Выявление и проявление подростковой депрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть причины появления и выявления подростковой депрессии.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи;

- выявить признаки депрессии у подростков;

- проанализировать причины появления депрессивного состояния у подростков;

- изучить методы лечения и профилактики подростковой скрытой депрессии.

Оглавление

Введение

Глава 1. Психологические основы подростковой депрессии

1.1. Симптомы депрессивного состояния

1.2. Причины депрессий в школе

1.3 Гендерные различия в подростковой депрессии

Глава 2. Профилактика и лечение депрессий

2.1. Специфика поведения подростков, страдающих скрытой депрессией

2.2. Профилактика депрессий и помощь в лечении

Глава 3. Практика

Заключение

Литература

Приложение

Файлы: 1 файл

Выявление и проявление подростковой депрессии.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Уральский государственный университет  им А.М.Горького» 

Факультет психологии

Кафедра психофизиологии и психофизики 

Курсовая  работа 

    Выявление и проявление подростковой депрессии 
 
 
 
 

Исполнитель: студентка д/о

гр. пс-102 Копытовой К.С.

Научный руководитель:

    ассистент  Иванова Е.С 
 
 
 

Екатеринбург, 2008  

Содержание 
 

    Введение

    Глава 1. Психологические основы подростковой депрессии

    1.1. Симптомы депрессивного состояния

    1.2. Причины депрессий в школе

    1.3 Гендерные различия в подростковой  депрессии

    Глава 2. Профилактика и лечение депрессий

    2.1. Специфика поведения подростков, страдающих скрытой депрессией

    2.2. Профилактика депрессий и помощь в лечении

    Глава 3. Практика

    Заключение

    Литература 

    Приложение

 

     Введение 

    Слово «депрессия» употребляют в разных смыслах — в научном, общежитейском и литературном. В последних двух случаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деле депрессией не является. Депрессия — это сильная тоска, сопровождающаяся чувством отчаяния и тревоги. Помимо депрессии, бывает гипотимия (снижение настроения, знакомое едва ли не каждому человеку, но носящее кратковременный и невыраженный характер; гипотимия сопровождает почти все психические болезни и бывает также и у совершенно здоровых людей). У детей и подростков часто регистрируют дистимию — такое кратковременное нарушение настроения, которое проявляется раздражительностью, плаксивостью, капризностью, вегето-сосудистыми расстройствами. Если человек встал утром «с левой ноги», т. е. злобен, раздражен, всем делает замечания, всем недоволен, ищет, на ком бы сорвать злобу, то в таких случаях говорят о дисфориях, которые бывают у больных эпилепсией и у лиц с органическими повреждениями головного мозга.

    Как правило, в житейском и литературном смысле и дисфории, и дистимии, и  гипотимии называют депрессиями  и потом удивляются, откуда это столько депрессий развилось!

        Истинные же депрессии, конечно,  существуют, и не так редко. Они бывают не только при маниакально-депрессивном психозе, но и практически при всех душевных расстройствах. Например, нет и не может быть ни одного выраженного невроза, который бы не протекал с пониженным настроением, в некоторых случаях депрессивным. Нередко депрессивное настроение как бы прикрывается другими расстройствами, например соматическими. Начинают давать такому больному, который долгое время маялся по терапевтическим кабинетам, препараты, снимающие депрессию (антидепрессанты), как его соматическое состояние резко улучшается. Вот и говорят о депрессиях в маске соматического заболевания.

            Чаще всего в практике детского  и подросткового психиатра встречаются  невротические депрессии и специфические  депрессии у подростков.

           В чем смысл невротических депрессий? Человек испытывает неблагоприятное психическое воздействие (оно неблагоприятно лишь для данного индивида, 99% других людей это воздействие не воспринимают как неблагоприятное), у него ухудшается настроение, он испытывает чувство своей неполноценности, ущербности, ругает себя, ищет у себя всевозможные недостатки и т. д. Все это сочетается с невротическими нарушениями сна, аппетита и пр. Но в любом случае на первый план выходит стойкое понижение настроения, зависящее от ситуации. Вот это расстройство ученый из ФРГ X. Фёлькель и назвал «невротической депрессией». В нашей стране оно было подробно описано Надеждой Дмитриевной Лакосиной в 1970 году. У детей невротическая депрессия — это не столько депрессия, сколько гипотимия и дистимии.

        Актуальность исследования. Депрессия  у подростков — это совсем  другое дело, до конца еще не  изученное. Давно известно, что  данный возрастной период, хотя  то и «опьянение без вина»  (Гете), часто сопровождается грустью  и печалью, которые нередко достигают такой степени, что подросток добровольно расстается с жизнью.

          Депрессии у подростков могут  выступать в «чистом» виде  и в какой-то маске (скрытой). Обычно во втором случае подростки  жалуются на общую разбитость, пониженное настроение, отсутствие аппетита, непонятные боли в разных частях тела. Если жалобы затянулись, если поведение больного вызывает опасение у окружающих, то такого подростка лучше проконсультировать с педиатром, а тот уже решит, нужно ли обращаться к психиатру. Подобные депрессии обычно излечиваются без следа, нужно только правильно их лечить. Но если речь идет о депрессии, то всегда нужно быть начеку: почти все самоубийства совершаются, когда настроение понижено, когда одолела тоска и потерян смысл жизни. Всякое неуважение к школьнику, грубое к нему отношение (учитывая тем более повышенную ранимость подростков, их чрезмерную чувствительность ко всякого рода замечаниям и нотациям) — это и многое другое могут вызвать пониженное настроение или резко заострить его, а от этого до непоправимой беды один шаг.

    Цель  данной работы: рассмотреть причины  появления и выявления подростковой депрессии.

    Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи;

    - выявить признаки депрессии у  подростков;

    - проанализировать причины появления депрессивного состояния  у подростков;

     - изучить методы лечения и профилактики подростковой скрытой депрессии. 

    Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

     Глава 1.Психологические  основы подростковой депрессии 

    1.1.Симптомы депрессивного состояния 

    Одно  из ярких проявлений горя в подростковом возрасте — депрессия. Ее глубину  определяют по числу симптомов и продолжительности их проявления. Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своими обязанностями дома или на работе, появлению неопрятности в одежде. Подростки могут уйти в себя, проводить все больше времени в одиночестве, даже начать питаться отдельно от других; могут предаваться размышлениям и фантазиям о своем бывшем возлюбленном под сентиментальную музыку. Подросткам может казаться, что они больше уже никого не полюбят. Они могут даже попытаться найти утешение в наркотиках или алкоголе. Должны вызывать пристальное внимание и те подростки, которые не демонстрируют какой-то особой реакции на свою утрату но при этом начинают вести бурный образ жизни, слишком поспешно завязывая новые эмоционально окрашенные отношения. Потеря любви является также одной из основных причин самоубийств среди подростков

    В трудных случаях депрессии лечат  лекарствами (антидепрессантами) и психотерапевтическим воздействием, направленным на ослабление влияния неблагоприятных факторов среды.

    Почти все психические расстройства, кроме протекающих с интеллектуальной недостаточностью, окрашены в печальные, грустные тона. Скрытая форма депрессии  сглаженная, смягченная, не так бросающаяся в глаза. Зато обычно более длительная, растянутая во времени.

    Депрессии в детстве в основном развивается  постепенно, после более или менее длительного периода предвестников, во время которого депрессивная симптоматика имеет стертый, фрагментарный характер. На первый план выступают вегетативные расстройства, ограничивающиеся нарушением сна, аппетита и повышением температуры, и отрывочные, непостоянные соматические жалобы, сопровождающиеся слезливостью, неотчетливыми жалобами на скуку, периодами молчаливости и отгороженностью. Такие дети никогда не попадают в поле зрения детского психиатра, поскольку начальные этапы депрессии обычно расцениваются как соматическое заболевание или астеническое состояние после перенесенного соматического заболевания.

    Между тем на ранних стадиях болезни  имеется ряд характерных для  депрессии признаков, к которым, прежде всего, относится изменение  поведения ребенка (или изменение "характера"): веселый, общительный, подвижный ребенок неожиданно становится плаксивым, медлительным, замкнутым; ласковый и доброжелательный - злым, драчливым, ворчливым; любознательный и активный - безразличным, чрезмерно послушным.

    Вегетативные, соматические расстройства и боли являются наиболее частыми и на высоте депрессии. Нарушения сна заключаются в нарушении его продолжительности, затрудненности засыпания, чуткости, беспокойстве ночного сна, прерывающегося кошмарными сновидениями с частым пробуждением и плачем, нарушении ритма "сна-бодрствования".

    Наряду  с нарушением сна часто возникает  расстройство питания, чаще всего в  форме резкого снижения аппетита или избирательности в пище, предпочтения однородных видов пищи, например, сладкого или фруктов, упорных тошнот и рвот с последующим иногда весьма значительным снижением массы тела. В некоторых случаях ведущим в картине болезни является полное отсутствие аппетита, приводящее к резкому физическому истощению; при этом депрессивные расстройства на протяжение многих месяцев не выявляются, что служит поводом для многократных обследований в соматических больницах.

    Реже  отмечается расстройство аппетита в  виде прожорливости, неразборчивости  в еде с отсутствием чувства  насыщения и чрезмерной прибавкой в весе. Среди других вегетативных расстройств наиболее частым является нарушение терморегуляции: длительный период слегка повышенной температуры - до 37,1 - 37,3 (субфебрилитет) или кратковременные необъяснимые подъемы температуры до 39-42). Запоры, потливость, зябкость, похолодание конечностей наиболее часты при депрессивных состояниях у подростков.

    Несколько чаще у них отмечаются учащенное  сердцебиение (тахикардия), склонность к понижению или повышению  артериального давления и расширение зрачков. Уже в первые дни и недели после начала депрессии, на фоне еще неразвернутого стертого снижения настроения большинство детей обнаруживает признаки физического недомогания и высказывают жалобы на неприятные телесные ощущения (сердцебиение, головокружение, распирание барабанных перепонок, чувство жжения в груди, "неудобство", "беспокойство" в ногах и руках) и боли (боли в сердце, при мочеиспускании, головную боль, боли в животе, спине, конечностях и т.п.). Эти расстройства являются либо крайне разнообразными, нестойкими, часто сменяющими друг друга, либо, напротив, монотонными, однозначными, элементарными, ограниченными одной изолированной жалобой.

      Названные вегетативные и болевые  расстройства в сочетании с  вялостью, повышенной утомляемостью,  похуданием, изменением всего облика ребенка (землистый цвет лица, бледность слизистых, синева под глазами, понурый вид, согбенная поза, шаркающая походка и т.д.) создают видимость картины тяжелого физического недуга и в первое время являются предметом пристального внимания педиатров или хирургов. Соматические расстройства в рамках детской депрессии имеют две тенденции развития: они либо нарастают, формируя на высоте состояния картину развернутой соматизированной депрессии, либо постепенно становятся все более стертыми и уступают место очевидным депрессивным расстройствам. При повторных депрессивных состояниях у детей и подростков соматические и вегетативные расстройства нередко ослабевают от приступа к приступу, постепенно замещаясь собственно депрессивной симптоматикой.

    Депрессивные  расстройства не исчерпываются тоской, тревогой, страхом, скукой: нередко  на первый план выступает так называемый дисфорический фон настроения, при  котором преобладает раздражительность  с гневливостью, злобностью и агрессией. При этом вспышки ярости, активного сопротивления с драчливостью, грубостью, бранью, как правило, провоцируются извне и чередуются с периодами слезливости и подавленности. Тяжелое, мрачное, угрюмое, безрадостное настроение с отсутствием удовольствия от любого вида деятельности, брюзгливым недовольством собой и окружающими, всем миром, враждебностью нередко выступает в сочетании с замкнутостью, напряженностью, малодоступностью, ворчливостью; при этом доминируют высказывания типа: "Я злой", "Всех ненавижу", "Вокруг все грязное, мерзкое, и я сама не лучше", "Всех бы разорвал", "Дайте автомат - всех перестреляю и себя убью" и т.п.

    При этом часто возникает необъяснимая и необоснованная неприязнь по отношению  к самым близким людям, чаще всего  к матери.

    Сензитивные идеи отношения особенно распространены у детей подросткового возраста при депрессиях с нарушением успеваемости и страхом перед школой: дети считают, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, не хотят дружить, стремятся обидеть, смеются над их неуклюжестью, плохой успеваемостью, неумением играть, что сами они неинтересны, неприятны даже родителям, которые отдают предпочтение другим детям в семье.

         Так, печальные, подавленные, молчаливые дети, часы и дни проводят в мечтах о счастье и радости, представляя себя "принцессой", "красавицей с золотыми волосами", могущественной феей и т.п. Депрессивные идеаторные расстройства (заторможенность, замедленность мышления) с трудом выявляются у дошкольников; о их существовании скорее можно судить по косвенным признакам: замедленности речи, односложности и долгом обдумывании ответов, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимое чтение книг.

Информация о работе Выявление и проявление подростковой депрессии