Подростковый кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных
этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего
возраста
2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

подросковый кризис.docx

— 60.55 Кб (Скачать)

Очень хороший эффект дает сочетание музыкотерапии с  ароматерапией.  

Ароматерапию чаще всего используют на групповых занятиях. Применяют ее как способ предотвращения переутомления, раздражительности, депрессий. Ароматы повышают устойчивость к  неблагоприятным факторам, помогают саморегуляции, тааморазгвитию личности. Чтобы собрать группу для проведения ароматерапжи, необходимо недобрать  людей с учетом их личной совместимости  и совместимости их восприятий ароматов. 

При всей благоприятности  ароматерапии, есть очень важные моменты, о которых психолог не должен забывать: знать о наличии аллергии у  клиента, беременности, эпилепсии. В  этих случаях от посещения занятий  ароматерапией следует отказаться. А при болезни почек противопоказаны  ароматы ели, можжевельника, пихты. 

Способы распространения  эфирных масел различные: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, точечный массаж. При проведении групповых  занятий наиболее удобны способы  ингаляции, точечный массаж. 

При ингаляции ароматы  попадают на определенные точки носа, массируют их, вызывая импульсы, передающиеся в зоны головного мозга, которые отвечают за тот или иной орган, систему органов. Ароматы  также оказывают прямое воздействие  на органы дыхания, устраняя застойные  и воспалительные реакции. Ингаляции  делятся на холодные (на ткань или  камень из мелкопористой глины), горячие (в горячую воду капают масла, вдыхают  их, накрывая голову полотенцем), аромакури-тельницы (в верхнюю часть емкости наливается вода и несколько капель эфирного масла, после внизу зажигается свеча; 3-5 капель на 15 м2). 

На групповых занятиях также можно применять точечный массаж. Для этого эфирное масло  смешивают с маслом для массажа  и наносят на рефлексогенные точки. Психолог фиксирует ощущения каждого  клиента, помечая ухудшение состояния, неприятные ассоциации. Методику применения эфирных масел (см. Приложение 5) 

Очень эффективным  методом психокоррекции также является игротерапия. В ее основе лежит признание  того, что игры оказывают огромное влияние на личность. Пескотерапия — одна из разновидностей игротерапии.  

Этот вид терапии  используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.). 

Прежде чем приступать к проведению пескотерапии, необходимо оборудовать игровую комнату. Это  совершенно необычное место, где  с помощью игры люди проникают  в глубины своего сознания. Сама комната должна быть небольшой, посреди  нее ставят довольно большой низкий стол и стулья. Стулья должны быть удобными. В игровой комнате хорошо иметь большое окно и искусственное освещение. 

Вдоль стен располагают  полки, на которых размещаются игрушки, отражающие все стороны жизни. Поэтому  на полках нужны игрушки, изображающие животных, людей, дома, мосты, духовную сферу, эмоции, — все, что существует в этом мире. Обычно эти предметы расставлены по определенной системе. Но не стоит придерживаться слишком  строгого порядка, ибо клиент, работая  с этими предметами, почувствует, что они ему не принадлежат, а  принадлежат тому, кто этот порядок  создал. 

Кроме игрушек, на полках можно расположить небольшие  карточки, на которых написаны слова  с абстрактными значениями: «нежность», «любовь», «отношения» и т. д. Кроме  того, нужны предметы живой и неживой  природы: цветы, камешки, перышки; духовные символы, четки, кресты, свечи; предметы, символизирующие сближение и  разъединение (щеколда, машина, мост, лодка); предметы, символизирующие смерть; просто вещи (деньги, пуговицы, сердечки). Если клиенту необходим предмет, которого нет на полках, психолог может  предложить вылепить недостающий предмет  из глины. Это бывают совершенно необычные  фигурки, например пара влюбленных, человек  с грузом на спине и т. д. 

 В самом начале  занятия клиенту предлагают сесть  напротив психолога, положив руки  на песок, закрыть глаза и  просто дышать, убеждая себя, что  с каждым выдохом уходят страх  и боязнь оценки. Страх и оценка  — это то, что мешает творчеству. Так клиент сидит некоторое  время и просто дышит. Потом  включается тихая музыка, которая  помогает расслабиться. 

Психолог просит клиента сосредоточить внимание на руках в центре ладоней, там, где  ощущается биение сердца, и постараться  почувствовать, как оно пульсирует. Через свои ощущения, через прикосновение  рун к песку, человек ощущает  покой и одновременно огромные возможности. 

Затем психолог предлагает клиенту передвигать руками по песку  так, как захочется, зарываться рукой  в песок. Этот момент важен тактильными  ощущениями. Клиент начинает осваивать  пространство песочницы, иногда рисует удивительно красивые узоры. 

После психолог предлагает открыть глаза, взять корзинку и, двигаясь вдоль полок, класть в корзинку то, что привлекает внимание. Выбирая  предметы, клиент должен доверяться своим  чувствам, откликаться на все, что  покажется важным для него, даже не задумываясь и не отвечая себе, почему. Этот процесс для человека психологически очень значим: человек  присваивает нужное ему, без необходимости  перед кем-либо объясняться, извиняться. Иногда это происходит впервые у  клиента. 

Каждый предмет, который  привлечет человека, не случаен, у  предмета есть символическое значение, связанное с подсознанием. 

Привлекать может  цвет, отблеск, сходство с чем-либо, но анализировать это не надо. Когда  создается картина на песке, она  сама по себе приобретает смысл. Клиент описывает словами то, что у  него получилось. Психолог помогает ему  осознать это вопросами: «Какое общее  чувство вызывает у тебя получившаяся картина?», «Есть ли название того, что  получилось?», «Какое место в картине  больше всего притягивает?» 

Можно использовать такие варианты начала беседы: «Посмотрите, как эта фигурка смотрит на нас! По-моему», ей есть, что сказать. Как думаете, что она хочет  нам рассказать?» или «Посмотрите-ка на эти две фигурки, по-моему, они  беседуют друг с другом. Как думаете, о чем?», «Не напоминает ли эта  картина что-либо из вашей жизни? » Клиент начинает говорить вместо этих фигурок. И каждая из этих фигур  — он сам. 

В самом конце  занятия лучше спросить, годится  ли то, что получилось, или, может  быть, клиент хочет что-либо убрать или добавить в картину на песке. 

Пескотерапию можно  использовать в индивидуальной и  групповой работе. В работе с группой  используют большую круглую песочницу, отделяя свой сектор каждому участнику. Все работают самостоятельно, а потом  рассказывают о том, что у них  получилось. Занятие в групповой  песочнице длится не менее 3-х часов. 

Таким образом, предложенные практические рекомендации, направленные на преодоление возрастных кризисов разработаны с целью помочь людям  различного возраста понять себя, стать  увереннее, наладить отношения с  окружающими и преодолеть возникший  кризис. 

Конечно, в этой сфере  еще очень много направлений  для дальнейших исследований. Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний  день – одна из самых перспективных  и актуальных проблем психологии. 
 

Заключение 

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в  первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для  появления новообразований. 

Кризис новорожденности  – происходят резкие изменения условий  жизни. До появления на свет плод находится  в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия  мгновенно изменяются  

 Кризис одного  года – возникает потребность  в новых впечатлениях, в общении,  а возможности ограничены - навыки  в ходьбе отсутствуют, говорить  еще не может. Л.С. Выготский  связывал переживание кризиса  первого года с тремя моментами:  ходьба, речь, аффект и воля. 

Кризис трех лет  – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две  линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к  тесной эмоциональной привязанности. 

Кризис шести-семи лет – появление собственной  активности, неустойчивость воли и  настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные  переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать  школьником, но пока сохраняется отношение  как к дошкольнику. 

Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения –  «уже не ребенок, еще не взрослый», психические  и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают  вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального  и жизненного пути. 

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35 лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости. 

Различают малые  и большие кризисы. 

К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет. 

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе, поэтому можно лишь предложить общие  рекомендации по психокоррекции преодоления  возрастных кризисов у лиц разного  возраста Данные рекомендации помогут  понять и построить более успешные взаимоотношения с окружающими  и, главное, себя. 
 

Список литературы 

  

1.    Выгодский  Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - 224 с. 

2.    Гальперин  П.Я. Введение в психологию. М. - Просвещение, 2006. – 585 с. 

3.    Ежова  Н.Н. Рабочая книга практического  психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с. 

4.    Крайг  Г. Психология развития. - СПб.  Питер, 2007. – 992 с.  

5.    Крюкова  С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь,  злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.  – М.: «Генезис», 2007. – 208 с. 

6.    Мухина  В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред.  Л.А. Венгера. – М: Просвещение, 2005. – 239 с. 

7.    Немов  Р.С. Психология. – М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 608 с. 

8.    Обухова  Л.Ф. Возрастная психология. –  М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460 с. 

9.    Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 820 с. 

10.  Сапогова Е.Е.  Психология развития человека. –  М.: Арт-Пресс, 2006. – 460 с. 

11.  Столяренко  Л.Д. Основы психологии. – Ростов  н/Д: Феникс, 2007. – 671 с. 

12.  Урунтаева Г.А.  Детская психология. – М.: Издательский  центр «Академия», 2006. – 368 с. 

13.  Фолькельт Г.  Экспериментальная психология дошкольника. - М. – Проспект, 2006. – 560 с. 

14.  Хухлаева О.В.  Практические материалы для работы  с детьми 3-9 лет. Психологические  игры, упражнения, сказки. – М.: «Генезис», 2007. – 176 с. 

15.  Эльконин Д.Б.  Избранные психологические труды.  – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – 850 с. 
 

[1] Выгодский Л.С.  Вопросы детской психологии. –  СПб.: Союз, 2007. -  с. 112 

[2] Крайг Г. Психология  развития. - СПб. Питер, 2007. – с. 153 

[3] Обухова Л.Ф.  Возрастная психология. – М.: Высшее  образование; МГППУ, 2007. –  с. 268 

[4]  Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. –  с. 318 

[5] Обухова Л.Ф.  Возрастная психология. – М.: Высшее  образование; МГППУ, 2007. – с.283-285 

[6] Столяренко Л.Д.  Основы психологии. – Ростов н/Д:  Феникс, 2007. –  с. 635 

[7] Выгодский Л.С.  Вопросы детской психологии. –  СПб.: Союз, 2007. -  с. 60 

[8] Выгодский Л.С.  Вопросы детской психологии. –  СПб.: Союз, 2007. -  с. 85 

[9] Эльконин Д.Б.  Избранные психологические труды.  – М.:  АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 268 

[10] Там же. С. 269. 

[11] Эльконин Д.Б.  Избранные психологические труды.  – М.:  АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 273 

Информация о работе Подростковый кризис