Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа
Довольно часто дети, находящиеся на границе между детством и взрослостью, имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание, плохой успеваемости в школе. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, подростки любят покритиковать других, что часто приводит к межличностным конфликтам, а то и к дракам.
Основные данные о работе……………………………………………………………….1
Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть
1. Нарушения поведения………………………………………………………………….5
1.1	Вопросы терминологии……………………………………………………………….5
1.2	Отклонения в поведении……………………………………………………………...8
2. Типология и половозрастные особенности проявления агрессивного поведения…………………………………………………………………………………12
2.1 Половозрастные особенности проявления агрессивности
в поведении детей подросткового возраста………………………………………..12
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста……………...…………………………………………………..14
2.3 Типология агрессивного поведения современных подростков…………………..20
3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения………………………………23
3.1 Подростковый кризис………………………………………………………………..23
3.2 Коррекционная работа……………………………………………………................26
Заключение………………………………………………………………………………28
Глоссарий………………………………………………………………………...............29
Список использованных источников…………………………………………...............32
     Именно 
сила этих одновременно существующих 
и противоположных тенденций обуславливает 
напряженность кризиса, а победа одной 
из них характеризует его разрешение и 
во многом предопределяет дальнейшее 
развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 
3.2 Коррекционная работа.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
   При непродуктивной 
деятельности в период свободного времени 
– «ничегонеделанье» – 
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Д.И.Фельдштейн выделил 
социально признаваемую и социально 
одобряемую деятельность. Психологический 
смысл этой деятельности состоит 
для подростка в том, что участвуя в ней, 
он фактически приобщается к делам общества, 
занимает в нём определённое место и удерживает 
свою новую социальную позицию среди взрослых 
и сверстников. В процессе этой деятельности 
подросток признаётся взрослыми, как равноправный 
член общества. Это создаёт оптимальные 
условия и для реализации его потребностей. 
Такая деятельность предоставляет подростку 
возможность развития его самосознания, 
формирует нормы его жизнедеятельности. 
Но методы и принципы такой деятельности 
требуют значительной корректировки при 
включении в неё подростков, отличающихся 
повышенной агрессивностью. Прежде всего, 
необходима организация системы развёрнутой 
деятельности, создающей жёсткие условия 
и определённый порядок действий и постоянный 
контроль. При условии последовательности, 
постепенности приобщения агрессивных 
подростков к различным видам социально 
признаваемой деятельности – трудовой, 
спортивной, художественной, организаторской 
и других, – важно соблюдать принципы 
общественной оценки, преемственности, 
чёткого построения этой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение 
Целью данной курсовой работы выступала реализация психолого-педагогической работы, а именно сбор информации, получение теоретических знаний, анализ исследования проявлений агрессии у подростков, оказание психологической помощи детям, вступающим в подростковый возраст, формирование нравственных качеств.
     Формулируя 
выводы по работе, необходимо отметить, 
что современный подросток живёт в мире, 
сложном по своему содержанию и тенденциям 
социализации. Это связано, во-первых, 
с темпом и ритмом технико-технологических 
преобразований, предъявляющих к растущим 
людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным 
характером информации, которая создаёт 
массу «шумов», глубинно воздействующих 
на подростка, у которого ещё не выработано 
чёткой жизненной позиции. В-третьих, с 
экологическими и экономическими кризисами, 
поразившими наше общество, что вызывает 
у детей чувство безнадёжности и раздражения. 
При этом у молодых людей развивается 
чувство протеста, часто неосознанного, 
и вместе с тем растёт их индивидуализация, 
которая при потере общесоциальной заинтересованности 
ведёт к эгоизму. Подростки больше других 
возрастных групп страдают от нестабильности 
социальной, экономической и моральной 
обстановки в стране, потеряв сегодня 
необходимую ориентацию в ценностях и 
идеалах, – старые разрушены, новые не 
созданы. Личность ребёнка и подростка 
формируется не сама по себе, а в окружающей 
его среде. Особенно важна роль малых групп, 
в которых подросток взаимодействует 
с другими людьми. Прежде всего, это касается 
семьи. Разные авторы выделяют различные 
типы неблагополучных семей, где появляются 
дети с отклонениями в поведении. Эти классификации 
не противоречат, а дополняют, иногда повторяя 
друг друга. 
 
 
| № п/п | Понятие | Определение | 
| 1. | Агрессия | (лат. Aggression-нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. | 
| 2. | Конфликт | (от лат. Confliktus) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки и правил и норм. | 
| 3. | Идивид |      (от.лат.неделимое) 
  – человек, как единичное  | 
| 4. | Инфантильность | Отсталость в развитии. Характеризуется сохранением у человека физических или психических черт детского возраста. | 
| 5. | Микросоциум | Ближайшее социальное окружение человека – его семья, близкие, друзья, товарищи, приятели, знакомые, соседи, коллеги по работе. | 
| 6. | Негативизм | (от лат. Negation-отрицание) – нежелание подвергаться ежде воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. | 
| 7. |      Личность                  | 
  Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. | 
| 8. | Обида | Зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. | 
| 9. |      Подозрительность  | 
  Недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждения, что окружающие намерены причинить вред. | 
| 10. | Характер | Совокупность психических особенностей, которые определяют личность человека и проявляются в его поведении. | 
| 1 | Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах Москва,1980 | 
  
  | 
  Андриенко В.К., Гербеев В.Ю., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. Москва, 1990 | 
  
  | 
  Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва, 1993 | 
| 4 | Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классовпри организации реабилитационной работы. Сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. Москва, Архангельск, 1993 | 
| 5 | Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков, автореферат диссертации кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1992 | 
  
  | 
  Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям.сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. Москва, Архангельск, 1993 | 
  
  | 
  Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В. Озерецковские Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведение. Санкт-Петербург, 1997 | 
  
  | 
  Кулагин Л.Г. О подростках, еоторым трудно// Советская педагогика, 1991 | 
  
  | 
  Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. Москва, 1988 | 
  
  | 
  Паренс Генри. Агрессия наших детей. Москва, 1997 | 
  
  | 
  Першанина Е. Проблема профилактика педагогической запущенности подростков // Советская педагогика 1984 | 
Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков