понимается преднамеренное причинение ущерба другому  человеку, т. е. приближено к прикладному  пониманию этого термина: «Агрессивное действие — это намеренное поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда» [1]. Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней — снижаться благодаря социальным мерам и психолого-педагогической работе с населением.

В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат 3. Фрейду, который предположил существование не только инстинкта жизни, эроса, но и инстинкта смерти, разрушения [16].

Согласно  инстинктивистским теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. В психоанализе и этологии не придается большого значения ситуативным переменным. Акцент делается на характерном для личности уровне агрессивности.

Согласно  К.Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей, так же как у других живых существ [10].

В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с  влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений.

Теория социального  научения агрессии А. Бандура постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций. Бандура выделял три вида поощрений и наказаний:

1. Подкрепление собственного поведения окружающими.

2. Отношение к самому себе.

3. Наблюдение за поощрением и наказанием другого человека [2].

Агрессия  принимает самые разнообразные  формы. По формальным характеристикам  в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:

• негативные — позитивные (деструктивные — конструктивные);

• явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия — скрытая агрессия);

• вербальные — физические (словесное нападение — физическое нападение);

• прямые — косвенные (непосредственно направленные на объект — смещенные на другие объекты);

• враждебные — инструментальные (с целью причинения вреда/боли другому человеку — с иными целями);

• эго-синтонные (принимаемые личностью) — эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения  считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессия может быть направлена:

• на окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников);

• только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку или на сибсов);

• на животных (птиц, кошек, насекомых);

• на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте);

• на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т. д.);

• на символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Особую опасность  для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура, Р.Уолтере называют ее «асоциальной агрессией» и связывают с «действиями социально-деструктивного характера», в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону [1].

Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).

Чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т. е. имеет социальный контекст. Отрицательные эмоции, вызываемые оскорблением или помехой, ведут к агрессивным намерениям. Чем выше уровень фрустрации, т. е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего [3].

Особый вид агрессивных  действий представляют собой не вызванные  фрустрацией нападения на незнакомых и малознакомых людей. Начавшись  с намеренного оскорбления, диалог с потенциальной жертвой переходит  в ссору, угрозы и может завершиться  физической агрессией. Подобная динамика может специально провоцироваться подростками, которые развлекаются избиением объекта провокации. Чаще всего инициативное нападение осуществляется группой по отношению к лицам другой национальности, другого социального слоя, непохожим на агрессора.

Навязывание моделей  агрессивного поведения реализуется  в масс-медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах  массовой информации провоцируют агрессивность  зрителя, если выглядят реальными и  захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздражительной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. СПЕЦИФИКА  АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией, или же оно зависит от каких-либо иных факторов.

Агрессивное поведение  конкретной личности может дифференцироваться:

1. По степени личностной  вовлеченности:

— ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);

— агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);

— устойчивое агрессивное поведение личности.

2. По степени активности:

— пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);

— активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

3. По эффективности:

— конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);

— деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый ущерб самом личности или окружающим ее людям).

4. По выраженности психопатологической составляющей:

— нормальное агрессивное поведение;

— агрессивное поведение в рамках патологических реакций;

— агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение);

— агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности);

— агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, параноидальный, психический автоматизм, сумеречное расстройство сознания и др.

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

— поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

— аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);

Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков