Исследование агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, нo и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Оглавление

Введение
1. Теоретическое исследование агрессии и эмоциональной возбудимости.
1.1 Агрессия как психологический феномен
1.1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
1.1.2 Причины агрессии, её виды и механизм действия
1.2 Эмоциональная возбудимость
2. Эмпирическое исследование склонности к агрессивному поведению и эмоциональной возбудимости школьников и студентов.
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

черновой вариант.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

      Эмоциональная возбудимость способствует эффективности некоторых видов профессиональной деятельности. По данным Н. Е. Высотской, эмоциональная возбудимость способствует успешному обучению профессии артиста балета, положительно влияя на выразительность, артистичность, успеваемость по классическому и характерному танцам, а также актерское мастерство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к агрессивному поведению и эмоциональной  возбудимости школьников и студентов.

         2.1 Организация и  методы эмпирического исследования 

      Эмпирическое  исследование проводилось в казанской гимназии № 3 и в Казанском Государственном Техническом университете имени А.Н.Туполева в октябре 2010 года. В исследовании принимали участие ученики 11-го класса в количестве 15 человек в возрасте 16-17 лет, студенты 1-го и 3-го курса в возрасте 17-20 лет.

      Исследование  проводилось групповым методом. Соблюдались основные требования к  проведению психологической диагностики.

      Методы  эмпирического исследования:

  1. «Диагностика склонности к агрессивному поведению» А.Ассингера

      Испытуемым  предлагается ряд ситуаций, необходимо подчеркнуть тот вариант их разрешения, который наиболее характерен для  испытуемого.

      Далее подсчитывается сумма номеров подчеркнутых ответов. Бланки и ключи представлены в приложении 1.

      Интерпретация. Если отвечавший набирает 45 очков и  больше, то он излишне агрессивен, 36-44 очка - умеренно агрессивен и 35 очков  и меньше - миролюбив. Если по семи и более вопросам отвечавший набрал по 3 очка и менее чем по семи вопросам - по 1 очку, то взрывы его агрессивности носят скорее разрушительный характер, чем конструктивный. Он сам провоцирует конфликты. Если же по семи и более вопросам опрошенный набирает по 1 очку и менее, чем по семи вопросам - по 3 очка, то ему не присущи вспышки агрессии или же он подавляет их слишком тщательно. Результаты методики представлены в приложении 3. 
 

  1.   « Неуправляемая эмоциональная возбудимость» В.В.Бойко

      Испытуемым  предлагается ряд вопросов, на которые нужно дать ответ «да» или «нет», обозначив положительный ответ знаком плюс, а отрицательный - знаком минус.

      Бланк и ключи представлены в приложении 2.

      За  каждый утвердительный ответ начисляется  по 1 баллу. Если набрано 10-12 баллов, это  свидетельствует о большой эмоциональной  импульсивности человека, если 5-9 баллов, то имеется склонность к умеренной импульсивности, если 4 балла и меньше, то склонность к импульсивности отсутствует. Результаты исследования представлены в приложении 3. 

         2.2  Анализ и  интерпретация результатов  эмпирического исследования

      Корреляционный  анализ рассчитан при помощи компьютерной программы Excel. Результаты представлены в приложении 4.

      Рассмотрим  связь агрессивного поведения с эмоциональной возбудимостью школьников (рис.1).

   Рис.1 Корреляционная плеяда эмоциональной возбудимости и склонности к агрессивному поведению школьников. 

      Нами  обнаружена значимая (при p≤0,05) прямая связь между  эмоциональной возбудимостью и агрессивным поведением (r≈0,38). Если у человека высокий уровень эмоциональной возбудимости, т.е. он вспыльчив, раздражителен, то за ним замечается агрессивное поведение.

      Рассмотрим  связь агрессивного поведения с  эмоциональной возбудимостью студентов 1-го курса. Результаты представлены на рис.2

Рис.2 Корреляционная плеяда эмоциональной возбудимости и склонности к агрессивному поведению студентов 1-го курса 

      Между эмоциональной возбудимостью и  агрессивным поведением студентов 1-го курса, нами обнаружена тесная высоко значимая (при p≤0,05) прямая связь (r≈0,72).

      Т.е. если человек эмоционально реагирует на значимые для него раздражители, то у него будет ярко-выраженным агрессивное поведение. Возможно, это связано с адаптацией бывших школьников, а на данный момент студентов, к новой среде.

      Рассмотрим  связь агрессивного поведения с эмоциональной возбудимостью студентов 3-го курса.

Рис.3 Корреляционная плеяда эмоциональной возбудимости и склонности к агрессивному поведению студентов 3-го курса 

      Нами  обнаружена высоко значимая (при p≤0,05) прямая связь (r≈0,64).  Если человек равнодушен, невозмутим к окружающим событиям, то и агрессивное поведение подавляется.  

      Для того, чтобы сравнить результаты испытуемых нами были рассчитаны средние показатели диагностики «Неуправляемой эмоциональной возбудимости», представленные на рис.4

Рис.4 Средние  значения эмоциональной возбудимости  

      Расчет  среднеарифметических данных испытуемых показал, что самая низкая эмоциональная  возбудимость наблюдается у школьников, а самая высокая – у студентов 3-го курса.

      Так же были рассчитаны средние значения диагностики склонности к агрессивному поведению, представленные на рис.5

Рис.5 Средние  значения диагностики склонности к  агрессивному поведению 

      Полученные  результаты показали, что школьники  наиболее склонны к агрессивному поведению, наименее склонными оказались студенты первого курса. Это можно объяснить тем, что с возрастом люди начинают контролировать своё поведение. Однако студенты 3-го курса оказались более склонными к агрессивному поведению, чем студенты первого курса. Возможно, это связано с адаптацией первокурсников к новой среде, что и объясняет больший контроль в поведении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы 

     На  основе теоретического анализа научной  литературы можно сделать следующие выводы:

     1. Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного     обращения.

     2. Эмоциональная возбудимость - готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители.

     На  основе эмпирического исследования можно сделать следующий вывод:

    1. Между эмоциональной возбудимостью и склонностью к агрессивному поведению существует прямая связь. При увеличении одного признака, увеличивается и второй.
    2. Школьники обладают самой низкой эмоциональной возбудимостью, в то время как самая высокая эмоциональная возбудимость у студентов 3-го курса.
    3. Студенты 3-го курса наиболее склонны к агрессивному поведению.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение 

      Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

      В процессе исследования были решены следующие  задачи: изучено понятие агрессивности  и эмоциональной возбудимости; проведено  эмпирическое исследование агрессивного поведения и эмоциональной агрессивности юношеского возраста; выявлена взаимосвязь эмоциональной возбудимости и склонности к агрессивному поведению.

     Полученные результаты исследования на теоретическом и эмпирическом уровнях не подтвердили гипотезу, но поставленные задачи исследования были решены, а его цель достигнута.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. — Екатеринбург, 1999. - 453с.
  2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. - 433с.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000. – 239с.
  4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
  5. Беррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – Гл. 4. –С. 133-135; Гл. 9. – 328 с.
  6. Бурминская Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: Диссертация. - Ставрополь, 2004
  7. Изард К.Е. Психология эмоций /Перев. с англ. – СПб.: "Питер", 2000. – 464 с.
  8. Леонтьев А.Н.Лекции по общей психологии. М.,2002. - 408c.
  9. Лихачёв Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998. – 239с.
  10. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999. – 354с.
  11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х книгах. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е издание. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
  12. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986. – 534 с.
  13. Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997. – 217с.
  14. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 656 с.
  15. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  16. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т.1. – М., 1989. – 394 с.
  18. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №1. – 181 с.
  19. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996. – 220с.
  20. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Приложение 1

«Диагностика  склонности к агрессивному поведению»

Инструкция. Вам предлагаются ряд ситуаций. Подчеркните  тот вариант их разрешения, который наиболее характерен для вас. Текст опросника:

1. Склонны ли  Вы искать пути к примирению  после очередного конфликта?

1. Всегда.

2. Иногда

3. Никогда

2. Как вы ведете  себя в критической ситуации?

1.  Сохраняете полное спокойствие

2.  Внутренне кипите.

3.  Теряете самообладание.

3. Каким считают  вас коллеги и знакомые?

1.  Дружелюбным.

2. Спокойным  и независтливым.

3.  Самоуверенным и завистливым.

4.  Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

1.  Откажетесь от нее ради собственного спокойствия

2. Примите ее  с некоторыми опасениями.

3.  Согласитесь без колебаний..

5. Как вы будете  себя вести, если кто-то из  коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

1.  Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

2.  Заставите вернуть.

3. Выдадите ему  «по первое число».

6. Какими словами  вы встретите мужа (жену), если  он (она) вернулся с работы позже  обычного?

1.  «Я уже начал(а) волноваться»

2.  «Что это тебя так задержало?»

3. «Где ты  торчишь допоздна?»

7. Как вы ведете  себя за рулем автомобиля?

1. Вам все  равно, сколько машин вас обогнало.

2.  Стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост».

3. Помчитесь  с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

8. Какими вы  считаете свои взгляды на жизнь?

1. Легкомысленными.

2. Сбалансированными.

Информация о работе Исследование агрессивности подростков