Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:03, курсовая работа
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры
Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных
этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего
возраста
2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы
Строптивость. Близка
к негативизму и упрямству, но
имеет специфические
Своеволие. Стремление
к эмансипации от взрослого. Ребенок
сам хочет что-то делать. Отчасти
это напоминает кризис первого года,
но там ребенок стремился к
физической самостоятельности. Здесь
речь идет о более глубоких вещах
— о самостоятельности
Обесценивание взрослых.
Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда
мать услышала от ребенка: «дура»[6].
Протест-бунт, который
проявляется в частых ссорах с
родителями. «Все поведение ребенка
приобретает черты протеста, как
будто ребенок находится в
состоянии войны с окружающими,
в постоянном конфликте с ними»,
— писал Л.С. Выготский[7].
Деспотизм. Встречается
в семье с единственным ребенком.
Ребенок проявляет
Западноевропейские
авторы выделяют в кризисных явлениях
негативные моменты: ребенок уходит,
отстраняется от взрослых, рвет социальные
связи, которые раньше объединяли его
со взрослым. Л.С. Выготский[8] подчеркивал,
что такая интерпретация
Кризис трех лет
представляет собой ломку взаимоотношений,
которые существовали до сих пор
между ребенком и взрослым. К концу
раннего возраста возникает тенденция
к самостоятельной
Перестройка отношений
возможна только в том случае, если
происходит отделение ребенка от
взрослого человека. Существуют явные
признаки такого отделения, которые
проявляются в симптоматике кризиса
трех лет (негативизм, упрямство, строптивость,
своеволие, обесценивание взрослых).
Из новообразований
кризиса трех лет возникает тенденция
к самостоятельной
Кризис семи лет.
На основе возникновения личного
сознания возникает кризис семи лет.
Основная симптоматика кризиса: потеря
непосредственности: между желанием
и действием вклинивается переживание
того, какое значение это действие
будет иметь для самого ребенка;
манерничание: ребенок что-то из себя
строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
симптом «горькой конфеты»: ребенку
плохо, но он старается этого не показать;
трудности воспитания: ребенок начинает
замыкаться и становится неуправляемым.
В основе этих симптомов
лежит обобщение переживаний. У
ребенка возникла новая внутренняя
жизнь, жизнь переживаний, которая
прямо и непосредственно не накладывается
на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя
жизнь небезразлична для
Симптомом, рассекающим
дошкольный и младший школьный возрасты,
становится «симптом потери непосредственности»:
между желанием что-то сделать и
самой деятельностью возникает
новый момент — ориентация в том,
что принесет ребенку осуществление
той или иной деятельности Симптом
потери непосредственности — это
внутренняя ориентация в том, какой
смысл может иметь для ребенка
осуществление деятельности: удовлетворение
или неудовлетворение от того места,
которое ребенок займет в отношениях
со взрослыми или другими людьми.
Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая
ориентировочная основа поступка. Согласно
взглядам Д.Б. Эльконина там и тогда, где
и когда появляется ориентация на смысл
поступка, — там и тогда ребенок переходит
в новый психологический возраст[11].
Кризис требует
перехода к новой социальной ситуации,
требует нового содержания отношений.
Ребенок должен вступить в отношения
с обществом как с
Кризис подросткового
возраста. Процесс формирования новообразований,
отличающих подростка от взрослого,
растянут во времени и может происходить
неравномерно, из-за чего в подростке
одновременно существуют и "детское",
и "взрослое". По Л.С. Выготскому,[12]
в его социальной ситуации развития
наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая
развитие взрослости (занятость школьной
учебой, отсутствие других постоянных
и социально значимых обязанностей,
материальная зависимость и родительская
опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация,
некоторая самостоятельность, субъективное
ощущение взрослости и т.п.). Это создает
огромное разнообразие индивидуальных
вариантов развития в подростковом
возрасте - от школьников, с детским
обликом и интересами, до почти
взрослых подростков, уже приобщившихся
к некоторым сторонам взрослой жизни.
Пубертатное развитие
(охватывает временной промежуток от
9-11 до 18 лет). В течение относительно
короткого периода, занимающего
в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает
значительные изменения. Это влечет
за собой две основные задачи: 1) необходимость
реконструкции телесного образа
"Я" и построение мужской или
женской "родовой" идентичности;
2) постепенный переход к взрослой
генитальной сексуальности, характеризующейся
совместным с партнером эротизмом
и соединением двух взаимодополняющих
влечений.
Становление идентичности
(выходит за границы отрочества и
охватывает время от 13-14 до 20-21 года).
В течение всего подросткового
возраста постепенно формируется новая
субъективная реальность, преобразующая
представления индивида о себе и
другом. Становление психосоциальной
идентичности, лежащее в основе феномена
подросткового самосознания, включает
три основные задачи развития: 1) осознание
временной протяженности
Открывается подростковый
возраст кризисом, по которому часто
и весь период именуют "критическим",
"переломным".
Для подростков нетипичны
ни личностные кризисы, ни крах "Я"-концепции,
ни тенденции к отказу от ранее
приобретенных ценностей и
С.Э. Шпрангер описал
3 типа развития в отрочестве. Первый
тип характеризуется резким, бурным,
кризисным течением, когда отрочество
переживается как второе рождение,
в итоге которого возникает новое
"Я". Второй тип развития - плавный,
медленный, постепенный рост, когда
подросток приобщается к
Главные новообразования
возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я",
возникновение рефлексии, осознание
своей индивидуальности, а также
чувство любви[13].
Ш. Бюлер отличает
психическую пубертатность от телесной
(физической), которая приходится в
среднем у мальчиков на период
между 14-16 годами, у девочек - между 13—15
годами. С ростом культуры период психической
пубертатности удлиняется по сравнению
с периодом физической, что и является
причиной многих трудностей в эти
годы[14].
Превращение подростка
в юношу проявляется в
Основные черты
негативной фазы: повышенная чувствительность
и раздражительность, беспокойство,
легкая возбудимость, а также "физическое
и душевное недомогание", которые
находят свое выражение в драчливости
и капризности. Подростки неудовлетворены
собой, и эта неудовлетворенность
переносится на окружающий мир, иногда
приводя их к мысли о самоубийстве.
К этому присоединяется
и ряд новых внутренних влечений
к тайному, запрещенному, необычному,
к тому, что выходит за пределы
привычной и упорядоченной
Окончание фазы связано
с завершением телесного
Кризис юношеского
возраста. Юношеский возраст
Юность характеризуется
и расширением круга личностно
значимых отношений, которые всегда
эмоционально окрашены (морально-нравственные
чувства, эмпатия, потребность в
дружбе, сотрудничестве и любви, политические,
религиозные чувства и т.д.). Это
связано также с установлением
внутренних норм поведения, и нарушение
собственных норм всегда связано
с актуализацией чувства вины.
В юности заметно расширяется
сфера эстетических чувств, юмора, иронии,
сарказма, странных ассоциаций. Одно из
важнейших мест начинает занимать эмоциональное
переживание процесса мышления, внутренней
жизни - удовольствия от "думания",
творчества.
Развитие эмоциональности
в юности тесно связано с индивидуально-
Центральное психологическое
новообразование юношеского возраста
- становление устойчивого
Возрастные сдвиги
в восприятии других равным образом
относятся и к самовосприятию,
самосознанию. В это время отмечается
тенденция подчеркнуть
Открытие "Я", своего
уникального внутреннего мира связано
чаще с рядом психодраматических
переживаний.
Юношеский возраст
- наиболее важный период
Интервал между
юностью и взрослым состоянием, когда
молодой человек стремится (путем
проб и ошибок) найти свое место
в обществе,