Подростковый кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных
этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего
возраста
2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

подросковый кризис.docx

— 60.55 Кб (Скачать)

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это  протест против порядков, которые  существуют дома. 

Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок  сам хочет что-то делать. Отчасти  это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к  физической самостоятельности. Здесь  речь идет о более глубоких вещах  — о самостоятельности намерения, замысла. 

Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда  мать услышала от ребенка: «дура»[6]. 

Протест-бунт, который  проявляется в частых ссорах с  родителями. «Все поведение ребенка  приобретает черты протеста, как  будто ребенок находится в  состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л.С. Выготский[7]. 

Деспотизм. Встречается  в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую  власть по отношению ко всему окружающему  и изыскивает для этого множество  способов. 

Западноевропейские  авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые раньше объединяли его  со взрослым. Л.С. Выготский[8] подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения  с окружающими. Как считал Д.Б. Эльконин[9], кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения  своего «Я». 

Кризис трех лет  представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор  между ребенком и взрослым. К концу  раннего возраста возникает тенденция  к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что  взрослые больше не закрыты для ребенка  предметом и способом действия с  ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в  окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого  человека. В результате такого отделения  взрослые как бы впервые возникают  в мире детской жизни. Мир детской  жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. 

Перестройка отношений  возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные  признаки такого отделения, которые  проявляются в симптоматике кризиса  трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).  

Из новообразований  кризиса трех лет возникает тенденция  к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого, ведь взрослые выступают  для ребенка как образцы, и  ребенок хочет действовать, как  они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает  с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д.Б. Эльконин[10]. 

Кризис семи лет. На основе возникновения личного  сознания возникает кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание  того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); симптом «горькой конфеты»: ребенку  плохо, но он старается этого не показать; трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. 

В основе этих симптомов  лежит обобщение переживаний. У  ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая  прямо и непосредственно не накладывается  на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение  этого феномена — чрезвычайно  важный факт: теперь ориентация поведения  будет преломляться через личные переживания ребенка. 

Симптомом, рассекающим  дошкольный и младший школьный возрасты, становится «симптом потери непосредственности»: между желанием что-то сделать и  самой деятельностью возникает  новый момент — ориентация в том, что принесет ребенку осуществление  той или иной деятельности Симптом  потери непосредственности — это  внутренняя ориентация в том, какой  смысл может иметь для ребенка  осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, — там и тогда ребенок переходит в новый психологический возраст[11]. 
 

Кризис требует  перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения  с обществом как с совокупностью  людей, осуществляющих обязательную, общественно  необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция  к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко  более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к  семи годам, смешивают с проблемой  готовности ребенка к школьному  обучению. Наблюдения в первые дни  пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе  у многих детей еще нет. 

Кризис подросткового  возраста. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить  неравномерно, из-за чего в подростке  одновременно существуют и "детское", и "взрослое". По Л.С. Выготскому,[12] в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает  огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте - от школьников, с детским  обликом и интересами, до почти  взрослых подростков, уже приобщившихся  к некоторым сторонам взрослой жизни. 

Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего  в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: 1) необходимость  реконструкции телесного образа "Я" и построение мужской или  женской "родовой" идентичности; 2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся  совместным с партнером эротизмом  и соединением двух взаимодополняющих  влечений. 

Становление идентичности (выходит за границы отрочества и  охватывает время от 13-14 до 20-21 года). В течение всего подросткового  возраста постепенно формируется новая  субъективная реальность, преобразующая  представления индивида о себе и  другом. Становление психосоциальной  идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание  временной протяженности собственного "Я",включающей детское прошлое  и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного  от интериоризированных родительских образов; 3) осуществление системы  выборов, которые обеспечивают цельность  личности (в основном речь идет о  выборе профессии, половой поляризации  и идеологических установках). 

Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто  и весь период именуют "критическим", "переломным".  

Для подростков нетипичны  ни личностные кризисы, ни крах "Я"-концепции, ни тенденции к отказу от ранее  приобретенных ценностей и привязанностей. Им свойственно стремление к консолидации своей идентичности, характеризующейся  сосредоточенностью на своем "Я", отсутствием противоречивых установок  и в целом отказом от любых  форм психологического риска. Они сохраняют  также сильную привязанность  к родителям и не стремятся  к излишней самостоятельности в  мировоззрении, социальных и политических установках.  

С.Э. Шпрангер описал 3 типа развития в отрочестве. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда  подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных  сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой  процесс развития, когда подросток  сам активно и сознательно  формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем  самоконтроля и самодисциплины. 

Главные новообразования  возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание  своей индивидуальности, а также  чувство любви[13]. 

Ш. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной (физической), которая приходится в  среднем у мальчиков на период между 14-16 годами, у девочек - между 13—15 годами. С ростом культуры период психической  пубертатности удлиняется по сравнению  с периодом физической, что и является причиной многих трудностей в эти  годы[14]. 

Превращение подростка  в юношу проявляется в изменении  основной установки по отношению  к окружающему миру: за негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной  стадии, следует фаза жизнеутверждения, характерная для юношества. 

Основные черты  негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, легкая возбудимость, а также "физическое и душевное недомогание", которые  находят свое выражение в драчливости  и капризности. Подростки неудовлетворены  собой, и эта неудовлетворенность  переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве.  

К этому присоединяется и ряд новых внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы  привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в это время особенно притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присоединяются разочарования. Обычные способы поведения - "пассивная меланхолия" и "агрессивная самозащита". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. 

Окончание фазы связано  с завершением телесного созревания. Позитивный период начинается с того, что перед подростком открываются  новые источники радости, к которым  он до этого времени не был восприимчив: "переживание природы", сознательное переживание прекрасного, любовь. 

Кризис юношеского возраста. Юношеский возраст характеризуется  большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных  реакций и способов выражения  эмоциональных состояний, а также  повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения и эмоциональные  отношения более устойчивы и  осознаны, чем у подростков, и  соотносятся с более широким  кругом социальных условий. 

Юность характеризуется  и расширением круга личностно  значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (морально-нравственные чувства, эмпатия, потребность в  дружбе, сотрудничестве и любви, политические, религиозные чувства и т.д.). Это  связано также с установлением  внутренних норм поведения, и нарушение  собственных норм всегда связано  с актуализацией чувства вины. В юности заметно расширяется  сфера эстетических чувств, юмора, иронии, сарказма, странных ассоциаций. Одно из важнейших мест начинает занимать эмоциональное  переживание процесса мышления, внутренней жизни - удовольствия от "думания", творчества. 

Развитие эмоциональности  в юности тесно связано с индивидуально-личностными  свойствами человека, его самосознанием, самооценкой и т.д. 

Центральное психологическое  новообразование юношеского возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа "Я". Это  связано с усилением личностного  контроля, самоуправления, новой стадией  развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего  мира, его эмансипация от взрослых  

Возрастные сдвиги в восприятии других равным образом  относятся и к самовосприятию, самосознанию. В это время отмечается тенденция подчеркнуть собственную  индивидуальность, непохожесть на других. У юношей формируется собственная  модель личности, с помощью которой  они определяют свое отношение к  себе и другим. 

Открытие "Я", своего уникального внутреннего мира связано  чаще с рядом психодраматических переживаний. 

 Юношеский возраст  - наиболее важный период развития, на который приходится основной  кризис идентичности. За ним следует  либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии - "диффузия  идентичности". 

Интервал между  юностью и взрослым состоянием, когда  молодой человек стремится (путем  проб и ошибок) найти свое место  в обществе,  

Информация о работе Подростковый кризис