Агрессивное поведение детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Довольно часто дети, находящиеся на границе между детством и взрослостью, имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание, плохой успеваемости в школе. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, подростки любят покритиковать других, что часто приводит к межличностным конфликтам, а то и к дракам.

Оглавление

Основные данные о работе……………………………………………………………….1
Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть
1. Нарушения поведения………………………………………………………………….5
1.1 Вопросы терминологии……………………………………………………………….5
1.2 Отклонения в поведении……………………………………………………………...8
2. Типология и половозрастные особенности проявления агрессивного поведения…………………………………………………………………………………12
2.1 Половозрастные особенности проявления агрессивности
в поведении детей подросткового возраста………………………………………..12
2.2 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста……………...…………………………………………………..14
2.3 Типология агрессивного поведения современных подростков…………………..20
3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения………………………………23
3.1 Подростковый кризис………………………………………………………………..23
3.2 Коррекционная работа……………………………………………………................26
Заключение………………………………………………………………………………28
Глоссарий………………………………………………………………………...............29
Список использованных источников…………………………………………...............32

Файлы: 1 файл

К.Р. по Возр.психол..doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     Именно  сила этих одновременно существующих и противоположных тенденций обуславливает напряженность кризиса, а победа одной из них характеризует его разрешение и во многом предопределяет дальнейшее развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Коррекционная работа.

  

         Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

   Особое  место в коррекционной работе следует уделять формированию круга  интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

   При непродуктивной деятельности в период свободного времени  – «ничегонеделанье» – неизбежен  скорый возврат подростка в асоциальную  компанию и рецидив делинквентности.

Ведите же детей  в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.

Исходя из того, что  развитие ребёнка осуществляется в  деятельности, а подросток стремится  к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка  в такую деятельность, которая  лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Д.И.Фельдштейн выделил  социально признаваемую и социально  одобряемую деятельность. Психологический  смысл этой деятельности состоит  для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Целью данной курсовой работы выступала реализация психолого-педагогической работы, а именно сбор информации, получение теоретических знаний, анализ исследования проявлений агрессии у подростков, оказание психологической помощи детям, вступающим в подростковый возраст, формирование нравственных качеств.

     Формулируя выводы по работе, необходимо отметить, что современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы. Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга. 
 
 

           Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
     1.      Агрессия      (лат.  Aggression-нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
     2.      Конфликт      (от  лат. Confliktus) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки и правил и норм.
     3.      Идивид      (от.лат.неделимое)  – человек, как единичное природное  существо, представитель вида homo sapiens,продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологичски обусловленных черт.
     4.      Инфантильность      Отсталость  в развитии. Характеризуется сохранением  у человека физических или психических  черт детского возраста.
     5.      Микросоциум      Ближайшее социальное окружение человека – его семья, близкие, друзья, товарищи, приятели, знакомые, соседи, коллеги по работе.
     6.      Негативизм      (от  лат. Negation-отрицание) – нежелание подвергаться ежде воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением.
     7.      Личность                          Относительно  устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
     8.      Обида      Зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
     9.      Подозрительность 
 
      
     Недоверие и осторожность по отношению к  людям, основанные на убеждения, что  окружающие намерены причинить вред.
     10.      Характер Совокупность  психических особенностей, которые определяют личность человека и проявляются в его поведении.

     Список  использованных источников

    1        Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах Москва,1980
    2
     Андриенко В.К., Гербеев В.Ю., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. Москва, 1990
    3
     Беличева  С.А. Основы превентивной психологии. Москва, 1993
     4      Горшкова  Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классовпри организации реабилитационной работы. Сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. Москва, Архангельск, 1993
     5 Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков, автореферат диссертации кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1992
    6
     Иванова Л.Ю.  Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям.сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. Москва, Архангельск, 1993
    7
     Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В. Озерецковские Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведение. Санкт-Петербург, 1997
    8
     Кулагин Л.Г. О подростках, еоторым трудно// Советская педагогика, 1991
    9
     Личко А.Е., Попов Ю.В.  Делинквентное  поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. Москва, 1988
    10
     Паренс  Генри. Агрессия наших детей. Москва, 1997
    11
     Першанина Е. Проблема профилактика педагогической запущенности подростков // Советская  педагогика 1984

Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков