Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:03, курсовая работа
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры
Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных
этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего
возраста
2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности
возрастных кризисов как закономерные
этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной
кризис
1.2 Причины возникновения
и развития кризисов на разных
возрастных
этапах
Глава 2. Практические
рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей
различного возраста
2.2 Практические рекомендации
по преодолению кризиса у
2.3 Практические рекомендации
по преодолению кризиса у лиц
среднего
возраста
2.4 Практические рекомендации
по преодолению кризиса у лиц
пожилого и старческого
Заключение
Список литературы
Введение
Кризис, от греческого
krineo, буквально означает «разделение
дорог». Понятие «кризис» означает
острую ситуацию для принятия какого-то
решения, поворотный пункт, важнейший
момент в жизни или деятельности
человека.
Кризис в жизни
это ситуация, в которой человек
сталкивается с невозможностью реализации
внутренней необходимости своей
жизни (мотивов, стремлений, ценностей)
в виду возникновения препятствий
(чаще всего внешних), преодолеть которые,
опираясь на свой прошлый опыт, он не
может. Человек привыкает к
Все кризисы, по сути,
связаны с поиском смысла жизни
и попытками ответить на вопросы
типа "Зачем я живу? Для кого?",
а так же проблема личной свободы,
и борьба за нее на всех этапах жизни.
Рассматривая кризисы
как закономерность психического развития
человека, зная их периодичность и
причины возникновения, их можно
по меньшей мере предсказать, а значит
смягчить неизбежные, встроенные в
природу человека и избежать тех,
которые являются результатом неправильного
выбора самого человека.
В эти периоды
в относительно короткий срок происходят
кардинальные изменения, сильно заметные
окружающим.
Тема «Возрастные
кризисы как закономерные этапы
психологического развития» является
актуальной, так как стремительные
изменения в обществе стимулируют
ребенка взрослого к
Цель: Рассмотреть
особенности возрастных кризисов как
закономерные этапы психологического
развития
Задачи:
1. Раскрыть
понятие «Возрастные кризисы
2. Рассмотреть
особенности возникновения и
развития кризисов на разных
возрастных этапах
3. Разработать
практические рекомендации по
преодолению возрастных
Глава 1. Особенности
возрастных кризисов как закономерные
этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной
кризис»
Понятие возрастных
кризисов связано, как уже говорилось
выше, с закономерностями психического
развития человека. Процесс познания
мира человеком, физическое, интеллектуальное,
духовное и психическое развитие
начинается с момента физического
рождения, продолжается на протяжении
всей жизни и заканчивается с
его смертью.
Термин «кризисы
возрастные» был введен Л.С. Выготским,
который определял их как целостное
изменение личности человека, регулярно
возникающее при смене
В современных
исследованиях принято
Однако, психическое
развитие человека индивидуально, оно
условно, и с трудом может укладываться
в жесткие рамки периодизации,
поэтому целесообразнее выделить несколько
основных периодов психического развития
и на основе их рассматривать такое
понятие как возрастной кризис.
Основные возрастные
кризисы происходят в период детства
и подростковый период, это характеризуется
тем, что именно на начальных годах
жизни человек накапливает
1.2 Причины возникновения
и развития кризисов на разных
возрастных этапах
Кризис новорожденности.
Первый критический период развития
ребенка — период новорожденностн.
Психоаналитики говорят, что это
первая травма, которую переживает
ребенок, и она настолько сильна,
что вся последующая жизнь
человека проходит под знаком этой
травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться,
если учесть, что у новорожденного
ребенка еще отсутствует
Кризис новорожденности
— промежуточный период между
внутриутробным и внеутробным образом
жизни. Если бы рядом с новорожденным
не было взрослого человека, то через
несколько часов это существо
должно было бы погибнуть. Переход к
новому типу функционирования обеспечивается
только взрослым. Взрослый охраняет ребенка
от яркого света, защищает его от холода,
оберегает от шума и т.д.
Из реакции сосредоточения
на лице матери в возрасте примерно
двух с половиной месяцев (0; 2,15) возникает
важное новообразование периода
новорожденности — комплекс оживления.
Комплекс оживления — это эмоционально-
Комплекс оживления
— основное новообразование критического
периода. Оно знаменует собой
конец новорожденности и начало
новой стадии развития — стадии
младенчества. Поэтому появление
комплекса оживления
Кризис первого
года жизни. К 9 месяцам — началу
кризиса первого года — ребенок
становится на ножки, начинает ходить.
Как подчеркивал Д.Б. Эльконин[3],
главное в акте ходьбы не только
то, что расширяется пространство
ребенка, но и то, что ребенок отделяет
себя от взрослого. Впервые происходит
раздробление единой социальной ситуации
«мы»: теперь не мама ведет ребенка,
а он ведет маму куда хочет. Ходьба
— первое основное новообразование
младенческого возраста, знаменующее
собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное
новообразование этого возраста
— появление первого слова. Особенность
первых слов в том, что они носят
характер указательных жестов. Ходьба
и обогащение предметных действий требуют
речи, которая бы удовлетворяла общение
по поводу предметов. Речь, как и
все новообразования возраста, носит
переходный характер. Это автономная,
ситуативная, эмоционально окрашенная
речь, понятная только близким. Это
речь, специфическая по своей структуре,
состоящая из обрывков слов.
Третье основное
новообразование младенческого
возраста — возникновение манипулятивных
действий с предметами. Манипулируя
с ними, ребенок еще ориентируется
на их физические свойства. Ему еще
предстоит освоить человеческие
способы действия с человеческими
предметами, которые его повсюду
окружают. А пока выход из старой
социальной ситуации развития сопровождается
негативными эмоциональными проявлениями
ребенка, возникающими в ответ на
стеснение его физической самостоятельности,
когда ребенка кормят, не считаясь
с его желанием, одевают против
его воли. Такое поведение Л.С.
Выготский вслед за Э. Кречмером
назвал гипобулическими реакциями
— реакциями протеста, в которых
воля и аффект еще не дифференцированы[4].
Подводя итог первой
стадии развития ребенка, можно сказать,
что с самого начала есть две взаимосвязанные
линии психического развития: линия
развития ориентации в смыслах человеческой
деятельности и линия развития ориентации
в способах человеческой деятельности.
Освоение одной линии открывает
новые возможности для развития
другой. Существует явная, магистральная,
для каждого возраста своя линия
развития. Однако основные новообразования,
приводящие к слому старой социальной
ситуации развития, формируются по
другой линии, которая не является направляющей
в данный период; они возникают
как бы подспудно.
Кризис трех лет.
Эльза Келер[5] выделила несколько
важных симптомов этого кризиса.
Негативизм. Это отрицательная
реакция, связанная с отношением
одного человека к другому человеку.
Ребенок отказывается вообще подчиняться
определенным требованиям взрослых.
Негативизм нельзя смешивать с непослушанием.
Непослушание бывает и в более
раннем возрасте.
Упрямство. Это реакция
на свое собственное решение. Упрямство
не следует смешивать с