Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:03, курсовая работа
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры
Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных
этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего
возраста
2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы
Очень хороший эффект
дает сочетание музыкотерапии с
ароматерапией.
Ароматерапию чаще
всего используют на групповых занятиях.
Применяют ее как способ предотвращения
переутомления, раздражительности, депрессий.
Ароматы повышают устойчивость к
неблагоприятным факторам, помогают
саморегуляции, тааморазгвитию личности.
Чтобы собрать группу для проведения
ароматерапжи, необходимо недобрать
людей с учетом их личной совместимости
и совместимости их восприятий ароматов.
При всей благоприятности
ароматерапии, есть очень важные моменты,
о которых психолог не должен забывать:
знать о наличии аллергии у
клиента, беременности, эпилепсии. В
этих случаях от посещения занятий
ароматерапией следует
Способы распространения
эфирных масел различные: ингаляции,
ванны, компрессы, растирания, массаж,
точечный массаж. При проведении групповых
занятий наиболее удобны способы
ингаляции, точечный массаж.
При ингаляции ароматы
попадают на определенные точки носа,
массируют их, вызывая импульсы,
передающиеся в зоны головного мозга,
которые отвечают за тот или иной
орган, систему органов. Ароматы
также оказывают прямое воздействие
на органы дыхания, устраняя застойные
и воспалительные реакции. Ингаляции
делятся на холодные (на ткань или
камень из мелкопористой глины), горячие
(в горячую воду капают масла, вдыхают
их, накрывая голову полотенцем), аромакури-тельницы
(в верхнюю часть емкости
На групповых занятиях
также можно применять точечный
массаж. Для этого эфирное масло
смешивают с маслом для массажа
и наносят на рефлексогенные точки.
Психолог фиксирует ощущения каждого
клиента, помечая ухудшение состояния,
неприятные ассоциации. Методику применения
эфирных масел (см. Приложение 5)
Очень эффективным
методом психокоррекции также является
игротерапия. В ее основе лежит признание
того, что игры оказывают огромное
влияние на личность. Пескотерапия
— одна из разновидностей игротерапии.
Этот вид терапии
используют при замкнутости, необщительности,
фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках
(например, неизлечимая болезнь, сильнейшая
психотравма и т. д.).
Прежде чем приступать
к проведению пескотерапии, необходимо
оборудовать игровую комнату. Это
совершенно необычное место, где
с помощью игры люди проникают
в глубины своего сознания. Сама
комната должна быть небольшой, посреди
нее ставят довольно большой низкий
стол и стулья. Стулья должны быть удобными.
В игровой комнате хорошо иметь большое
окно и искусственное освещение.
Вдоль стен располагают
полки, на которых размещаются игрушки,
отражающие все стороны жизни. Поэтому
на полках нужны игрушки, изображающие
животных, людей, дома, мосты, духовную
сферу, эмоции, — все, что существует
в этом мире. Обычно эти предметы
расставлены по определенной системе.
Но не стоит придерживаться слишком
строгого порядка, ибо клиент, работая
с этими предметами, почувствует,
что они ему не принадлежат, а
принадлежат тому, кто этот порядок
создал.
Кроме игрушек, на полках
можно расположить небольшие
карточки, на которых написаны слова
с абстрактными значениями: «нежность»,
«любовь», «отношения» и т. д. Кроме
того, нужны предметы живой и неживой
природы: цветы, камешки, перышки; духовные
символы, четки, кресты, свечи; предметы,
символизирующие сближение и
разъединение (щеколда, машина, мост, лодка);
предметы, символизирующие смерть;
просто вещи (деньги, пуговицы, сердечки).
Если клиенту необходим предмет,
которого нет на полках, психолог может
предложить вылепить недостающий предмет
из глины. Это бывают совершенно необычные
фигурки, например пара влюбленных, человек
с грузом на спине и т. д.
В самом начале
занятия клиенту предлагают
Психолог просит
клиента сосредоточить внимание
на руках в центре ладоней, там, где
ощущается биение сердца, и постараться
почувствовать, как оно пульсирует.
Через свои ощущения, через прикосновение
рун к песку, человек ощущает
покой и одновременно огромные возможности.
Затем психолог предлагает
клиенту передвигать руками по песку
так, как захочется, зарываться рукой
в песок. Этот момент важен тактильными
ощущениями. Клиент начинает осваивать
пространство песочницы, иногда рисует
удивительно красивые узоры.
После психолог предлагает
открыть глаза, взять корзинку и,
двигаясь вдоль полок, класть в корзинку
то, что привлекает внимание. Выбирая
предметы, клиент должен доверяться своим
чувствам, откликаться на все, что
покажется важным для него, даже
не задумываясь и не отвечая себе,
почему. Этот процесс для человека
психологически очень значим: человек
присваивает нужное ему, без необходимости
перед кем-либо объясняться, извиняться.
Иногда это происходит впервые у
клиента.
Каждый предмет, который
привлечет человека, не случаен, у
предмета есть символическое значение,
связанное с подсознанием.
Привлекать может
цвет, отблеск, сходство с чем-либо,
но анализировать это не надо. Когда
создается картина на песке, она
сама по себе приобретает смысл. Клиент
описывает словами то, что у
него получилось. Психолог помогает ему
осознать это вопросами: «Какое общее
чувство вызывает у тебя получившаяся
картина?», «Есть ли название того, что
получилось?», «Какое место в картине
больше всего притягивает?»
Можно использовать
такие варианты начала беседы: «Посмотрите,
как эта фигурка смотрит на
нас! По-моему», ей есть, что сказать.
Как думаете, что она хочет
нам рассказать?» или «
В самом конце
занятия лучше спросить, годится
ли то, что получилось, или, может
быть, клиент хочет что-либо убрать
или добавить в картину на песке.
Пескотерапию можно
использовать в индивидуальной и
групповой работе. В работе с группой
используют большую круглую песочницу,
отделяя свой сектор каждому участнику.
Все работают самостоятельно, а потом
рассказывают о том, что у них
получилось. Занятие в групповой
песочнице длится не менее 3-х часов.
Таким образом, предложенные
практические рекомендации, направленные
на преодоление возрастных кризисов
разработаны с целью помочь людям
различного возраста понять себя, стать
увереннее, наладить отношения с
окружающими и преодолеть возникший
кризис.
Конечно, в этой сфере
еще очень много направлений
для дальнейших исследований. Проблема
кризисов и выходов из них, на сегодняшний
день – одна из самых перспективных
и актуальных проблем психологии.
Заключение
На основании вышеизложенного
можно сделать вывод о том,
что кризисы возникают на каждом
возрастном этапе и имеют в
первую очередь позитивное значение.
Кризис является необходимым условием
дальнейшего развития, почвой для
появления новообразований.
Кризис новорожденности
– происходят резкие изменения условий
жизни. До появления на свет плод находится
в достаточно комфортных условиях:
необходимые температура, давление,
питание. В момент рождения все условия
мгновенно изменяются
Кризис одного
года – возникает потребность
в новых впечатлениях, в общении,
а возможности ограничены - навыки
в ходьбе отсутствуют,
Кризис трех лет
– проявляется стремление к самостоятельности,
ребенок впервые говорит “Я сам!’’,
первое рождение личности. Выделяют две
линии протекания кризиса – 1) кризис
независимости: негативизм, упрямство,
агрессивность, либо 2) кризис зависимости:
плаксивость, робость, стремление к
тесной эмоциональной привязанности.
Кризис шести-семи
лет – появление собственной
активности, неустойчивость воли и
настроения, утрата детской непосредственности,
возникает осмысленная
Кризис подростковый
– кризис характера и отношений,
притязания на взрослость, независимость,
но отсутствуют возможности их реализации.
Промежуточность положения –
«уже не ребенок, еще не взрослый», психические
и социальные изменения на фоне бурной
физиологической перестройки. Кризис
юности 16-18 лет – впервые возникают
вопросы самоопределения в
Кризисы сопровождают
и взрослую жизнь человека. Выделяют
кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35 лет,
кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого
возраста 55-60 лет, кризис старости.
Различают малые
и большие кризисы.
К большим кризисам
относят: кризис новорожденности, кризис
3-х лет, подростковый кризис, кризис
середины жизни 40-45 лет.
К сожалению, не существует
единых алгоритмов поведения в кризисе,
поэтому можно лишь предложить общие
рекомендации по психокоррекции преодоления
возрастных кризисов у лиц разного
возраста Данные рекомендации помогут
понять и построить более успешные
взаимоотношения с окружающими
и, главное, себя.
Список литературы
1. Выгодский
Л.С. Вопросы детской
2. Гальперин
П.Я. Введение в психологию. М.
- Просвещение, 2006. – 585 с.
3. Ежова
Н.Н. Рабочая книга
4. Крайг
Г. Психология развития. - СПб.
Питер, 2007. – 992 с.
5. Крюкова
С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь,
злюсь, боюсь, хвастаюсь и
6. Мухина
В.С. Психология дошкольника.
7. Немов
Р.С. Психология. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 608 с.
8. Обухова
Л.Ф. Возрастная психология. –
М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.
– 460 с.
9. Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии.
– СПб: Питер, 2007. – 820 с.
10. Сапогова Е.Е.
Психология развития человека. –
М.: Арт-Пресс, 2006. – 460 с.
11. Столяренко
Л.Д. Основы психологии. – Ростов
н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
12. Урунтаева Г.А.
Детская психология. – М.: Издательский
центр «Академия», 2006. – 368 с.
13. Фолькельт Г.
Экспериментальная психология
14. Хухлаева О.В.
Практические материалы для
15. Эльконин Д.Б.
Избранные психологические
[1] Выгодский Л.С.
Вопросы детской психологии. –
СПб.: Союз, 2007. - с. 112
[2] Крайг Г. Психология
развития. - СПб. Питер, 2007. – с. 153
[3] Обухова Л.Ф.
Возрастная психология. – М.: Высшее
образование; МГППУ, 2007. – с. 268
[4] Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии.
– СПб: Питер, 2007. – с. 318
[5] Обухова Л.Ф.
Возрастная психология. – М.: Высшее
образование; МГППУ, 2007. – с.283-285
[6] Столяренко Л.Д.
Основы психологии. – Ростов н/Д:
Феникс, 2007. – с. 635
[7] Выгодский Л.С.
Вопросы детской психологии. –
СПб.: Союз, 2007. - с. 60
[8] Выгодский Л.С.
Вопросы детской психологии. –
СПб.: Союз, 2007. - с. 85
[9] Эльконин Д.Б.
Избранные психологические
[10] Там же. С. 269.
[11] Эльконин Д.Б.
Избранные психологические