Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, нo и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Введение
1. Теоретическое исследование агрессии и эмоциональной возбудимости.
1.1 Агрессия как психологический феномен
1.1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
1.1.2 Причины агрессии, её виды и механизм действия
1.2 Эмоциональная возбудимость
2. Эмпирическое исследование склонности к агрессивному поведению и эмоциональной возбудимости школьников и студентов.
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Выводы
Список использованной литературы
Министерство Образования Российской Федерации
Казанский
Государственный университет
Институт
Бизнеса и Инновационных
Кафедра
Инженерной Психологии и Педагогики
Курсовая работа
по психологии эмоций
на тему:
«Агрессивное поведение, как один из показателей высокой эмоциональной возбудимости в юношеском возрасте»
Казань 2010
Содержание
Введение
1. Теоретическое
исследование агрессии и
1.1 Агрессия как психологический феномен
1.1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
1.1.2 Причины агрессии, её виды и механизм действия
1.2 Эмоциональная возбудимость
2. Эмпирическое исследование склонности к агрессивному поведению и эмоциональной возбудимости школьников и студентов.
2.1 Организация и методы
2.2 Анализ и интерпретация
результатов эмпирического
Выводы
Список
использованной литературы
Введение
Проблема
агрессивности одна из самых значительных
проблем современной
Агрессивность формируется преимущественно в подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
«Наблюдая различных людей, — писал А. Ф. Лазурский, — мы видим, что у одних чувства, свойственные им, начинают проявляться лишь в том случае, когда влияние… условий достигает значительной интенсивности; только какие-нибудь необычайные события способны нарушить их обычное равнодушие и привести их в состояние некоторого возбуждения. Другие, наоборот, при всяком ничтожном поводе “вспыхивают как порох”, волнуются, кипятятся, приходят в состояние восторга или изумления и т. д.»
С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, т. е. готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Существенную роль в формировании этой готовности играет адреналин. Его введение испытуемым приводило к тому, что они начинали проявлять эмоциональные вспышки на те раздражители, которые раньше оставляли их совершенно спокойными.
Агрессивное
поведение поддается
«Наблюдая различных людей, — писал А. Ф. Лазурский, — мы видим, что у одних чувства, свойственные им, начинают проявляться лишь в том случае, когда влияние… условий достигает значительной интенсивности; только какие-нибудь необычайные события способны нарушить их обычное равнодушие и привести их в состояние некоторого возбуждения. Другие, наоборот, при всяком ничтожном поводе “вспыхивают как порох”, волнуются, кипятятся, приходят в состояние восторга или изумления и т. д.»
Цель работы: установить связь между эмоциональной возбудимостью и агрессивным поведением.
Объект исследования: школьники в возрасте 16-17 лет, студенты в возрасте 18-20 лет.
Предмет исследования: агрессивное поведение и эмоциональная возбудимость.
Гипотеза: показатели эмоциональной возбудимости и склонности к агрессивному поведению выше у школьников.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Методики эмпирического исследования:
1. «Диагностика
склонности к агрессивному
2. «Неуправляемая эмоциональная возбудимость» В.В.Бойко
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе данного исследования результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении агрессивного поведения и эмоциональной возбудимости.
Работа
состоит из введения, двух частей (теоретической
и практической), выводов, заключения,
списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретическое исследование агрессии и эмоциональной возбудимости.
1.1 Агрессия как психологический феномен
1.1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление
об агрессии как
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
По мнению этих авторов:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
-в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
-жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [4, C.39].
В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что:
В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения” [3,C.45]. Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.