Агрессивное поведение детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выяснить к каким видам агрессии предрасположены подростки с учетом их полового различия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ______________________________________ 4
1.1. ПРИРОДА АГРЕССИИ _____________________________________ 4
1.2. СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ______________ 9
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ ________ 14
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ __________________________________________________14
2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ
ПОДРОСТКОВ _______________________________________ 18
2.3.ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ
К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ _____________________________ 21
2.4.АГРЕССИЯ, КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ______ 23
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА ________________________ 27
ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ______________________________________ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Файлы: 1 файл

Агрессия подростков.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

— когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);

— мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).

Агрессивное поведение  можно отличить как по внешним  признакам, так и по внутренним репрезентантам. Внутренними репрезентациями агрессивного поведения могут быть идеи, фантазии и аффекты.

В целом мужскому полу приписывается большая склонность к агрессии и физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его  психологическому варианту. Более высокая агрессивность мужчин обусловлена влиянием половых хромосом и гормонов.

Очевидно, что в норме  агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также  выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Агрессивное поведение — дело личного выбора каждого взрослого человека, задача же овладения своей агрессией — одна из труднейших психологических задач.

Физиологическая основа контроля за агрессией связана с  лимбической системой и корой головного мозга. Контроль основных влечений и эмоций осуществляется благодаря действию нейромедиаторов лимбической системы. Если их функция ослаблена, то человек неспособен сдерживать агрессивные побуждения. Повреждения лобной доли коры оказывают сходное действие, т. к. ослабляются социальные навыки. С позиций прогноза агрессивного поведения, у подростков имеют значение черепно-мозговые травмы, которые обусловливают импульсивность поведения, вспышки насилия и трудность обучения новым формам реагирования.

В качестве индивиуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное  поведение, обычно рассматривают такие  черты, как боязнь общественного  неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению).

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение  личности, является ее способность  переносить фрустрацию. В целом фрустрация — весьма распространенное явление, и люди существенно различаются  по способности справляться с ней.

Склонность к антисоциальному  поведению связана с такими базовыми чертами личности, как экстраверсия, психотизм (независимость), нейротизм (эмоциональная неуравновешенность), добросовестность, сговорчивость, враждебность, импульсивность, склонность к риску, самооценка и уровень интеллекта.

Люди с высокими оценками психотизма, по тесту Айзенка, агрессивны, недисциплинированны, жестоки, невнимательны  к потребностям и чувствам других, импульсивны и не склонны к  сотрудничеству. Они проявляют безрассудную смелость, предпочитают все необычное, не испытывают чувства вины. Психотизм усиливает все неблагоприятные влияния на личность, в том числе роль семейного неблагополучия и бедности.

Экстраверты, предпочитающие внешние впечатления одиночеству, часто томятся от скуки, испытывают сенсорный голод, ищут новых острых ощущений. Экстраверсия толкает на преступления, которые выступают как средство испытать себя и выйти победителем в рискованной деятельности. Такая мотивация более характерна для подростков и молодых людей.

Кроме того, агрессивное  поведение свойственно вспыльчивым, обидчивым, мстительным людям. Нередко  криминальное насилие и нарушения  поведения в общественных местах мотивированы скрытой местью. Злость и неудовлетворенность проявляются в любых ситуациях, особенно при ограничении свободы административными нормами. При застревающем аффекте мстительность может стать чертой характера. Возбудимость и демонстративность также способствуют агрессии [14].

На личностном уровне агрессивные преступления совершаются асоциальными, конформными, агрессивными личностями, а также социально неблагополучными людьми с неразвитой системой социальных взаимодействий. Антисоциальные ценности как устойчивые надситуативные мотивы связаны с характерологическими чертами агрессора и, как правило, основаны не только на асоциальном воспитании, но и на пограничных психофизиологических отклонениях. Садистические действия не вызывают у представителей данной группы укоров совести и негативного самоотношения. Вменяемость представителей этой группы не нарушена, а интеллект достаточно развит, чтобы осознавать значение собственных насильственных действий.

Н.А.Ратинова назвала  непосредственную реализацию асоциальных  ценностей смысловой агрессией. Эту группу составляют в основном лица с истерической, возбудимой, эпилептоидной и мозаичной психопатией и — реже — психически здоровые [13].

Значительная доля агрессивных  преступлений совершается под влиянием групповых воздействий. Обвиняемые часто характеризуются ведомостью, подчиненностью лидеру. В этих случаях агрессор снимает с себя личную ответственность за свои действия, неосознанно делегируя ее субъективно значимому авторитету. Частичная идентификация с лидером сопровождается подчинением ему и восприятием прямого контроля над собой как законного.

Наиболее существенными  личностными особенностями криминальных агрессоров являются психопатия в сочетании  с низким уровнем интеллекта [11].

В то же время специалист должен осознавать, что для большинства  людей нормально и естественно  испытывать агрессию, поскольку она является видовой характеристикой. Запретить и искоренить агрессивные импульсы нельзя. Но возможно и необходимо предотвратить деструктивные агрессивные действия. Ведущая цель психологической работы — повышение индивидуальной способности управления личностной агрессией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ОСОБЕННОСТИ  ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ

2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

Характер  агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.

Психоаналитические  исследования свидетельствуют о  частых приступах гнева, переживаемых младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре.

Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать  несъедобное. Причем эти действия совершаются  импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ).

Пик неуступчивости мальчиков и девочек приходится на 2 года, а пик агрессивности  — на 3 года. Если у ребенка закрепились  агрессивные привычки, то после 13 лет  скорректировать их более проблематично.

Поведение ребенка  существенно зависит от эмоционального климата в семье, прежде всего  от отношений с матерью. Матери малышей, сильно привязанные к детям, отличались отзывчивостью, теплотой, чутко реагировали  на крик и потребности ребенка. Жестокое обращение и халатное выполнение материнских функций приводит к сильным страданиям младенца и формирует у него склонность к вспышкам гнева, а впоследствии трудности в социальной адаптации [4].

В целом подростковая агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя.

Специфической особенностью агрессивного поведения  в подростковом возрасте является его  зависимость от группы сверстников  на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе.

Таким образом, отрочество является периодом острого  кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями.

Можно заключить, что агрессивное поведение в  целом для подросткового возраста — достаточно обычное явление. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

Смысложизненная концепция школьников 6-11-х классов  с агрессивными проявлениями отличается бедностью и своеобразием ценностных ориентации, более низким уровнем  сформированности смысложизненных  ориентации, тенденцией к экстернальному локусу контроля; предпочтение материальных ценностей по сравнению с неагрессивными сверстниками, для которых характерна выраженность ценности «счастливой семейной жизни».

Неагрессивные подростки старших классов выбирают ценности профессиональной самореализации (интересная работа, развитие), а агрессивные — индивидуальные ценности (материально обеспеченная жизнь, свобода, развлечения, уверенность в себе). Ценность «наличие хороших и верных друзей» является значимой только для агрессивных подростков. Ценность счастливой семейной жизни не является значимой для агрессивных девочек среднего и старшего школьного возраста, тогда как в группах неагрессивных девочек и агрессивных мальчиков она занимает второе место по значимости после ценности здоровья. Следовательно, увеличение уровня развития смысложизненных ориентации личности способствует снижению уровня агрессивных проявлений подростков, снижению уровня «обиды на весь мир».

В современной  психологии развитие смысложизненной  концепции у ребенка рассматривается  в двух аспектах — когнитивном и мотивационном, в связи, с чем необходимо целенаправленное воспитание, разъяснение проблем и принципов морали в общем виде или на конкретных примерах жизни, литературы; широкое включение собственного опыта личности, ее деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и нравственные чувства, привычки. Следовательно, особенно важно в подростковом возрасте проводить лекции, диспуты на морально-этические темы; тренинги по профилактике и коррекции социальных норм взаимодействий, в том числе, как будущих семьянинов, с ранних лет целенаправленно развивать родительские чувства, чувство ответственности за будущее потомство, формировать образ будущей матери как наивысочайшую ценность, равно как и образ семьи [15].

 

 

 

 

2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Большинство исследователей дивиантного поведения  подростков считают, что их агрессия обусловлена средовыми факторами. Так, Э.Дюркгейм обосновал, что преступность и другие формы отклоняющегося поведения  усиливаются в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. В теории аномии (отчуждения) Р.Мертон показал, что источником агрессивности является для некоторых социальных групп общественно ценных благ, включая работу, образование и др. Следовательно, дети-преступники являются не больными, а жертвами социального устройства. Их поведение представляет собой попытку амбициозных малообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материального положения единственно доступными им средствами.

В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном для  развития недисциплинированности ребенка  является плохое поведение и судимость  родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения - это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведением. Однако положительное отношение к школе, нетерпимость к дивиантности, хорошее отношение со взрослыми и сверстниками способствуют просоциальному поведению даже в случае низкой самооценки и семейного

 Негативизм  является нормальной чертой детского  поведения, особенно в возрасте 1,5-2 лет. Он становится патологическим, если фиксируется в дальнейшем поведении ребенка. До начала полового созревания это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек. После начала пубертатного периода одинаково часто наблюдается у юношей и девушек.

Родители негативистически настроенного ребенка чрезмерно озабочены контролем над поведением подрастающего поколения, упрямы, обладают пассивно-агрессивными чертами личности. Во многих случаях дети-негативисты являются нежеланными. Следовательно, оппозиционно-вызывающее поведение — это способ адаптации ребенка к чрезмерным родительским требованиям.

Психодинамические теории относят появление расстройства к возрасту, для которого типичен  конфликт между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Негативизм и неконформность могут быть дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Оппозиционное поведение внешне утверждает для ребенка его автономность, сохраняя при этом бессознательную уверенность в том, что оно усилит внимание к нему родителей, в котором он все еще нуждается. Черты оппозиционности поведения могут быть следствием болезненной разлуки в раннем возрасте. Кроме того, расстройство может возникать также при сочетании высокой конституциональной способности к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. В этом случае борьба ребенка за самостоятельность может стать устойчивой стратегией защиты от любого посягательства на его автономию. С точки зрения поведенческой теории оппозиционное расстройство является привычным ответом на указания родителей, средством контроля родительского поведения по отношению к себе.

Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков