Подростковый кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных
этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего
возраста
2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

подросковый кризис.docx

— 60.55 Кб (Скачать)

Цель данного цикла  — на бессознательно-символическом  уровне проработать с подростками  темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотиваций, понятий Душевного  покоя, Детства и Взрослости, Жизни и Смерти, Сна и Яви. На многие вопросы, затрагиваемые в сказках, подростки бессознательно ищут ответы. Однако есть темы, на которые почему-то с ними мало разговаривают. Но именно разговор о ценностях, идущий в ненавязчивой сказочной форме, позволяет откорректировать деструктивные аспекты поведения, снизить уровень тревожности и агрессивности, проработать внутриличностные конфликты, наладить взаимоотношения с близкими людьми. Данный цикл рассчитан на 7 встреч-занятий по 1,5 часа (и более). Организация работы — обычная. Участники группы рассаживаются в круг; после процедуры знакомства ведущий говорит о том, что на определенном этапе развития души человека возникают важные вопросы, ответить на которые обычными словами трудно. Чтобы говорить о том, что нас волнует в глубине души, люди придумали сказки, притчи и легенды. С сегодняшней встречи мы будем знакомиться с одним из циклов, который родила душа неутомимая, душа, задающая вопросы. Мы попробуем найти ответы или просто поговорим о том, что нам кажется важным. 
 

Схема размышления  над сказками и их обсуждения

Акцент 

Направление размышления 

Вопросы 

Комментарий

Основная тема Важно понять основные идеи сказки, то есть что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр. О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы

Линия героев сказки. Мотивы поступков Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом

Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и к самому себе Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем, — важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, а в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни

Актуализированные чувства Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие — грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так? Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас

Образы и символы  в сказках Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки над сказками и их обсуждения Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба? Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские 
 

После такого короткого  вступления ведущий начинает читать сказку (одну на занятие). Можно читать сказки под спокойную музыку. 

По окончании сказки можно попросить участников группы нарисовать тот эпизод, который наиболее всего затронул душу, или эпизод, который вызвал несогласие, раздражение. 

Обмениваясь впечатлениями  от рисунков, можно постепенно подойти  к обсуждению сказок, используя приводимую ниже схему. Самое главное — помнить, что в обсуждении сказок нет «неправильных» ответов, а есть душевный, личностный резонанс в связи со сказочными событиями, а также обмен Общечеловеческими  Ценностями. Примеры сказок см. в  Приложении 2. 

В результате использования  на практике данных рекомендаций можно  выявить насколько понизился  уровень и характер тревожности  у подростков, а также данные рекомендации могут быть использованы в организации  профилактической помощи по преодолению  патологических изменений: невротических, психотических и соматических, в  структуре которых в качестве профилирующих выступают тревожные  расстройства. 

Предложенные рекомендации по коррекции подростковой тревожности  могут быть рекомендованы к использованию  в практике детских и подростковых психиатров, школьных психологов, педагогов, научных работников и преподавателей психологии. 

  

2.3 Практические рекомендации  по преодолению кризиса у лиц  среднего возраста 

  

Для преодоления  кризиса у лиц среднего возраста можно использовать тренинг самопознания и личностного роста. 

Основные задачи тренинга: 

самопонимание; 

саморегуляция; 

понимание других людей  в ситуации общения; 

коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков  общения. 

Следует назвать  принципы организации тренинга. 

Первый — принцип  добровольности. Все участники должны самостоятельно принимать решение  об участии в тренинге в общем  и в каждом упражнении в отдельности. Принуждение в данном вопросе  не даст никаких результатов, ибо  личностные изменения возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека. 

Второй принцип  — принцип диалогизации взаимоотношений, т. е. полноценное межличностное  общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу. 

Третий принцип  — принцип самодиагностики. Состоит  он в том, что в первую очередь  клиент должен сам осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, самораскрыться. 

Четвертый принцип  — принцип информированности. Он предполагает, что каждый клиент имеет  право знать все, что с ним  может произойти на занятиях. 

Наиболее оптимальным  возрастом для участия в тренинговой  группе является возраст от 16 до 40 лет. 

Бывают закрытые и открытые группы. Более продуктивно  работают закрытые группы (т. е. группы с постоянным составом). Для тех, кто только начинает работать психотренером, лучше выбрать малую группу (10-12 человек). После приобретения опыта  количество участников можно увеличить  до 30 человек. 

Продолжительность занятий должна быть определена в  самом начале работы группы. Наибольший эффект достигается на тренингах  продолжительностью 40-60 минут. 

В помещении для  тренинга должна быть возможность свободного перемещения, расположения участников по кругу. 

Работа психотренера заключается в организации, методическом обеспечении и проведении тренинга. 

Первый этап его  работы — подготовка к тренингу. Заключается она в беседе, анкетировании  предполагаемых участников тренинга, изучении их документов, характеристик. Психолог также выясняет проблемы и  пожелания будущих участников тренинга. На основе предварительного изучения составляется список группы (не рекомендуется  вносить в него людей с явными физическими дефектами, людей с  низким интеллектом, близких родственников, лиц, испытывающих неприязнь друг к  другу), разрабатывается программа, определяются темы, а также время  и место занятий, подбираются  аудио- и видеозаписи, готовится  раздаточный материал. 

Второй этап —  проведение тренинга. Методика проведения занятий может быть различная, но обязательно любой социально-психологический  тренинг должен включать в себя ролевую  игру и групповую дискуссию. 

Третий этап —  подведение итогов. Первичное подведение итогов происходит в конце каждого  занятия. Заключается оно в оценке самими участниками своих достижений и ощущений, в оценке ведущим динамики личностного роста каждого участника  тренинга. После каждого занятия  психолог вносит в журнал свои наблюдения, регистрирует в нем процессы, происходящие в группе, эмоциональное состояние  членов группы, записывает темы, затронутые на занятии, оценивает вклад каждого  в обсуждение проблем. 

Подведение итогов вторичное происходит после завершения цикла занятий. Психолог на основе своих  наблюдений, анкет, тестов, просмотра  и анализа видеозаписей тренинга анализирует результаты работы каждого  члена тренинговой группы. 

2.4 Практические рекомендации  по преодолению кризиса у лиц  пожилого и старческого возраста 

В качестве практических рекомендаций по преодолению кризиса  у лиц пожилого и старческого  возраста можно использовать элементы арттерапевтических методик. Арттерания показана, в первую очередь, в случаях  тяжелых эмоциональных нарушений, а также в случае трудностей в  общении, замкяутоега, стеснительности  клиента.  

Она включает такие  направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия. Рассмотрим направление музыкотерапии  более подробно.  

Музыкотерапия 

Музыкотерапия —  метод использования музыки для  лечения расстройств нервной  системы. Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие  на различные системы человеческого  организма. Наблюдается это благодаря  тому, что процессы, происходящие в  двигательной и вегетативной системе  человека, протекают ритмично, а  музыка как ритмичный раздражитель может их стимулировать. Наиболее сильное  влияние на человека оказывает орган. 

Композиторы, произведения, которых особо рекомендуются  для музыкотерапии: К. Глюк, Ж. Массне, Я. Сибелиус, Р. Шуман, С. Рахманинов, А. Дворжак, Д. Шостакович, П. Чайковский, Л, Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шопен. 

На одном занятии  лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее. 

Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным напряженным, стимулирующим  эмоции, ассоциации. Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут.

Успокаивающие мелодии 

Музыкальное произведение 

Время звучания 

И.С. Бах Прелюдия № 1  

И.С. Бах Прелюдия № 8  

И.С. Бах Хор  

Ф. Шопен Прелюдия: № 4  

Ф. Шопен Прелюдия № 13  

Ф. Шопен Прелюдия № 15 

2 мин 

4 мин. 30 с. 

3 мин. 30 с. 

2 мин. 5 с. 

4 мин. 35 с. 

1 мин. 10 с. 

Мобилизующие мелодии 

К. Глюк «Мелодия»                                                     

Ф. Шопен Прелюдия № 17                                        

М. Таривердиев «Мгновение»                                  

Ж. Визе — Р. Щедрин Тема «Теодор» 

4 мин. 5 с. 

3 мин. 45 с. 

1 мин. 10 с. 

45 с. 
 
 

После прослушивания  происходит обсуждение возникших у  каждого воспоминании, фантазии, ассоциаций. Можно стимулировать активность слушателей дополнительными заданиями: например,, соотнести свое эмоциональное  состояние с каком-либо музыкальным  отрывком, подобрать музыкальный  портрет одного из членов группы и  т. д. 

Информация о работе Подростковый кризис