Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа
Довольно часто дети, находящиеся на границе между детством и взрослостью, имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание, плохой успеваемости в школе. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, подростки любят покритиковать других, что часто приводит к межличностным конфликтам, а то и к дракам.
Основные данные о работе……………………………………………………………….1
Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть
1. Нарушения поведения………………………………………………………………….5
1.1 Вопросы терминологии……………………………………………………………….5
1.2 Отклонения в поведении……………………………………………………………...8
2. Типология и половозрастные особенности проявления агрессивного поведения…………………………………………………………………………………12
2.1 Половозрастные особенности проявления агрессивности
в поведении детей подросткового возраста………………………………………..12
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста……………...…………………………………………………..14
2.3 Типология агрессивного поведения современных подростков…………………..20
3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения………………………………23
3.1 Подростковый кризис………………………………………………………………..23
3.2 Коррекционная работа……………………………………………………................26
Заключение………………………………………………………………………………28
Глоссарий………………………………………………………………………...............29
Список использованных источников…………………………………………...............32
Именно
сила этих одновременно существующих
и противоположных тенденций обуславливает
напряженность кризиса, а победа одной
из них характеризует его разрешение и
во многом предопределяет дальнейшее
развитие личности.
3.2 Коррекционная работа.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
При непродуктивной
деятельности в период свободного времени
– «ничегонеделанье» –
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Д.И.Фельдштейн выделил
социально признаваемую и социально
одобряемую деятельность. Психологический
смысл этой деятельности состоит
для подростка в том, что участвуя в ней,
он фактически приобщается к делам общества,
занимает в нём определённое место и удерживает
свою новую социальную позицию среди взрослых
и сверстников. В процессе этой деятельности
подросток признаётся взрослыми, как равноправный
член общества. Это создаёт оптимальные
условия и для реализации его потребностей.
Такая деятельность предоставляет подростку
возможность развития его самосознания,
формирует нормы его жизнедеятельности.
Но методы и принципы такой деятельности
требуют значительной корректировки при
включении в неё подростков, отличающихся
повышенной агрессивностью. Прежде всего,
необходима организация системы развёрнутой
деятельности, создающей жёсткие условия
и определённый порядок действий и постоянный
контроль. При условии последовательности,
постепенности приобщения агрессивных
подростков к различным видам социально
признаваемой деятельности – трудовой,
спортивной, художественной, организаторской
и других, – важно соблюдать принципы
общественной оценки, преемственности,
чёткого построения этой деятельности.
Заключение
Целью данной курсовой работы выступала реализация психолого-педагогической работы, а именно сбор информации, получение теоретических знаний, анализ исследования проявлений агрессии у подростков, оказание психологической помощи детям, вступающим в подростковый возраст, формирование нравственных качеств.
Формулируя
выводы по работе, необходимо отметить,
что современный подросток живёт в мире,
сложном по своему содержанию и тенденциям
социализации. Это связано, во-первых,
с темпом и ритмом технико-технологических
преобразований, предъявляющих к растущим
людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным
характером информации, которая создаёт
массу «шумов», глубинно воздействующих
на подростка, у которого ещё не выработано
чёткой жизненной позиции. В-третьих, с
экологическими и экономическими кризисами,
поразившими наше общество, что вызывает
у детей чувство безнадёжности и раздражения.
При этом у молодых людей развивается
чувство протеста, часто неосознанного,
и вместе с тем растёт их индивидуализация,
которая при потере общесоциальной заинтересованности
ведёт к эгоизму. Подростки больше других
возрастных групп страдают от нестабильности
социальной, экономической и моральной
обстановки в стране, потеряв сегодня
необходимую ориентацию в ценностях и
идеалах, – старые разрушены, новые не
созданы. Личность ребёнка и подростка
формируется не сама по себе, а в окружающей
его среде. Особенно важна роль малых групп,
в которых подросток взаимодействует
с другими людьми. Прежде всего, это касается
семьи. Разные авторы выделяют различные
типы неблагополучных семей, где появляются
дети с отклонениями в поведении. Эти классификации
не противоречат, а дополняют, иногда повторяя
друг друга.
№ п/п | Понятие | Определение |
1. | Агрессия | (лат. Aggression-нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. |
2. | Конфликт | (от лат. Confliktus) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки и правил и норм. |
3. | Идивид | (от.лат.неделимое)
– человек, как единичное |
4. | Инфантильность | Отсталость в развитии. Характеризуется сохранением у человека физических или психических черт детского возраста. |
5. | Микросоциум | Ближайшее социальное окружение человека – его семья, близкие, друзья, товарищи, приятели, знакомые, соседи, коллеги по работе. |
6. | Негативизм | (от лат. Negation-отрицание) – нежелание подвергаться ежде воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. |
7. | Личность |
Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. |
8. | Обида | Зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. |
9. | Подозрительность |
Недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждения, что окружающие намерены причинить вред. |
10. | Характер | Совокупность психических особенностей, которые определяют личность человека и проявляются в его поведении. |
1 | Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах Москва,1980 |
|
Андриенко В.К., Гербеев В.Ю., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. Москва, 1990 |
|
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва, 1993 |
4 | Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классовпри организации реабилитационной работы. Сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. Москва, Архангельск, 1993 |
5 | Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков, автореферат диссертации кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1992 |
|
Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям.сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. Москва, Архангельск, 1993 |
|
Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В. Озерецковские Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведение. Санкт-Петербург, 1997 |
|
Кулагин Л.Г. О подростках, еоторым трудно// Советская педагогика, 1991 |
|
Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. Москва, 1988 |
|
Паренс Генри. Агрессия наших детей. Москва, 1997 |
|
Першанина Е. Проблема профилактика педагогической запущенности подростков // Советская педагогика 1984 |
Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков