Подростково-юношеская преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 22:52, реферат

Краткое описание

Преступление - это предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 53.33 Кб (Скачать)

Введение 

     Общество  оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически  быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер.

     Организованная  преступность взрослых все более  оказывает влияние на подростковую преступность и преступность молодежи, подчиняет ее себе, используя возрастные и физические особенности в преступных целях. Возрастает общественная опасность  подростковой и молодежной преступности, повышается ее организованность, интеллектуализация, техническая оснащенность. Сегодня  каждое восьмое преступление в стране совершается несовершеннолетними.

    Преступление - это предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.1

    Из  этого определения видно, что  к преступлениям относятся деяния, предусмотренные уголовным законом. Любое другое деяние, не предусмотренное уголовным законом, не относится  к разряду преступлений. Оно может быть административным, дисциплинарным или аморальным проступком.

    Важнейшим признаком преступления является его общественная опасность, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям. Общественная опасность того или иного деяния носит конкретно-исторический характер и может изменяться на каждом этапе развития общества.

    Вторым  важным признаком преступления является его предусмотренность уголовным законом, его противозаконность или противоправность, то есть данное деяние нарушает закрепленное в норме уголовного закона запрещение совершать подобные деяния. Однако общественной опасностью и противозаконностью не исчерпываются признаки преступления. Общественно опасное и противозаконное деяние может быть признано преступлением только тогда, когда оно совершено виновно, то есть при наличии соответствующего психологического отношения к деянию и его последствиям со стороны совершившего лица. Ни одно деяние, какие бы общественно опасные последствия оно не влекло, не может быть признано преступлением, если оно совершено не виновно. Преступным является не всякое причинение вреда, а только допущенное умышленно или неосторожно.

    Следующим обязательным признаком преступления является наказуемость, то есть установленное за то или иное деяние в УК соответствующего наказания.

    Любое преступление является аморальным, безнравственным поведением людей, морально осуждаемым обществом. Однако не всякое аморальное деяние является преступлением.

    Если  преступление понятие - единичное, то преступность - понятие массовое. Это совокупность всех преступлений, совершаемых в обществе за определенный промежуток времени и отраженное в статистике.

    Таким образом, преступность - это относительно массовое, социально обусловленное, исторически изменчивое, антагонистическое явление уголовно-правового характера, образующееся из совокупности преступлений, совершаемых в конкретно взятом государстве или общественно-экономической формации. 

    1. Психологические особенности преступности несовершеннолетних
 

    Общество  оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически  быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно  вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям.

      А отсюда - серьезные упущения  в профилактической работе. Рассмотрим  основные характеристики подростково-юношеской  преступности.

    Высокий динамизм. Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно.

    Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества  заявляют о совершенном на них  факте преступного посягательства. Причины разные, зависящие от характера  совершенного преступления, так, при  изнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавших “откупных”; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем (большинство из которых мужчины) и т.п.

    При рэкете, карманных кражах, мошенничестве  действуют другие причины. Очень  часто - это неверие в возможности  милиции изловить и привлечь к  уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла (“по следствию  и судам затаскают”). Самообвинение (“сам, мол виновен, что обманули”) и т.п. Даже не о всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что-то из своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводчиков узнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами.

    Сегодня в среднем по стране каждое десятое  преступление совершается подростком или юношей. По не которым регионам - каждое четвертое. То, что очень  рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его  страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем  быстрее достигает уровня особо  опасного рецидивиста. Это - закономерность.

     Поэтому за последние 15 лет средний возраст  особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет)1. Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни2. Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность.

       Рецидивист становится учителем  и наставником подростков в  сфере преступной деятельности. Молодой рецидивист опасен и  тем, что по возрасту (23-25 лет)  он не далеко “ушел” от  подростков и поэтому как личность  он психологически им интересен.  Значит, чем больше несовершеннолетних становится на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей законам. Вместе с тем преступность несовершеннолетних характеризуется неравномерностью динамики по различным временным показателям (времени суток, дням недели, сезонам года), что объясняется не только рядом  объективных факторов, но и возрастными психологическими особенностями подростков.

     Чаще  всего несовершеннолетние совершают  преступления в свободное от учебы  время в учебные дни (с 15.00 до 24.00). Интересно отметить, что «пик»  преступных проявлений приходится на 20.00-21.00. В этот же промежуток времени  фиксируется наибольшее количество обращений подростков в службу «Доверие»  по возникающим у них трудностям в разрешении жизненных ситуаций.

     До 7% преступлений совершается в учебное  время, когда подростки должны были быть на занятиях в школе. До 10% преступлений совершается в период производственной практики и других работ. При этом до 18-20% преступлений совершается в  выходные и праздничные дни. Меньше всего совершается преступлений в понедельник. В течение года «пик» преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением  социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярное время.

     Еще один всплеск преступности несовершеннолетних приходится на март месяц, что предположительно можно объяснить перестройкой организма  подростка в связи с наступлением весеннего времени и изменением уровня тестостерона в крови.

     Знание  динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для  более эффективной разработки стратегии  и организации системы профилактики, распределения обязанностей и ответственности  между субъектами профилактической работы.  

    Групповой характер преступности несовершеннолетних.

    Известно, что истоки формирования криминогенных  и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном  коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных  учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся  компенсировать свободой “на улицах”  в среде таких же отвергнутых  и непонятых.

    Именно  потребность в общении (у подростков она особенна обострена), потребность  в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск  психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

    Это связано с их психофизиологическими  и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних приобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения.

      Особенно велика в психологическом отношении роль “тусовок” (мест сбора подростков), где группируются подростки, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей - единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, занимаются “любовью в очередь”, употребляют токсические и наркотические вещества. Состав “тусовочников” очень показателен. Каждый третий посетитель “тусовки” не имеет отца или не живет с семьей, у каждого десятого нет матери. Каждый третий состоит на учете в отделе профилактики преступности несовершеннолетних (ОППН). Личное дело каждого пятого разбиралось на комиссии по делам несовершеннолетних1. По результатам опроса большинство “тусовочников” употребляло алкоголь, многие пробовали токсические и наркотические вещества. Наиболее значимы для посетителей “тусовок” такие ценности, как деньги, секс, “тачка” (машина), “красивая жизнь” (посещение ресторанов, отдых заграницей). Больше всего их привлекают такие виды деятельности, как коммерция, рэкет, работа в охранных структурах.

    Из  всего этого можно сделать  вывод, что “тусовка” играет большую  роль в психологической подготовке подростков к криминальному образу жизни: она становится копилкой криминального  опыта.

    Организованный  характер преступности несовершеннолетних.

    Группирование - начало организованной преступности, но без определенного руководства со стороны взрослых рецидивистов и мафиозных структур она так и останется лишь групповой преступностью. Именно мафиозные структуры и рецидивисты придают ей организованный характер. Что же такое организованная преступность?

     

     Об  этом идут длительные дискуссии у  криминологов. На их взгляд, организованность предполагает:

    во-первых, включение подростковой группы в преступную группу более высокого порядка (взрослых преступников), связанную с органами власти, с ее коррумпированными элементами. А отсюда,    во-вторых, подчинение криминальной подростковой группы и ее деятельности “общему командованию”, т.е. мафиозным руководителям, их стратегическим замыслам.

    В-третьих, организованность связанна с функциональным разделением преступной деятельности подростковых групп (с четким разделением территорий и зон преступного промысла (транспортировка наркотиков, оружия, рэкет).

Информация о работе Подростково-юношеская преступность